4.1. Основы формирования структуры оптовой торговли. Структурная перестройка деятельности оптовой торговли предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
Потребности регионального рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность через оптовые продовольственные рынки, торговые дома, распределительные центры, мелкооптовые магазины.
Цели:
- создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными и трансакционными издержками;
- поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий промышленности края;
- формирование резервных источников финансового обеспечения для северного завоза;
- предоставление широкого круга услуг предприятиям розничной сети (информация, складские площади, погрузо-разгрузочные работы, лизинг оборудования, транспортно-экспедиционные услуги).
Задачи:
формирование оптового звена, в том числе муниципального, в целях создания системы товародвижения, благоприятствующего промышленным предприятиям края и способствующего оптимальному соотношению товаров местного производства и завезенных из-за пределов края;
использование бывших оптовых баз для создания мелкооптовых и оптовых рынков, проведение их реконструкции и оснащения оборудованием за счет средств, получаемых от арендаторов складских помещений и оказания дополнительных услуг;
восстановление и развитие краевых оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя. С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат. На закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;
создание развитой структуры каналов товародвижения, поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в крае;
развитие посреднических оптовых структур (дистрибьюторы, торговые агенты, комиссионеры и т. п.). Основным предметом их деятельности должно стать информационное обеспечение (о товаре, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т. д.);
развитие организаторов оптового оборота (ярмарки, выставки-ярмарки, оптовые рынки), не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского рынка.
4.2. Основы формирования структуры розничной торговли.
Розничная торговля - ведущее звено рынка потребительских товаров. Здесь завершается процесс товародвижения, реализуется стоимость и общественная полезность экономических благ.
Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
Для выполнения поставленных целей необходимы:
разработка и утверждение в каждом районе перспективного плана развития и размещения стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли, включающей в себя придорожную торговлю;
развитие специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки (микрорайонах);
формирование сети торговых центров, универсальных комплексов, мелкооптовых складов-магазинов, торговых домов на базе магазинов с торговой площадью более 400 кв. м;
развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
развитие сети магазинов на базе муниципальных розничных торговых предприятий, обслуживающих социально незащищенные слои населения;
возобновление работы комиссионных магазинов, магазинов, работающих по методу самообслуживания, и магазинов, реализующих товары в кредит;
формирование и развитие фирменной торговой сети промышленных предприятий края, а также оптовых организаций, отвечающих основным функциональным требованиям по изучению покупательского спроса и конъюнктуры рынка;
размещение мест мелкорозничной сети в городах и районах края на конкурсной основе с учетом месторасположения предприятий, стационарной торговли;
выделение специальных зон для организации ярмарок, сезонных распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.
4.3. Основы формирования структуры общественного питания.