Недействующий


Губернатор Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2002 года № 96


Об утверждении Концепции основных направлений
развития торговли Хабаровского края до 2010 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора Хабаровского края от 10.09.2020 N 96.
____________________________________________________________________


В целях повышения эффективности деятельности отрасли “Торговля” и улучшения торгового обслуживания населения края

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию основных направлений развития торговли Хабаровского края до 2010 года.  

2. Внести в постановление главы администрации края от 10 ноября 2000 г. № 378 “Об организации и перспективах развития, торговли Хабаровского края до 2003 года” следующее изменение:  

в пункте 2 слова “до 2003 года” заменить словами “до 2010 года”.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания края Павлова Э.А.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

    Губернатор
В. И. Ишаев



     УТВЕРЖДЕНА
     Постановление
     Губернатора края
     от 13 февраля 2002 года № 96

КОНЦЕПЦИЯ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ДО 2010 ГОДА

     
г. Хабаровск 2002 г.



Концепция основных направлений развитие торговли Хабаровского края до 2010 года (далее именуется - Концепция) определяет основные направления развития торговых предприятий различных форм собственности на долгосрочную перспективу.

I. Современное состояние отрасли “Торговля”
цель и задачи Концепции


Торговля - важнейшая отрасль экономики и сферы жизнеобеспечения населения потребительскими товарами. В ней сталкиваются экономические интересы продавцов и покупателей посредством согласования потребительского спроса и предложения, происходит окончательное признание общественной ценности благ и услуг. Торговля - один из важнейших источников накопления инвестиционных ресурсов для развития бизнеса и бюджетных доходов государства, динамичная сфера приложения труда и капитала.

В ходе экономических преобразований последнего десятилетия XX столетия в торговле края произошли кардинальные преобразования, прежде всего в формах собственности и формах предпринимательской деятельности, сформировалась рыночная конкурентная среда. На потребительском рынке края действует около 10,8 тыс. самостоятельных субъектов хозяйствования. На начало 2001 года в Хабаровском крае работало 4417 стационарных предприятий розничной торговли площадью 305 тыс. кв. м, 1197 предприятий общественного питания на 74,6 тыс. посадочных мест, 62 рынка на 9,7 тыс. торговых мест и 3420 точек мелкорозничной сети. По специализации торговые предприятия распределяются: 47,5% -продовольственные, 27,5% -непродовольственные, 23,6% - смешанные, 1,4% - рынки.

В структуре объема продаж субъекты малого предпринимательства составляют 45%, средние и крупные организации - 32%, рынки - 23%. Более 90% продукции реализуется через предприятия негосударственной формы собственности.

Сложившаяся структура предприятий торговли - следствие первоначального этапа перехода планово-распределительной экономики в рыночную, с преобладанием малых предприятий и единоличных субъектов хозяйствования, что позволило, с одной стороны, ликвидировать товарный дефицит, а с другой - обусловило низкий уровень концентрации и централизации капитала, что, в свою очередь, сдерживает развитие качественных параметров потребительского рынка.

В торговле имеют место факты теневого оборота, продолжается наращивание цен из-за не всегда оправданного роста звенности товародвижения.

В результате теневого бизнеса идет сокрытие доходов предприятий и организаций торговли, следовательно, и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Материальная база оптовых предприятий нуждается в реконструкции, техническом перевооружении и обновлении.

Более чем на 27% произошло сокращение общедоступных предприятий общественного питания.

Торговля в экономике края составляет: 10% в Валовом региональном продукте, 0,8% в стоимости основных производственных фондов, 13% в общей занятости, 1,4% в инвестициях, 9,7% в добавленной стоимости, 7,4% в общей сумме налоговых поступлений.

За 2001 год ожидаемый товарооборот составит 26,0 млрд. руб., оборот общественного питания - 1155 млн. руб., что к 2000 году в сопоставимых ценах - 107 и 100 процентов соответственно.

Ожидаемое поступление налогов и сборов по отрасли в территориальный бюджет определено в сумме 527 млн. руб.

Улучшилась финансовая ситуация предприятий торговли и общественного питания. В текущем году количество убыточных предприятий в сфере розничной торговли сократилось до 25%, общественного питания - до 28 %, оптовой торговли - до 33%.

Целью разработки настоящей Концепции является развитие потребительского рынка края и удовлетворение потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- обеспечение потребительского рынка края товарами, отвечающими требованиям безопасности и качества;     

- формирование развитой системы товародвижения с применением традиционных и передовых методов обслуживания;

- создание благоприятных условий, способствующих продвижению на потребительский рынок товаров, производимых промышленными предприятиями края и отечественными товаропроизводителями;

- развитие материально-технической базы торговли;

- создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий торговли и общественного питания;

- создание единой информационной системы торговли в крае;

- укрепление нормативно-правовой базы развития торговли.

II. Совершенствование нормативно-правовой базы

Деятельность субъектов торговли регламентируется гражданским законодательством, специальным законодательством в области защиты конкуренции, защиты прав потребителей, Налоговым, Уголовным кодексом и множеством подзаконных актов органов власти федерального, краевого и муниципального уровней. Такая рассредоточенность нормативно-правовой базы не обеспечивает эффективного правового регулирования торговой деятельности.

Цель совершенствования нормативно-правовой базы заключается в создании равных условий на потребительском рынке для всех субъектов торговой деятельности независимо от их формы собственности, исключающих ведение теневого оборота в торговле.

Для чего необходимо решение следующих задач:

разграничение предметов ведения краевых и муниципальных органов исполнительной власти;

создание правового режима, стимулирующего инвестиционную деятельность по созданию современной материально-технической базы;   

правовое регулирование деятельности предпринимателей в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”;

- защита потребительского рынка от некачественной и фальсифицированной продукции, принятие на краевом уровне законов “Об организации торговли на рынках”, “Об оптовой торговле в Хабаровском крае”;

защита интересов потребителей и продавцов на основе Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”;

правовая защита социальных прав работников торговли.   

III. Развитие материально-технической базы торговли и общественного питания


В ходе преобразований последних десяти лет существовавшая материально-техническая база торговли края хотя и претерпела позитивные изменения, новее еще не отвечает растущим потребностям и значительно отстает не только от мирового уровня, но и от многих российских регионов.

В силу инвестиционной ограниченности государственного, муниципального и частного капитала обновление материально-технической, базы торговли края должно проходить поэтапно.

На первом этапе - реконструкция и техническое оснащение существующих магазинов, оптовых баз, предприятий общественного питания, нежилых помещений промышленных, строительных, транспортных предприятий под предприятия торговой: деятельности. Реконструкция и строительство муниципальных, государственных и частных рынков.

На втором этапе - техническое и технологическое переоснащение предприятий торговли и питания новым весовым, контрольно-измерительным, информационным, холодильным транспортным и другим высокопроизводительным оборудованием в целях механизации торгового процесса, улучшения условий труда и качества обслуживания покупателей, роста производительности труда персонала.

На третьем этапе - реконструкция на акционерной основе существующих оптовых баз с полным набором информационных, транспортных, консультативных и других услуг.

На четвертом этапе - строительство на основе акционерного капитала в каждом районе края, в первую очередь в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, крупных современных универсальных супермаркетов с полным набором торговых услуг и торгово-коммерческих и социально-культурных комплексов - гипермаркетов с привлечением иностранных инвесторов.

IV. Основные направления формирования структуры торговли и общественного питания


4.1. Основы формирования структуры оптовой торговли. Структурная перестройка деятельности оптовой торговли предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Потребности регионального рынка должны удовлетворяться предприятиями различного типа: оптовыми предприятиями регионального масштаба, средними и мелкими оптовыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность через оптовые продовольственные рынки, торговые дома, распределительные центры, мелкооптовые магазины.

Цели:

- создание эффективной системы товародвижения с минимальными транспортными и трансакционными издержками;

- поддержание благоприятных условий для работы на рынке предприятий промышленности края;

- формирование резервных источников финансового обеспечения для северного завоза;

- предоставление широкого круга услуг предприятиям розничной сети (информация, складские площади, погрузо-разгрузочные работы, лизинг оборудования, транспортно-экспедиционные услуги).

Задачи:

формирование оптового звена, в том числе муниципального, в целях создания системы товародвижения, благоприятствующего промышленным предприятиям края и способствующего оптимальному соотношению товаров местного производства и завезенных из-за пределов края;

использование бывших оптовых баз для создания мелкооптовых и оптовых рынков, проведение их реконструкции и оснащения оборудованием за счет средств, получаемых от арендаторов складских помещений и оказания дополнительных услуг;

восстановление и развитие краевых оптовых предприятий с полным комплексом процесса товародвижения от производителя до потребителя. С решением этого вопроса будет предотвращено заполнение товарного рынка низкокачественной импортной продукцией, снижение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, повышение затрат. На закупку товаров розничными торговыми предприятиями, искусственное удорожание товаров за счет увеличения числа посредников;

создание развитой структуры каналов товародвижения, поддерживающей необходимую интенсивность товаропотоков в крае;

развитие посреднических оптовых структур (дистрибьюторы, торговые агенты, комиссионеры и т. п.). Основным предметом их деятельности должно стать информационное обеспечение (о товаре, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т. д.);

развитие организаторов оптового оборота (ярмарки, выставки-ярмарки, оптовые рынки), не работающих с товаром, но оказывающих услуги по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского рынка.

4.2. Основы формирования структуры розничной торговли.

Розничная торговля - ведущее звено рынка потребительских товаров. Здесь завершается процесс товародвижения, реализуется стоимость и общественная полезность экономических благ.

Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.

Для выполнения поставленных целей необходимы:

разработка и утверждение в каждом районе перспективного плана развития и размещения стационарной торговой сети, мелкорозничной торговли, включающей в себя придорожную торговлю;

развитие специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки (микрорайонах);  

формирование сети торговых центров, универсальных комплексов, мелкооптовых складов-магазинов, торговых домов на базе магазинов с торговой площадью более 400 кв. м;

развитие сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

развитие сети магазинов на базе муниципальных розничных торговых предприятий, обслуживающих социально незащищенные слои населения;

возобновление работы комиссионных магазинов, магазинов, работающих по методу самообслуживания, и магазинов, реализующих товары в кредит;  

формирование и развитие фирменной торговой сети промышленных предприятий края, а также оптовых организаций, отвечающих основным функциональным требованиям по изучению покупательского спроса и конъюнктуры рынка;

размещение мест мелкорозничной сети в городах и районах края на конкурсной основе с учетом месторасположения предприятий, стационарной торговли;

выделение специальных зон для организации ярмарок, сезонных распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.    

4.3. Основы формирования структуры общественного питания.

Перемены, начавшиеся в экономике страны в конце 80-х начале 90-х годов, не лучшим образом сказались на положении общественного питания края.

Серьезные изменения произошли в системе предоставления горячего питания по месту работы, учебы, а также в структуре сети предприятий общественного питания. Взамен крупных предприятий с большими торговыми залами стали открываться небольшие, специализированные, быстрого обслуживания предприятия питания.

Стабилизация, наступившая в 2000 году, привела к росту сети баров и кафе как наименее затратных, открываются рестораны, предлагающие населению широкий комплекс услуг.

Для преодоления негативных последствий реформирования системы общественного питания необходимо повышение качества и безопасности услуг общественного питания на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, распространение торговых технологий, передового отечественного и зарубежного опыта, повышение профессионализма работников.

Основные направления развития общественного питания:

- формирование сети общедоступных предприятий массового питания (кафе, бар, ресторан, столовая, закусочная) с широким набором предлагаемых услуг и высоким качеством обслуживания;

- развитие объектов массового питания в учебных заведениях на основе производственных комплексов школьного питания (комбинаты школьного питания);

- развитие сети массового питания в социальных учреждениях (больницах, домах инвалидов, интернатах) с поддержкой местным бюджетом;

- развитие сети предприятий общественного питания, опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей (на дом, в офис, на предприятие);

- массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, в аэропортах и на вокзалах;

- восстановление сети лечебно-профилактического, диетического питания на предприятиях.

V. Основные направления развития потребительской кооперации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»