ПЛАН
реализации Программы развития муниципальной системы образования на 2002 год
№ | Приоритетные направления и цели деятельности | Проектно-поисковый механизм реализации целей | Формы и средства реализации цели | Сроки исполне-ния | Финансовое обеспечение (тыс. руб.) | Исполнители |
1. | Обновление содержания образования с целью обеспечения самоопределения личности в условиях гражданского общества и правового государства | 1. Развитие вариативных образовательных систем на основе дифференциации потребителей образовательных услуг школы и компонентов самого образовательного процесса: для различных групп учащихся, имеющих отличные образовательные потребности и возможности; неоднородных по национальному составу; отличающихся состоянием - здоровья для выбора собственной образовательной траектории | 1. Разработка, согласование учебных планов школ 2. Комплектование классов с углубленным изучением предметов, профильных классов на основе расширения сотрудничества с вузами, ведомствами, коррекционных классов, специальных (коррекционных) учреждений 3. Комплектование спецмедгрупп в образовательных учреждениях | до 15.08. До 15.09. до 05.09. | Руководители школ, управление образование Руководители школ, управление образования Руководители школ, управление образования | |
2. Проектирование социологических исследований на образовательные потребности населения города, отраслей городского хозяйства; стимулирование расширения спектра образовательных услуг | 1. Мониторинг образовательных потребностей родителей, учащихся с целью расширения спектра образовательных услуг. | Январь. февраль | Управление образования при сотрудничес-тве с ДВАГСом | |||
3. Совершенство-вание преподавания учебных дисциплин | 1. Спецкурс "Проблемы преподавания учебных дисциплин в условиях обновления содержания образования" (по плану НМИЦ) 2. Внедрение учебно-методического комплекса по русскому языку как государственному (для детей мигрантов, беженцев, имеющих проблемы в освоении русского языка) 3. Регулярно проводимый семинар для учителей, работающих в классах с углубленным изучением предметов (алгебра, русский язык, английский язык, история, биология) | ноябрь Май-сентябрь Январь-декабрь | НМИЦ НМИЦ, совместно с кафедрой русского языка ХГПУ НМИЦ | |||
4. Информатизация образования в МСО | 1. Реализация 1 этапа (2002 год) программы информатизации системы общего образования г. Хабаровска | Январь-декабрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, НМИЦ | ||
2.Соэдание на базе лицея информационных технологий центра открытого образования, системы его ресурсного обеспечения | Октябрь, ноябрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования. НМИЦ, лицей информационных технологий | |||
3. Организация дистанционного обучения участников процесса информатизации и образования | Сентябрь-декабрь |
| Управление образования. НМИЦ, совет информатизации | |||
1.1. | Воспитание подрастающего поколения как субъекта саморазвития: 1.1.1. гражданского общества и правового государства | 1. Внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на политико-правовую социализацию личности | 1. Введение в вариативную часть учебных планов общеобразователь-ных школ учебных курсов, факультативов и Правовое образование учащихся”, “Защита прав потребителя”, “Человек и его дело” | май | Управление образования, НМИЦ | |
2. Научно-практическая конференция “Воспитание демократической культуры и гражданской ответственности на уроках гуманитарного цикла и ОБЖ” 3. Научно-практический семинар "Роль современной независимой прессы в формировании субъектной позиции подрастающего поколения и удовлетворении его информационной потребности | Февраль, Сентябрь | НМИЦ, совместно с ХГПУ НМИЦ, совместно с представителями СМИ | ||||
4. Научно-практический семинар для заместителей директоров по воспитательной работе и председателей органов ученического самоуправления "Воспитание демократической культуры и гражданственности средствами ученического самоуправления" | Апрель | НМИЦ, совместно с ДДЮТ | ||||
1.1.2. интеллектуального и духовного потенциала | 2. Развитие инновационной и экспериментальной деятельности образовательных учреждений | 1. Провести конкурс инновационных образовательных проектов, нацеленных на повышение качества образования | май | Управление образования, НМИЦ | ||
2. Разработка программы “Одаренные дети” с целью выявления, развития и поддержки одаренных детей | Сентябрь | Управление образования, при участии кафедр педагогики, психологии ХГПУ | ||||
3. Разработка системы мероприятий, направленных на методическое сопровождение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в городе | Сентябрь | НМИЦ, совместно с ХК ИППК ПК | ||||
4. Научно-практический семинар “Управление исследовательской деятельностью педагогов и учащихся” | сентябрь | НМИЦ | ||||
5. Организация и участие в государственном централизованном тестировании по учебным дисциплинам выпускников 9, 11 классов | Март-май | Управление образований, РОО | ||||
6. Внедрение преемственных образовательных программ “Школа 2001” | Август-декабрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, специалисты дошкольного образования, НМИЦ | |||
7. Переход на новые образовательные программы по ОБЖ, физической культуре | Сентябрь октябрь | Управление образования, НМИЦ | ||||
3. Проектирование развития системы олимпиадного движения в муниципальной системе образования | 1. Организация работы олимпиадных школ по информатике, истории, химии, литературе в каникулярное время | июль-август, ноябрь | Управление образования, НМИЦ, совместно с ХГПУ, ДВГУПС, ХГТУ, ДВАГСом. юридическим институтом, институтом прикладной математики, институтом водных и экологических проблем | |||
2. Городские олимпиады школьников | Ноябрь. декабрь | Управление образования, НМИЦ | ||||
3. Индивидуальное обучение учащихся по подготовке к краевым, зональным, российским олимпиадам | Март-декабрь | НМИЦ, совместно с ХГПУ, ДВГУПС, ХГТУ, ДВАГС | ||||
1.1.3. профессионального выбора и творческого самовыражения | 1. Внедрение образовательных Программ предметной области “Технология” по научному, техническому и художественно-прикладному творчеству | Май-сентябрь | Управление образования НМИЦ | |||
2. Мониторинг современного положения молодежи в социально-трудовой - сферы изучение результатов профессионального самоопределения выпускников | Апрель, май | За счет привлеченных средств | Управление образования, НМИЦ, центр занятости населения | |||
3. Методические рекомендации по организации работы психологической службы образовательных учреждений по профориентации | Октябрь | НМИЦ, совместно с ХГПУ | ||||
1.2. | Формирование у обучающихся адекватной современной уровню науки картины мира: Понимание идей: -происхождения мира; -гармоничности встраивания поведения субъекта в мир природы и общества; | 1. Городская научно-практическая конференция “Место и роль предметов естественно-математического цикла в формировании современного мировоззрения педагогов и учащихся” | апрель | НМИЦ. совместно с ХГПУ | ||
|
| 1. Городская научно-практическая конференция “Обновление содержания образования в области гуманитарных и естественно-математических дисциплин” | ноябрь | Управление образования, НМИЦ | ||
3. Проектирование единой системы психолого-педагогического сопровождения личностного развития воспитанников, учащихся | октябрь-декабрь | Специалисты дошкольного, коррекционного образования, органов управления образования | ||||
1.3. | 1.3.1. Интеграция личности в систему мировой и национальных культур: моделирование экологического образователь-ного пространства средствами диалоговых форм общения, синтеза логического и образного мышления | 1. Реализация Программы по улучшению экологического состояния г. Хабаровска на 2001-2005 гг. по отрасли "Образование" | Октябрь-декабрь | За счет средств экологического фонда города | Управление образования. ГЭВЦ, при участии комитета по экологии и охране окружающей среды | |
2. Подготовка методического письма “О формировании экологической культуры и развития экологического мышления в курсах дисциплин естественно-математического цикла | август | Управление образования, ГЭБЦ. НМИЦ | ||||
3. Научно-практический семинар и Моделирование образовательного процесса средствами здоровье сберегающих технологий" | февраль | НМИЦ | ||||
4. Разработка и реализация моделей образовательных программ на основе здоровье сберегающих технологий | Июнь | Управление образования. НМИЦ, МОУ СОШ 44, 27 | ||||
5. Реализация действующего международного орнитологического образовательного проекта “Хабатаке” | август | Управление образования при содействии отдела международных связей | ||||
усиление мировоззренческой направленности деятельности экологических центров, отрядов, проводимых конкурсов, выставок, акций | 1. Акции “Наш двор" | май-июнь | Управление образования, ГЭБЦ, совместно с управлением ЖКХ и ЭЖФ | |||
1.3.2. Учет ценностно-целевых аспектов в системе образования и интеграция их в социокультур-ное пространство, моделируемое на базе направлений программы ЮНЕСКО “Культура мира” | 1. Организация и развитие сотрудничества с образовательными системами Дальневосточного региона, других регионов России, с образовательными системами зарубежных стран (обмен делегациями, региональные семинары, конференции, олимпиады, обмен информационными материалами и др.) | 1. Участие в зональных и всероссийских олимпиадах школьников 2. Участие в региональных, российских научно-практических конференциях, семинарах по вопросам воспитания, ценностных оснований современного образования. 3. Городское родительское собрание | Апрель Апрель-июнь Май | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, НМИЦ Управление образования, НМИЦ Управление образования, при участии отдела по делам молодежи, центра занятости населения, кафедр педагогики и социальных проблем ХГПУ | |
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению учебно-методического комплекса “Вокруг тебя - мир” | Май Ноябрь | НМИЦ при содействии ХК ИППК ПК | ||||
5. Спецкурс для заместителей директоров по воспитательной работе “Проблема интеграции личности в социокультурное пространство мира” | Октябрь. | НМИЦ, при содействии ХГПУ | ||||
6. Мониторинг ценностных ориентаций педагогов, учащихся | ноябрь | Управление образования. НМИЦ | ||||
1.4. | Развитие системы дополнитель-ного образования | |||||
мониторинг образователь-ных потребностей; | 1. Разработка тестов, анкет, направленных на изучение реальных образовательных потребностей социума, личности | Октябрь | Управление образования, НМИЦ, совместно с Институтом психологии и управления | |||
- Организации взаимодействия образователь-ного и социоультур-ного пространства города; | 3. Презентация авторских образовательных программ по расширению творческой деятельности педагогов, учащихся, родителей | Май | Управление образования, руководители УДО | |||
4. Создание оптимальной сети и расширение спектра дополни- тельных образовательных услуг | Декабрь | Управление образования, | ||||
5. Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности УДО по организации образовательного процесса с целью повышения его качества | Июль-декабрь | Управление образования | ||||
-организация внеурочной работы образователь-ных учреждений на базе системы дополнительного образования | 1. Организация профильной подготовки воспитанников детских домов, школ-интернатов (7-11 классов) | Сентябрь-декабрь | За счет внебюджетных средств | Управление образования | ||
2. | Развитие об разовательных учреждений как воспитательных систем 2.1. Развитие духовных потребностей личности на основе общечеловечес-ких ценностей через создание условий | 1. Разработка подпрограммы “Правопорядок” - воспитание гражданственности, профилактика правонарушений и преступлений | апрель-декабрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, НМИЦ. специалисты дополнитель-ного образования, при содействии кафедры педагогики ХГПУ | |
-для жизненного самоопределения; -для самореализации личности | 2. Разработка методических рекомендаций по моделированию воспитательных систем | Август | НМИЦ, совместно с ХК ИППК ПК, институтом психологии и управления | |||
3. Научно-практический семинар "Моделирование вспомогательных систем в образовательных учреждениях" | май январь-май | Управление образования, НМИЦ, при содействии кафедры педагогики ХГПУ, ХК ИППК ПК Управление образования, НМИЦ,При содействии ХГПУ | ||||
4. Продолжение исследования по проблемам воспитания в детских домах | май-октябрь | Управление образования | ||||
5. Разработка планов взаимодействия с Вузами города | ||||||
2.2. Моделирование воспитательных систем на принципах гуманистической направленности и культуросо-образности | 1. Проведение конкурса “Образовательное учреждение как воспитательная система” | ноябрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования | ||
2. Открытие экспериментальных площадок по проблемам воспитания (в рамках конкурса инновационно-образовательных проектов) | сентябрь-Декабрь | Управление образования | ||||
3. Подготовка бюллетеня по итогам городского родительского собрания по проблеме профессионального самоопределения учащихся | июнь | Управление образования, НМИЦ | ||||
4. Издание информационных сборников, бюллетеней по проблемам воспитания и дополнительного образования | август | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, при участии кафедры педагогики, психологии ХГПУ | |||
5. Проведение заседания “Родительского университета психолого-педагогических знаний” | сентябрь | Управление образования, при участии ХГПУ | ||||
6. Разработка методических рекомендаций по отслеживанию уровня подготовки первоклассников | август | НМИЦ, совместно с ХК ИППК ПК | ||||
7. Реализация программы ранней профилактики наркомании и асоциального поведения | Сентябрь октябрь | Управление образования, РОО | ||||
2.3. Развитие субъектной позиции учащихся в обучении и во внеурочной деятельности | 1. Проблемные курсы для руководителей образовательных учреждений по проблемам управления воспитанием | ноябрь-декабрь | В пределах бюджета отрасли | Управление образования, НМИЦ | ||
2. Проведение практикума для классных руководителей по проблеме организации внеурочной деятельности | ноябрь | Управление образования. НМИЦ, совместно с кафедрами педагогики, психологии ХГПУ | ||||
3. Создание детских объединений интеллектуального и духовного саморазвития | октябрь-декабрь | Специалисты дополнительного образования, совместно с кафедрами педагогики, психологии ХГПУ | ||||
4. Разработка методических рекомендаций по овладению технологией развития субъектной позиций учащегося, воспитанников | декабрь | Управление образования. НМИЦ, совместно с ХГПУ, ХК ИППК ПК | ||||
3. 3.1. | Изменение в системе воспитания. Совершенствование системы управления образованием | |||||
3.1.1. Управление структурной перестройкой школы 3.1.2. Управление развитием качества дошкольного, общего и дополнительного образования | 1. Продолжение перехода основной школы на концентрический принцип обучения | Сентябрь-декабрь | Управление образования | |||
| 2. Работа творческой группы по проблеме "Управление качеством дошкольного образования" | в течение года | Управление образования, НМИЦ | |||
3. Методические рекомендации "Показатели и технологии измерения результатов деятельности по управлению развитием качества образования в ДОУ" | ноябрь | НМИЦ. специалисты дошкольного образования | ||||
4. Создание экспериментальных площадок по разработке инновационных моделей по управлению развитием качества образования (в рамках конкурса инновационно-образовательных проектов) | Декабрь | Управление образования | ||||
5. Внедрение новых форм дошкольного образования в практику работы муниципальных ДОУ | Сентябрь-декабрь | Управление образования, специалисты по дошкольному образованию | ||||
3.1.3. Развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением | 1. Городская научно-практическая конференция "Государственно-общественный характер управления образованием; опыт, проблемы, перспективы" | Апрель | Управление образования, НМИЦ, при содействии общественных организаций | |||
2. Разработка целевой программы обучения субъектов органов самоуправления | Октябрь | Управление образования, НМИЦ, совместно с ХК ИППК ПК | ||||
3. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях | Ноябрь | Специалисты дополнительного образования управления образованием | ||||
8. Разработка механизмов целевого взаимодействия органов муниципального управления образованием и органов самоуправления ОУ | Июль | Управление образования, РОО | ||||
9. Работа с СМИ по освещению материалов о деятельности органов государственно-общественного управления образованием | Август | Управление образований НМИЦ | ||||
3.1.4. Управление развитием профессиональ-но-кадровой системы | 1, Разработка подпрограммы "Кадры" | Сентябрь | Управление образования, НМИЦ | |||
2. Обеспечение процесса повышения профессиональной компетентности работников методической службы | Февраль-май | Управление образования, при содействии ХК ИППК ПК | ||||
3. Регулярно проводимый семинар по вопросам психологического обеспечения образовательного процесса для всех категорий работников образования | Январь-декабрь | НМИЦ, при содействии института психологии и управления | ||||
4. Организация и проведение городских туров Всероссийских конкурсов "Школа года", "Учитель года". "Лидер в образовании" | Февраль, май, ноябрь, декабрь | Управление образования. НМИЦ | ||||
3.1.5. Управление образователь-ным учреждением в условиях финансово-экономической самостоятель-ности | 1. Введение бюджетного финансирования учреждений образования на основании краевого норматива | январь февраль | ||||
| 2. Разработать технологию энергорссурсо-сбережения в учреждениях образования и механизм стимулирования работников системы образовании за эффективность их использования | сентябрь-декабрь |
Управляющий Делами
В.Д. Безлепкин