Недействующий


Администрация Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 1999 года N 124


Об основных направлениях содействия занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 8 октября 2015 года N 97

__________________________

          

Вопросы занятости населения в условиях критической ситуации на рынке труда Хабаровского края в 1998 году оставались приоритетным направлением в деятельности администрации края и администраций муниципальных образований городов и районов края. В 1998 году из бюджета края на государственную поддержку деятельности предприятий народнохозяйственного комплекса было направлено около 1,5 млрд. рублей (в виде ссуд, дотаций, льгот и др.), что позволило сохранить рабочие места в жизнеобеспечивающих и приоритетных отраслях экономики края, создать новые рабочие места в районах с критической ситуацией на рынке труда.

Кроме того, за счет краевого заказа на продукцию, необходимую для нужд организаций, финансируемых из бюджета края, были сохранены существующие рабочие места на предприятиях, выполняющих данный заказ, и гарантирована оплата за выполненный объем работ. Активно проводилась работа по обеспечению предприятий края, особенно предприятий военно - промышленного комплекса, оборонным заказом. Была продолжена работа по привлечению дополнительных средств из внебюджетных источников на развитие занятости населения.

Политика стимулирования малого предпринимательства в крае привела к увеличению в 1998 году числа малых предприятий (около 1 тысячи) и индивидуальных предпринимателей (около 2 тысяч), что позволило создать 3,5 тысячи новых рабочих мест. Для организации самозанятости и создания новых рабочих мест были привлечены внебюджетные источники, в том числе зарубежная программа: "Кредитование малого бизнеса", осуществляемая Европейским банком реконструкции и развития, программа микрокредитования малого бизнеса "Рабочий капитал - Россия". В итоге на малых предприятиях занято 92 тысячи работающих, что с учетом численности индивидуальных предпринимателей уже составляет около 20 процентов от общей численности всех занятых в экономике края.

Принимались меры по снижению тенденций социального иждивенчества среди безработных, включая объявление критической ситуации на рынке труда, дифференцированный подход к выплате пособий по безработице.

Наиболее активно общественные работы проводились в городе Хабаровске, Бикинском, Комсомольском, Нанайском и Хабаровском районах, что позволило организовать 180 временных рабочих мест для безработных граждан.

В то же время имеющиеся тенденции в развитии экономики края предопределили такое явление на рынке труда, как значительное превышение предложения рабочей силы над спросом, что не позволило существенно снизить уровень безработицы в крае. Средняя продолжительность безработицы по краю составила 7,2 месяца.

По состоянию на 1 января 1999 г. уровень регистрируемой безработицы составил 4,5 процента к экономически активному населению, что больше общероссийского уровня в 1,7 раза. Наиболее тяжелое положение с занятостью населения сложилось в городах и поселках с моноэкономикой, территориях компактного проживания малочисленных народностей Севера.

Задолженность предприятий и организаций края перед Государственным фондом занятости населения по Хабаровскому краю на 1 января 1999 г. составила 204,6 млн. рублей, что вызвало, в свою очередь, задолженность Государственного фонда занятости населения перед безработными. Сумма общей задолженности по выплате пособий по безработице продолжает расти, на 1 января 1999 г. она превысила свыше 92 млн. рублей.

В целях снижения уровня безработицы, повышения уровня жизни населения края, особенно в городах и районах с критической ситуацией на рынке труда, или переживающих депрессивный период, а также для повышения эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на государственную поддержку отраслей экономики края, сохранение и создание рабочих мест

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

Основные направления содействия занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы;

Мероприятия по содействию занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы.

2. Отраслевым комитетам и департаментам администрации края, главам муниципальных образований городов и районов края совместно с территориальными подразделениями департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю (Бекошина В.Ф.) проводить работу по реализации Основных направлений содействия занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы. В январе 2000 и 2001 годов представить в комитет по экономике администрации края (Левинталь А.Б.) информацию о выполнении Мероприятий по содействию занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление главы администрации края.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава администрации
В.И. Ишаев



УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 24 марта 1999 года N 124

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 1999-2000 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ


Основные направления содействия занятости населения Хабаровского края на 1999-2000 годы (далее - Основные направления) разработаны на основе Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 828), постановлений главы администрации края: от 03.02.97 N 22 "Основные направления содействия занятости населения Хабаровского края на 1997-1998 годы", от 11.08.97 N 357 "О временных мерах по обеспечению выплаты пособий по безработице в связи с критической ситуацией на рынке труда Хабаровского края", от 27.03.98 N 121 "Об объявлении критической ситуации на рынке труда Хабаровского края".

Главной целью Основных направлений является снижение уровня безработицы, сохранение и создание рабочих мест на основе государственной поддержки приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей экономики Хабаровского края, развития занятости и самозанятости, более эффективного использования поступающих в край иностранных и внутренних инвестиций.

Данные Основные направления разработаны с учетом состояния и прогноза социально - экономического развития, исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики края, реализации краевых отраслевых программ.

Мероприятия по содействию занятости населения осуществляются, прежде всего, за счет:

- средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации по Хабаровскому краю;

- федеральных средств и средств из внебюджетных источников;

- мер администрации края, направленных на государственную поддержку отраслей и сфер экономики края, развитие малого и среднего предпринимательства и, таким образом, содействующих сохранению и созданию новых рабочих мест.


1. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

(СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ)


1.1. Изменения в сфере занятости


Анализ социально - экономического развития края свидетельствует о продолжающемся процессе диверсификации и реструктуризации отраслевого комплекса, в результате чего происходят разнопорядковые изменения в численности занятых в материальной и нематериальной сферах.

Так, при снижении общей численности занятых в экономике края в 1998 году против 1997 года на 2,2 процента или на 14,9 тыс. человек, численность занятых в материальном производстве снизилась на 3,1 процента или на 13,8 тыс. человек, в то же время в 1997 году по сравнению с 1996 годом, наблюдался прирост работающих в материальном производстве, который составил 26,6 тыс. человек или 6,4 процента, о чем свидетельствует приведенная динамика численности занятого населения Хабаровского края за 1990-1998 годы.


Таблица 1.1.1


Динамика численности занятого населения по некоторым отраслям экономики Хабаровского  края за 1990-1998 годы

тыс. чел.           

Темпы роста в
процентах   
1998 г. к   

  

1990 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1990 г.

1997 г.

1             

2   

3   

4   

5   

6   

7   

Всего в экономике        

802.9

653.7

665.8

650.9

81.0

97.8

в том числе:             

  

  

  

  

  

  

В сфере материального    
производства:            

575.5

411.9

438.5

424.7

73.8

96.9

в том числе:             

  

  

  

  

  

  

Промышленность - всего   

249.0

159.0

147.1

137.9

55.4

93.7

в том числе:             

  

  

  

  

  

  

- электроэнергетика      

8.3

10.7

12.1

12.15

146.4

100.4

- топливная              
промышленность           

3.8

4.7

4.9

4.9

128.9

100.0

- цветная металлургия    

5.2

11.7

9.4

9.0

173.1

95.7

- черная металлургия     

8.1

5.8

2.0

4.2

51.9

в 2 р.

- машиностроение и       
металлообработка         

101.6

53.8

49.8

48.5

47.7

97.4

- лесная,                
деревообрабатывающая и   
целлюлозно - бумажная    
промышленность           

37.3

27.2

24.3

24.0

64.3

98.8

- легкая промышленность  

14.7

3.3

2.7

3.3

22.4

122.2

- рыбная промышленность  

7.9

5.0

5.0

5.1

64.6

102.0

В непроизводственной     
сфере                    

227.4

241.8

227.3

226.2

94.8

99.5

в том числе:             

  

  

  

  

  

  

- жилищно - коммунальное
хозяйство                

37.6

43.7

45

45

119.6

100.0

- непроизводственные виды
бытового обслуживания    
населения                

3.3

3.8

4.0

4.2

127.2

105.0

- образование            

81

68.7

68.5

68.2

84.2

99.6

- здравоохранение,       
социальное обеспечение и
физическая культура      

49.3

51.3

50.0

49.8

101.0

99.6

- кредитование, финансы,
страхование              

4.1

6.8

6.4

6.3

153.6

98.4

- культура и искусство   

15.5

12.9

11.7

11.5

74.2

98.3

В период 1990-1998 годов выросла занятость в электроэнергетике (на 46.4%), топливной (на 64.1 %), жилищно - коммунальном хозяйстве (18.4%), в непроизводственной сфере бытового обслуживания населения (на 27.2%).

В 1998 году, благодаря принятым мерам по увеличению выпуска продукции в машиностроении, металлообработке, легкой и рыбной промышленности, удалось сохранить и несколько расширить занятость населения края.

Так, например, в целях реорганизации и поддержки металлургического комплекса, под гарантию администрации края, был получен кредит ОАО "Амурметалл", что позволило продолжить начатую в 1997 году работу по модернизации производства и сохранить занятость для ранее работавших в отрасли.

Реструктуризация производства в АО "Морские ресурсы" и создание на его базе двух, смешанной формы собственности, предприятий "Востокрыбпром" и "Совгаваньрыба" позволили сохранить основной контингент работающих и тем самым сохранить квалифицированные кадры океанического промысла на побережье Татарского пролива.

Расширение объемов производства в АО "Комсомолка" позволило через сеть его филиалов создать новые рабочие места в г. Амурске, п. Горный Солнечного района, восстановить их в г. Советская Гавань и открыть филиал в п. Солнечный. Всего в филиалах уже создано 188 рабочих мест.

На действующих малых предприятиях занято 90,5 тысяч человек и с учетом индивидуальных предпринимателей доля работающих в малом бизнесе составляет порядка 20 процентов от общей численности занятых в экономике края (131,5 тысячи), то есть 8,6 процента всего населения края связано с малым бизнесом. В 1998 году по сравнению с 1997 годом рост числа занятых в малом бизнесе составил 102,7 процента.

Выросла численность занятых в сфере финансов, страхования, пенсионном обеспечении, постоянно растет число занятых на рынке потребительских услуг.

Сохранилась практически на том же уровне занятость в здравоохранении и социальном обеспечении, пищевой промышленности.

Однако продолжается отток занятых в непроизводственную сферу. Так соотношение занятых в сферах нематериального и материального производства составляло в 1990 году соответственно 28 и 72 процента, а в 1998 году 34,8 и 65,2 процента.

Изменяется численность занятых по формам собственности. В частности, количество работающих в негосударственном секторе экономики увеличилось по сравнению с 1990 годом более чем в 14 раз и составляет порядка 50 процентов от общей численности занятых против 2,8 процента в 1990 году.

Сохраняется превышение числа работников, выбывших с предприятий, над числом принятых на работу. За девять месяцев 1998 года количество принятых на работу в крупные и средние предприятия по-прежнему было меньше выбывших, разница составила 13,1 тыс. человек, при этом уровень замещения выбывших работников принятыми составил 85,7 процента против 85,4 процента в соответствующем периоде 1997 года. Доля выбывших по собственному желанию увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1997 года с 63,7 процента до 67 процентов.

Ликвидация и реорганизация отдельных предприятий и видов производств обусловили увеличение числа лиц, выбывших в связи с сокращением численности персонала. За девять месяцев 1998 года доля работников, выбывающих в связи с сокращением численности персонала, составила 10,7 процента против 8,6 процента в соответствующем периоде 1997 году.

Наблюдалось увеличение масштабов вынужденной неполной занятости. За девять месяцев 1998 года на крупных и средних предприятиях, численность работников, работавших неполное рабочее время, и число работников, вынужденных пойти в отпуск по инициативе администрации, составила более 110 тыс. человек или 25,2 процента от среднесписочной численности. В соответствующем периоде 1997 года эти показатели составляли соответственно 71,7 тыс. человек или 15,8 процента. В большей степени неполная занятость коснулась работников, занятых в промышленности (54,2% от среднесписочной численности) и транспорта (63,3%).

Значительные размеры неполной занятости, задержки по выплате заработной платы, а также сложности с трудоустройством, обусловили распространение вторичной и неформальной занятости.

В экономике края имеет место неэффективная занятость, в частности, снижение объемов производства не сопровождается адекватным сокращением численности работников в результате на предприятиях существует излишняя численность работников и низкая производительность труда.

Занятость работоспособных членов семьи в личном подсобном хозяйстве, на промыслах (рыбная ловля, охота, заготовка дикоросов) зачастую является первичным и единственным источником существования семьи, особенно в северных и отдаленных селах и поселках.

На 1 января 1999 года численность привлеченной иностранной рабочей силы составила 2854 человека, что на 2.6 процента меньше по сравнению с 1997 годом. Общая численность привлекаемой иностранной рабочей силы в крае в последние годы стабилизировалась и не превышает за год 3000 человек, что составляет 0,4% от общей численности занятых в народном хозяйстве. Среди привлекаемой иностранной рабочей силы в 1998 году значительную часть составляют граждане КНДР, стран СНГ (Украина) и КНР.

Динамика использования иностранной рабочей силы отражена в таблице 1.1.2.


Таблица 1.1.2


Численность и структура иностранной рабочей силы в Хабаровском крае


(человек)

Годы

Всего

Промышленность

Строительство

Сельское
хоз-во

Транспорт

Торговля

Прочие

1994

842

65     

429     

99  

-    

115  

134

1995

3400

1914     

568     

467  

150   

106  

195

1996

2962

1276     

449     

817  

224   

77  

119

1997

2930

1497     

558     

495  

137   

203  

40

1998

2854

1500     

593     

399  

-    

282  

80

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»