Администрация Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2000 года N 256
Об утверждении территориальных методических указаний о порядке
определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости,
принадлежащих юридическим лицам и расположенных
на территории Хабаровского края (ТСН-МУ 81-06-00-ХБ)
(с изменениями на 19 апреля 2007 года)
_______________________________
Утратило силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 15 июня 2011 года N 57
_____________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 апреля 2007 года N 61
________________________________
Во исполнение Федерального Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края, утвержденной постановлением главы администрации края от 29 июня 1999 г. N 253, и в целях установления единой методологии определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам и расположенных на территории Хабаровского края, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Территориальные методические указания о порядке определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам и расположенных на территории Хабаровского края (ТСН-МУ 81-06-00-ХБ), разработанные на основании Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 30 декабря 1999 г. N 93, и нормативно - методической документации по сметному ценообразованию в строительстве.
2. Государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации" (Потапов В.А.) и муниципальным образованиям городов Хабаровска (Филиппов П.Д.) и Комсомольска-на-Амуре (Михалев В.П.):
2.1. Проводить техническую инвентаризацию с определением инвентаризационной стоимости по всем объектам недвижимости независимо от их технического состояния, действующим и недействующим, законсервированным, находящимся в резерве, подготовленным к списанию, но не оформленным соответствующими актами в установленном порядке.
2.2. Передавать сведения о выявлении у юридических лиц самовольно возведенных, бесхозяйных и скрытых от учета зданий и сооружений комитету по управлению государственным имуществом Хабаровского края, органам местного самоуправления и налоговым инспекциям городов и районов края в течение 10 дней после окончания инвентаризации для принятия решения по определению на основании инвентаризационной стоимости налогооблагаемой базы и взысканию налога на имущество в соответствующий бюджет.
3. Поручить государственному учреждению "Краевое бюро технической инвентаризации":
3.1. Осуществлять на территории края контроль за организацией, качеством технической инвентаризации объектов недвижимости и определением инвентаризационной стоимости зданий и сооружений, включая инженерные коммуникации.
3.2. Проводить обучение специалистов по выполнению работ по технической инвентаризации и расчету инвентаризационной стоимости объектов недвижимости совместно с региональным центром по ценообразованию в строительстве и оценке недвижимости комитета по строительству администрации края.
4. Поручить комитету по строительству администрации края (Гейт Б.В.):
4.1. Ежегодно разрабатывать укрупненные территориальные индексы для определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости городов и населенных пунктов края по состоянию на 1 января текущего года и представлять их не позднее 25 января т.г. на утверждение главы администрации края.
4.2. Рассматривать разногласия по вопросу определения инвентаризационной стоимости, возникшие между органами технической инвентаризации, государственными органами, налоговыми службами и юридическими лицами.
5. Главам городов Хабаровска Филиппову П.Д. и Комсомольскана-Амуре Михалеву В.П. указать на недостаточную организацию работ в области технического учета в части определения стоимости объектов недвижимости и рекомендовать в течение двух месяцев разработать нормативно - методическую базу по определению инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, расположенных на территориях городов.
6. Пресс - службе департамента средств массовой информации, молодежной политики и спорта администрации края (Зимина Н.Б.) опубликовать настоящее постановление в изложении в газете "Тихоокеанская звезда".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, председателя комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края Громову Г.А.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации В.И. Ишаев
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 14 июля 2000 г. N 256
(с изменениями на 19 апреля 2007 года)
1.1. Во исполнение Концепции создания системы управления недвижимостью на территории Хабаровского края, утвержденной постановлением главы администрации края от 29 июня 1999 г. N 253, а также в целях установления единого порядка определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и недвижимых имущественных комплексов (далее - объектов недвижимости) в крае вводятся в действие Территориальные методические указания о порядке определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам и расположенных на территории Хабаровского края, ТСН МУ 81-06-00-ХБ (далее - Методика).
1.2. Методика разработана региональным центром по ценообразованию в строительстве и оценке недвижимости комитета по строительству администрации Хабаровского края, аккредитованным Госстроем России в качестве организации, специально уполномоченной на осуществление деятельности в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве на территории Хабаровского края (свидетельство N 14 от 18.03.1999).
1.3. Методика разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации на основании:
- Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), введенных в действие постановлением Госстроя России от 26.04.1999 N 31;
- Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации, утвержденного постановлением Госстроя России от 30.12.1999 N 93;
- постановлений, методических и нормативных документов Госстроя России и Межведомственной комиссии по ценообразованию в строительстве администрации Хабаровского края по вопросам формирования текущей стоимости объектов недвижимости в условиях рыночной экономики.
1.4. Настоящая Методика устанавливает единый порядок определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и комплексов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенных, специальных и технологических функций, в том числе жилищно - гражданского, производственного и непроизводственного назначения, в зависимости от вида отрасли и конструктивных решений зданий и сооружений.
1.5. Техническая инвентаризация объектов недвижимости заключается в следующем:
- проверка наличия зданий, строений и сооружений и принадлежности их юридическому лицу (предприятию или организации);
- установление состава объектов недвижимости в имущественных комплексах, их местоположения, назначения и фактического использования;
- выявление технического состояния зданий, строений и сооружений, их фактического физического износа;
- определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости с учетом текущих рыночных удорожаний, сложившихся в строительном комплексе при возведении аналогичных объектов в городах, поселках городского типа и населенных пунктах Хабаровского края по состоянию на дату проведения инвентаризации.
1.6. Инвентаризационная стоимость определяется по всем объектам недвижимости, в том числе по зданиям, строениям и сооружениям, включая передаточные устройства (далее - сооружения), находящимся в собственности предприятий и организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении, и другим объектам, независимо от их технического состояния, действующим и недействующим, законсервированным, находящимся в резерве, подготовленным к списанию, но не оформленным в установленном порядке соответствующими актами.
1.7. Краевым, городскими и районными органами БТИ определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости выполняется с использованием настоящей территориальной методики в случае:
- проведения технического учета и технической инвентаризации зданий, строений и сооружений и их регистрации;
- проведения государственного контроля налоговыми органами достоверности налогооблагаемой базы при определении налога на имущество, принадлежащее юридическим лицам;
- выявления самовольно возведенных, законченных строительством зданий, строений и сооружений, не включенных в технический паспорт объектов в составе имущественного комплекса предприятия, по которым в бухгалтерском учете отсутствуют стоимостные показатели;
- раздела объектов недвижимости между дольщиками;
- поручений, полученных от органов администрации края и муниципальных образований, судебных органов, для решения государственных задач, связанных с использованием инвентаризационной стоимости зданий, строений и сооружений.
В Методике используются следующие основные термины и понятия:
Объекты недвижимости - все объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их по назначению невозможно, в том числе здания и сооружения, леса и многолетние насаждения (ст. 130 ГК РФ).
Здания - строительная система, состоящая из несущих и ограждающих конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов.
Памятники истории и культуры - здания и сооружения, имеющие культурную или историческую ценность, находящиеся на государственной охране и зарегистрированные в установленном порядке в Научно - производственном центре по охране памятников истории и культуры (НПЦ по ОПИК).
Пристройка - часть здания или сооружения, имеющая общие несущие и ограждающие конструкции с основным зданием или сооружением, расположенная вне контура его основных капитальных конструкций, может иметь иное назначение, отличное от основного здания или сооружения.
Сооружение - инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций или осуществления различных непроизводственных функций. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации такие, как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения системы связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Объекты незавершенного строительства - здания и сооружения:
- строительство которых продолжается, приостановлено, законсервировано или окончательно приостановлено, но не списано в установленном порядке;
- находящиеся в эксплуатации, по которым не оформлены согласно СНиП акты ввода в эксплуатацию здания или сооружения. (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 апреля 2007 года № 61 -см.предыдущую редакцию).
Технический учет - составление технического паспорта унифицированной формы, выполнение графической и другой стандартизированной учетно - технической документации в установленном порядке с описанием технических характеристик объекта (ов) недвижимости (земельного участка, здания и сооружения). Присвоение объекту инвентарного, реестрового и кадастрового номера и внесение информации в Реестр недвижимости города и района на конкретную дату.
Техническая инвентаризация - комплекс работ, осуществляемый путем проведения плановых и текущих инвентаризаций зданий и сооружений, включая системы инженерных коммуникаций, благоустройство и уточнение инвентаризационной стоимости с учетом всех изменений в объекте недвижимости, произошедших за несколько лет его эксплуатации (капитальный ремонт, реконструкция, пристройка, надстройка, снос, установление его фактического физического износа), и отражением их в техническом паспорте объекта и Реестре недвижимости. Техническая инвентаризация проводится в обязательном порядке не реже одного раза в пять лет.
Базисная стоимость - это стоимость зданий и сооружений, определенная в базисных сметных ценах 1969, 1984 и 1991 годов, полученная путем расчета сметной стоимости по действующим в соответствующий период сметным нормам и ценам, или сметная стоимость, исчисленная пересчетом с помощью применения индексов, установленных Госстроем СССР или РСФСР.
Восстановительная стоимость - это стоимость объекта, учитывающая общественно необходимые затраты на воспроизводство точной копии объекта недвижимости в современных условиях с использованием аналогичных материалов и сохранением всех его эксплуатационных параметров, определенная на дату оценки в текущих рыночных ценах, сложившихся в строительном комплексе конкретных городов, поселков городского типа и населенных пунктов Хабаровского края.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость, уменьшенная на величину стоимостного выражения фактического физического износа объекта недвижимости по состоянию на дату его оценки.
Физический износ - это показатель постепенной утраты зданиями и сооружениями их первоначальных естественных свойств и технико - эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности), полученной в результате эксплуатации объектов недвижимости, воздействия природно - климатических факторов и чрезвычайных обстоятельств.
Самовольная постройка - это здание, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (ст. 222 ГК РФ).
Территориальные (зональные) индексы - это поправочные коэффициенты к базисной стоимости объектов, учитывающие рыночные удорожания, сложившиеся при строительстве аналогичных зданий, строений и сооружений в конкретных городах, поселках городского типа и населенных пунктах Хабаровского края, рассчитанные на 1 января текущего года и действующие до 1 января будущего года.
Примечание.
Территориальные индексы рассчитываются региональным центром по ценообразованию в строительстве и оценке недвижимости на основании ресурсно - технологических моделей, регионального банка ценовых показателей на материально - технические и трудовые ресурсы (заработную плату), полученных в результате постоянного мониторинга цен на строительную продукцию по зонам сосредоточенного строительства Хабаровского края.
3.1. Расчет инвентаризационной стоимости по зданиям, строениям и сооружениям, включая инженерные коммуникации, производится в четыре этапа, в том числе:
- первый - базисной стоимости объектов (Сб);
- второй - восстановительной стоимости объектов в текущих рыночных ценах, сложившихся в строительном комплексе (Св);
- третий - суммарного выражения физического износа (Сфиз);
- четвертый - инвентаризационной стоимости зданий и сооружений (Синв).
3.2. Первый этап - определение базисной стоимости (Сб) объектов недвижимости проводится несколькими методами в зависимости от года ввода в эксплуатацию, наличия проектно - сметной документации и другой технической документации, в том числе:
3.2.1. По объектам, на которые отсутствует проектно - сметная документация, акты ввода их в эксплуатацию или в таких актах не указана фактическая сметная стоимость, базисная стоимость рассчитывается по объектам, построенным до 1991 года: (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 апреля 2007 года № 61 -см.предыдущую редакцию).
- по укрупненным показателям восстановительной стоимости зданий и сооружений (УПВС-69; -71 гг.), в зависимости от отрасли, функционального назначения, конструктивного решения, территориального пояса, климатического района и других особенностей;
- по укрупненным показателям восстановительной стоимости 1 кв. м общей площади жилых домов, 1 куб. м строительного объема здания и сооружения, 1 км автомобильных дорог, инженерных коммуникаций и других единиц измерения в базисных ценах 1984 или 1991 годов, разработанных ведущими проектными институтами и согласованных в региональном центре по ценообразованию в строительстве;
построенным после 1991 года:
- по сметному расчету, составленному методом прямого калькулирования затрат на строительство типовых зданий или объектов, выполненных по индивидуальному проекту. Этот метод является наиболее точным, так как учитывает фактические расходы на возведение объекта и его физический износ, что позволяет исправить все неточности, которые имеются при определении стоимости с использованием укрупненных показателей восстановительной стоимости и усредненных отраслевых индексов;
- по стоимости объектов - аналогов: зданий и сооружений, проектно - сметная документация по которым разработана проектными институтами, а стоимость определена в базисном уровне сметных норм и цен 1984 или 1991 годов.
3.2.2. По объектам, на которые имеется проектно - сметная документация:
- по актам ввода объектов в эксплуатацию, с указанием по зданиям и сооружениям сметной стоимости, определенной в базисном уровне сметных цен 1969, 1984 и 1991 годов. (Абзац изменен Постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 апреля 2007 года № 61 -см.предыдущую редакцию).
3.2.3. По объектам недвижимости, построенным в разные годы:
- по недвижимым имущественным комплексам, объекты которых построены в разные годы, - определяется по каждому виду объектов недвижимости отдельно в соответствии с вышеперечисленными методами, в зависимости от конкретного срока строительства зданий, сооружений и ввода их в эксплуатацию.