Недействующий

Администрация Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2000 г. N 248

Об основных направлениях развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы

______________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края от 11.01.05 № 2

______________________________________________________________


В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земель, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы (далее - Основные направления).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Основных направлений комитет по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края (Кутелев В.Г.).

3. Комитету по экономике (Левинталь А.Б.), финансовому департаменту (Кацуба А.С.) администрации края при формировании бюджетов на 2000-2002 годы предусматривать выделение средств на реализацию Основных направлений.

4. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края, департаменту по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности (Почеревин Г.Е.), финансовому департаменту и комитету по экономике администрации края внести на рассмотрение Законодательной Думы Хабаровского края вместе с проектом закона о бюджетной системе на 2001 год предложения по финансированию Основных направлений в части, касающейся объемов работ, выполняемых в 2001-2002 годах.

5. Главам муниципальных образований городов и районов края:

- разработать и принять программы развития земельной реформы на своих территориях на период до 2002 года;

- обеспечить выполнение установленных Основными направлениями заданий, финансируемых за счет бюджетов муниципальных образований.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края по экономике Апанасенко Г.В.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава администрации     В.И. Ишаев





УТВЕРЖДЕНО
Постановление
главы администрации края
от 11 июля 2000 г. N 248

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2000-2002 ГОДЫ

ПАСПОРТ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2000-2002 ГОДЫ


Наименование документа     - Основные     направления     развития  земельной   реформы   в   Хабаровском крае   на   2000-2002
                                                          годы  (далее - Основные направления)

Дата принятия решения о                                        - постановление   главы   администрации  Хабаровского   края   от  20  августа
разработке Основных направлений                       1999 года N 309

Государственные заказчики                                    - Государственный   комитет  Российской  Федерации   по   земельной   политике
Основных направлений                                                (координатор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской
                                                                                             Федерации, администрация Хабаровского края

Разработчики Основных  направлений                - комитет   по   земельным  ресурсам  и землеустройству   Хабаровского   края
                                                                                           (далее - крайкомзем). Дальневосточный государственный научно
                                                                                            исследовательский и проектно - изыскательский институт по землеустройству
                                                                                           (далее - институт  ДальНИИгипрозем),    департамент   по  природным
                                                                                           ресурсам  и ресурсодобывающей промышленности  администрации Хабаровского
                                                                                           края

Цели и задачи Основных  направлений             - повышение эффективности использования  земель,    создание    условий    для
                                                                                          увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли
                                                                                          и  превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста

Сроки и этапы реализации                                      - 2000-2002 годы:
Основных направлений                                             I этап - 2000 год;
                                                                                          II этап - 2001-2002 годы

Перечень мероприятий Основных направлений  - разработка  и  совершенствование   на всех уровнях правовой  и  нормативной
                                                                                               базы      регулирования     земельных отношений;
                                                                                               создание    механизма,  реализующего права собственников земельных долей;
                                                                                               создание  механизма, обеспечивающего  приватизацию   городских  земель  при
                                                                                               приватизации  государственных    и  муниципальных  предприятий и развитие
                                                                                               оборота    земель  в    городах   и поселениях;
                                                                                               разграничение  земель,  находящихся в федеральной,  краевой и
                                                                                               муниципальной  собственности;
                                                                                               создание инфраструктуры рынка земли;
                                                                                               ведение  государственного  земельного кадастра;
                                                                                               совершенствование  системы  земельных платежей;
                                                                                               зонирование территорий;
                                                                                               проведение массовой оценки земель;
                                                                                               картографическое,   геодезическое   и  землеустроительное  обеспечение
                                                                                               земельной реформы;
                                                                                               ведение мониторинга земель;
                                                                                               техническое      оснащение     службы  государственного      контроля     за
                                                                                               использованием   и   охраной  земель, создание   денежного   фонда   охраны
                                                                                               земель;
                                                                                               проведение  информационно - разъяснительной  работы  среди населения;
                                                                                               создание специализированного информационно - консультационного центра;
                                                                                               организация   в   высших  и   средних  специальных     учебных    заведениях
                                                                                               лабораторий современных геоинформационных технологий;
                                                                                               подготовка и переподготовка кадров

                                                                     (млн. рублей)
Объемы и источники                         I этап        II этап
финансирования               2000-2002     2000 г.      2001-2002
                                                            годы                       годы

ВСЕГО                                        33,58        11,56         22,02
в том числе:
федеральный бюджет             24,50         8,25         16,25
краевой бюджет                          7,58         2,81          4,77
прочие источники                        1,50         0,50          1,00

Ожидаемые конечные  результаты реализации       - закрепление  конституционных  прав граждан свободно распоряжаться
Основных направлений                                                       участком земли и земельной  долей под  жестким контролем государства;
                                                                                                    разграничение  земель, находящихся  в федеральной,  краевой  и    
                                                                                                    муниципальной  собственности;
                                                                                                     создание рынка земли  и  недвижимости  как единого имущественного
                                                                                                     комплекса;
                                                                                                     создание  благоприятных  условий  для инвестиций;
                                                                                                     эффективное и рациональное использование  земельных  ресурсов на
                                                                                                     всех уровнях управления ими;
                                                                                                     повышение  поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2000-2002 ГОДЫ


Основные направления развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы разработаны в соответствии с бизнес - планом Основных направлений развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы и Федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694.

В связи с тем, что на 1999 год Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике Хабаровскому краю определены лимиты средств по целевым статьям и конкретным мероприятиям по улучшению землеустройства и землепользования и ведению государственного кадастра, в Основных направлениях затраты на 1999 год не предусматриваются. Затраты средств из федерального бюджета для целей реализации Основных направлений увязаны с показателями ассигнований, доведенных комитету по земельным ресурсам и землеустройству Хабаровского края письмом Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике от 3 августа 1999 г. N СС-387 "О разработке региональной программы "Развитие земельной реформы в субъектах Российской Федерации на 1999-2002 годы".

Перечень видов работ, предусмотренных Основными направлениями, финансируемых за счет средств федерального бюджета, принят в соответствии с Федеральной целевой программой.

Перечень видов работ, финансируемых за счет средств краевого бюджета, уточнен с учетом местных условий и задач земельной реформы.

Затраты по видам работ раздела ресурсного обеспечения в Основных направлениях приведены раздельно по видам финансирования.

Общие затраты на реализацию Основных направлений составляют 33,58 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 24,50 млн. рублей (73,0%), за счет средств краевого бюджета - 7,58 млн. рублей (22,6%) и за счет прочих источников - 1,50 млн. рублей (0,4%).

Основными направлениями предусмотрено выполнение работ по оценке земель сельскохозяйственного назначения за счет средств федерального бюджета, земель городов и поселков, а также несельскохозяйственных земель (вне границ населенных пунктов) - за счет средств краевого бюджета. Ведение мониторинга земель и работы по контролю за их использованием предусмотрены только за счет средств краевого бюджета, а картографо - геодезическое обеспечение - за счет средств федерального бюджета.

Организация управления и контроль за реализацией Основных направлений предусмотрены за счет средств краевого бюджета.

Затраты на реализацию мероприятий, предусмотренных Основными направлениями, позволят получить экономический эффект в размере более 0,71 млрд. рублей.


Введение


Хабаровский край располагает огромными земельными ресурсами, но это богатство используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки тысяч гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.

Выходом из такого сложного положения являются определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в крае.

Перед краем стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земель.

Основные направления развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы разработаны в соответствии с Федеральной целевой программой и постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 августа 1999 г. N 309.


1. Основные направления развития земельной реформы в Хабаровском крае на 2000-2002 годы



1.1. Итоги земельных преобразований в Хабаровском крае
в 1991-1998 годах


В крае завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли значительные преобразования.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю.

Проведена реорганизация 53 сельхозпредприятий, в том числе 30 предприятий с приватизацией 265,2 тыс. га сельхозугодий. В итоге 13,2 тысячи работников сельхозпредприятий стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (889 хозяйств), в распоряжение которых передано 19,1 тыс. га земель. Им передано в собственность 9,6 тыс. га. Для организации садоводства и жилищного строительства, личных подсобных хозяйств гражданам передано в собственность 18,2 тыс. га земли. Создан фонд перераспределения земель на площади 104,9 тыс. га. Дополнительно еще около 10 тысяч граждан могут стать собственниками сельскохозяйственных земель в ходе дальнейшей их приватизации.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 74,6 тысяч граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, 211,2 тысячи - для коллективного садоводства и огородничества, 50,1 тысячи - для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится более 50,0 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,12 до 0,22 га, а для садоводства - с 0,09 до 0,10 га.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, получили более 200 тысяч граждан, более 10 тысяч юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 26,8 млн. рублей; в 1996 году - 53,8 млн. рублей; в 1997 году - 86,6 млн. рублей; в 1998 году - 117,4 млн. рублей; в 1999 году - 164,13 млн. рублей.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктура. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло трех тысяч в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации пока не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне и в крае отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной, краевой и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформы (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществлялось крайне плохо: в 1997 году из федерального бюджета финансирования не было, а из краевого бюджета профинансировано только на 21 процент. В 1998 году финансирования работ практически не было. В итоге в 1997-1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

Недостаточно была организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.


1.2. Цели и задачи Основных направлений.
Сроки и этапы их реализации


Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земель, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, в том числе Хабаровского края, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»