Основой формирования устойчивого и развивающегося внешнеэкономического комплекса является создание стабильной, реально функционирующей законодательной базы. Эта задача может решаться как путем участия органов управления Хабаровского края в развитии и совершенствовании федерального законодательства, так и с использованием собственных возможностей региона в области законодательного права.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации осуществляется общим гражданским и хозяйственным законодательством, а также специальным инвестиционным законодательством по вопросам иностранных капиталовложений. Несмотря на предпринимаемые попытки разработки недостающих законодательных актов, внесение поправок и дополнений в действующие нормативные документы на федеральном уровне, существующая правовая база не может характеризоваться ни стабильностью, ни отсутствием противоречий, и по сути она не обеспечивает защиту иностранных инвестиций в полной мере.
Основными недостатками, отмечаемыми инвесторами, требующими скорейшего решения на законодательном уровне, являются следующие:
- слабая информированность о вводимых в действие законах и нормативных актах, отсутствие своевременных публикаций - вот то, что лишает компании возможности вовремя перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями;
- несогласованность отдельных законодательных актов. Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Отсутствие механизма, регламентирующего, какой нормативный акт из множества существующих положений применяется, в каждом конкретном случае, затрудняет планирование инвестиций;
- отсутствие механизма реализации действующего законодательства в части гарантий иностранным инвесторам. Так, новый Закон “Об иностранных инвестициях 1999 года предусматривает льготы для приоритетных инвестиционных проектов, которые должны быть включены в список, утверждаемый Правительством Российской Федерации. До настоящего времени не приняты ни соответствующий список, ни порядок включения в него определенных проектов;
- декларативный характер закона об иностранных инвестициях, преобладание норм отсылочного характера, наличие формулировок, дающих основание для их различного толкования;
- неудовлетворительное правовое регулирование налоговых и таможенных вопросов. Первая часть принятого Налогового кодекса представляет собой «общую часть», которая имеет множество пробелов в связи со ссылками на другие, еще не принятые части Кодекса. Согласно первой части, указы, и письма Министерства финансов не являются действительными. Однако в связи с отсутствием 3 и 4 частей Кодекса по-прежнему применяются старые положения, письмам Министерства финансов придается обязательный характер. Имеются случаи различного толкования положений налогового законодательства налоговыми и таможенными органами, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций;
- сложность валютного законодательства и требование лицензирования по большому количеству валютных операций, ведущие к отсутствию гибкости в работе, как российских предприятий, так и их зарубежных партнеров. Валютное законодательство практически потеряло ясность вследствие правил, установленных Центральным банком Российской Федерации. Во многих сделках существует опасность того, что платеж, на первый взгляд представляющийся легко осуществимым без лицензии Центрального банка Российской Федерации, впоследствии превращается в валютную операцию, подлежащую обязательному лицензированию;
- несмотря на существующее законодательство о банкротстве, практика дел о банкротстве является крайне неудовлетворительной. Российское законодательство не предусматривает правовых последствий в случаях, когда российские предприятия-должники осуществляют нелегальную передачу своего имущества во избежание его реализации в целях удовлетворения требований кредиторов;
- неурегулированность вопросов по обеспечению кредитных требований, сдерживающая процесс предоставления кредитов российским компаниям;
- неурегулированность земельного права единым федеральным законом. Собственность на землю - важнейшее экономическое условие создания производства;
- сложность и затянутость процедуры получения лицензии на банковскую деятельность, деятельность с ценными бумагами;
- нестабильное состояние законов, регулирующих страховую деятельность, препятствующее динамичному развитию данного сегмента рынка. Сорокадевятипроцентное ограничение иностранного участия в российских страховых обществах увеличивает инвестиционные риски для иностранных инвесторов;
- отставание в развитии необходимой сопутствующей законодательной и нормативной базы.
Учитывая острую необходимость решения назревших проблем, необходимого продолжить взаимодействие с соответствующими структурами в целях принятии в кратчайшие сроки основополагающих законов в сфере привлечения в реальный сектор прямых иностранных инвестиций, в том числе федеральных законов:
о внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации “Об иностранных инвестициях”, “Об инвестиционных банках”, “Об инвестиционных фондах”, “О национализации” в целях формирования у иностранных инвесторов ощущения стабильности правовых норм для ведения бизнеса;
о концессионных договорах, о внесении изменений и дополнений в законы Российской Федерации “О недрах”, “О соглашениях о разделе продукции" определяющих условия доступа российских и иностранных инвесторов к проведению геологоразведочных работ и осуществлению добычи полезных ископаемых;
о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” в целях стимулирования привлечения крупных инвестиций в реальный сектор экономики (совершенствование системы временного ввоза товаров, уменьшение количества видов ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и готовую продукцию, поставляемые инвесторами, упрощение процедуры таможенного оформления);
“О свободных экономических зонах”;
“О валютном регулировании и валютном контроле” в целях устранения необоснованных ограничений для зарубежных предпринимателей, а именно в части облегчения порядка контроля за поступлением валютной выручки от экспорта, либерализации режима в их работе с рублевыми и валютными счетами;
Земельный и Налоговый кодексы, стимулирующие долгосрочные инвестиций.
На региональном уровне необходимо сформировать правовую базу регулирования следующих аспектов внешнеэкономической деятельности:
лизинговые операции;
залоговый фонд;
защита прав собственности инвесторов;
благоприятные режимы для бизнеса в приоритетных для края отраслях.
Учитывая сложность процесса совершенствования законодательной базы, требующего определенного времени для отработки всех механизмов регулирования ВЭД, приведения в соответствие нормативно-правовой базы, необходимой ориентироваться на поэтапное развитие федеральной законодательной системы, с компенсацией имеющихся пробелов в федеральной нормативно-правовой базы путем создания на местном уровне наиболее благоприятных и привлекательных условий для инвестирования в регион.