В последние годы все больше возрастает самостоятельное значение предприятий транспорта и связи как крупнейших экспортеров услуг, чему способствует выгодное экономико-географическое положение Хабаровского края на пересечении транспортных и торговых путей.
В целом доля транспортных услуг в общей сумме краевого экспорта составила в 2000 году 6,2 процента (около 80 млн. долл. США, или 102,5 процента к уровню 1999 года).
Ожидаемое снижение темпов роста нетоварного экспорта в 2000 году обусловлено накоплением негативных факторов в ряде инфраструктурных отраслей. На речном транспорте началось заметное и невосполнимое выбытие судов класса река-море, что уже снизило мощности Амурского пароходства по грузоперевозкам на 25 процентов; заметно активизировались китайские компании на пассажирских приграничных линиях. На авиационном транспорте сокращаются объемы международных перевозок по причине ухудшения материально-технической базы, а также за счет перераспределения их потоков в пользу аэропортов других дальневосточных территорий.
Наиболее крупными предприятиями - экспортерами услуг являются: Хабаровское государственное унитарное предприятие “Дальавиа”, ГП “Дальаэроконтроль”, АО “Трансбункер”, Ванинский морской торговый порт и Амурское пароходство.
Предприятия с иностранными инвестициями были созданы практически во всех отраслях транспортной инфраструктуры края - морском (российско-американское СП “Совгавань порт”, кипрское “ЭРБС Лтд.”, австрийское “Вольф Лес Порт”, российско-корейское “Васко”, российско-китайское “Ванино-Циндао” и российско-австрийское “Фепко”), речном (российско-норвежское СП “Комскауген”), железнодорожном (российско-японское СП “Евразия Транс Инк. и российско-швейцарское СП “Транс Рейл Восток”), авиационном (российско-японские СП “Кияма-Авиа”, “Аэросервис Хабаровск”, российско-американские СП “СААС”, “Аванти”, “Рашн Эйр”) и автомобильном (российско-американское СП “Алабор”) видах транспорта. В настоящее время часть из них прекратила свою работу.
В последние годы заметно повышение интереса со стороны зарубежных авиационных компаний к продвижению своих услуг на дальневосточный рынок и к открытию своих представительств в Хабаровском крае. Так, свои представительства и филиалы в Хабаровске имеют американские компании “Полар Эйр Карго Инк.”, “ФЕРАС”, “Рашн Эйр Сервис ЛЛС”, южнокорейская компания “Асиана”, китайская “Северная авиакомпания”, “Узбекистон ХАВО Туллари”.
Наибольший объем иностранных инвестиций, после лесной отрасли, приходится на транспорт и связь. За 10 лет объем накопленных иностранных инвестиций в эти отрасли превысил 55 млн. долл.
Привлечение иностранных инвестиций способствовало ускорению развития в Хабаровском крае средств связи, в первую очередь международной. Только инвестиции США в крупнейшего в Хабаровском крае оператора сотовой связи - компанию “Даль Телеком Интернешнл” превысили 20 млн. долл.
Крупнейшим получателем кредитов из Швейцарии для обеспечения транспортировки нефти в последние 3 года является СП “Транс-Рейл-Восток”, так с 1997 года компанией получено кредитов на 35 млн. долл.
В 2000 году на самом высоком уровне был поддержан проект создания контейнерного транспортного коридора “Восток-Запад”, который предусматривает увеличение грузопотока из Кореи и Японии в Европу через российскую железную дорогу. Поддержка этого проекта японскими инвестициями смогла бы дать для Японии дополнительный маршрут экспорта, а также сокращение сроков поставок товаров в Европу на 5-7 дней, а Дальнему Востоку позволит загрузить не полностью используемые мощности Транссиба и БАМа.