В период экономических реформ к началу 90-х годов в России было заявлено о создании 11 свободных экономических зон. Созданные в этот период времени СЭЗ не смогли выполнить своей основной роли - стать зонами экономического роста, стимулирующими развитие других территорий. Основным сдерживающим фактором развития деятельности СЭЗ являлось отсутствие конструктивной концептуальной основы и стабильной правовой базы. Федеральный закон “О свободных экономических зонах” до сих пор не вступил в силу из-за вето, наложенного Президентом Российской Федерации.
Не менее сложным и малоэффективным оказался процесс создания функционирования СЭЗ на Дальнем Востоке. Известно, что в мировой практике создание и развитие каждой СЭЗ, как правило, идет по пути постепенного усложнения, однако Дальневосточный регион отступил от данного правила и начал с наиболее сложного и капиталоемкого их типа - создания комплексных зон производственной направленности (“Находка”, “Сахалин”, “Ева”, “Даурия”).
Однако, несмотря на неудачи, перспективы создания и аффективной работы СЭЗ в России имеются при условии согласованных действий всех заинтересованных кругов по доработке законодательной базы, выработки четкой концепции по каждой создаваемой зоне, определении ее характера и задач, источников финансирования для создания соответствующей инфраструктуры и т.д.
Постановка вопроса о создании в 2001-2005 гг. свободных экономических зон на территории Хабаровского края исходит из того, что российский Дальний Восток объективно обладает значительным потенциалом для активной интеграции в мировую хозяйственную систему. В условиях удаленности от основных центров Российской Федерации развитие экономических контактов с зарубежными странами и прежде всего с Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР) является едва ли не важнейшим и наиболее привлекательным направлением обеспечения устойчивого роста региона в будущем. Свободные экономические зоны с этой точки зрения являются эффективным средством для перехода к открытой экономике, а Дальний Восток (Хабаровский край) - естественной площадкой для размещения экономических зон. Признавая перспективность создания СЭЗ для Дальнего Востока, следует четко определиться с наиболее приемлемыми и эффективными на данном этапе моделями создаваемых свободных зон, исходя из комплексной оценки решаемых территорией задач, ее потенциала, географического положения, развития инфраструктуры, наличия трудовых ресурсов и т.д.
Важнейшей естественной предпосылкой создания свободных зон на территории Хабаровского края является его приграничное положение с КНР. Точечные зоны в приграничных с Китаем районах могли бы стать движущей силой дальнейшего развития экономического сотрудничества, отработки новых принципов экономических отношений.
При решении вопроса о создании свободных зон главным является:
1. Требования к территории:
- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, наличие развитых транспортных коммуникаций;
- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
- природно-ресурсный потенциал.
2. Формулировка цели и критерии оценки деятельности:
- доля привлеченных иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций;
- доля экспортной продукции в общем объеме производства;
- соотношение затрат и результатов;
- рост валютных поступлений;
- распространение современной технологии, передовых приемов маркетинга и менеджмента;
- количество вновь созданных рабочих мест;
- повышение качества и технического уровня экспортной продукции;
Использование данного подхода к оценке территории края позволило предположить, что такой точечной зоной торгово-экономического роста может стать зона, находящаяся в Бикинском районе, расположенном на юге Хабаровского края, основу экономической ориентации которого составляет развитие сельскохозяйственного производства, лесной и легкой промышленности. Район располагает рядом факторов, способствующих его дальнейшему развитию: приграничное положение, благоприятные природно-климатические условия, достаточно развитые транспортные коммуникации и инфраструктура, хорошая экологическая ситуация, квалифицированные трудовые ресурсы. Наличие в районе действующего российско-китайского пункта пропуска “Покровка-Жаохэ” является важнейшим условием увеличения пропускной способности автомобилепотока до 200-300 машин в сутки и создания дополнительного количества рабочих мест (свыше 300).
Таким образом, существуют реальные объективные условия, чтобы попытаться задействовать новый механизм внешнеэкономических отношений на территории края - создать на границе с Китаем точечную зону экономический роста, специализированную на развитии экспортного производства и приграничной торговли.
Интересным на предмет изучения представляется также проект созданий специальной точечной торговой зоны на о. Уссурийский.
Однако каждый из этих проектов на сегодняшнем этапе требует детальной проработки, оценки территориальных границ создаваемых зон, реальный финансовых затрат и объемов получения прямой и косвенной прибыли. Необходимо учесть, что исходя из зарубежного опыта для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долл. США, таможенно-торговой зоны - 10-15 млн. долл. США. Поэтому большинство действующих в мире СЭЗ ограничены пределами предприятия, нескольких производственных объектов, порта и лишь в исключительных случаях небольшого города или района.