Недействующий

Об основных направлениях внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы (утратил силу от 04.08.06)

     
4.3.6. Машиностроение


Предприятия машиностроительной отрасли края, в отличие от других экспортных производств, с началом экономических реформ не смогли преодолеть жесткие барьеры по выходу со своей продукцией на новые рынки стран АТР и найти свою нишу в международном разделении труда.

В результате ликвидации плановой системы хозяйствования многие машиностроительные предприятия такие, как завод им. Горького, ОАО “Дальэнергомаш”, ОАО “Дальдизель”, ОАО “Станкостроительный завод”, будут вынуждены фактически свернуть экспорт и значительно снизить производство, не имея достаточных оборотных средств не только на освоение новых продуктов, но и для продвижения на внешние рынки традиционной продукции.

В 2000 году доля гражданского машиностроения в экспорте края составила 1,5 процента.

В то же время отдельные предприятия оборонного комплекса края значительно расширили внешнеэкономическую деятельность в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и проектов международной кооперации в производстве гражданской продукции. Начиная с 1995 года, продукция военного машиностроения значительно изменила структуру краевого экспорта. В 1995 году ее доля в сумме краевого экспорта составила 21 процент, в 1996 году - 45 процентов, превысив поставки за рубеж традиционных товаров сырьевой группы. В 2000 году этот показатель составил 35 процентов (суммарный объем экспорта продукции гражданского машиностроения и военно-технической продукции 456 млн. долл.).

В новых экономических условиях ФГУП КнААПО не только сохранило производственный и кадровый потенциал, но и значительно диверсифицировало свою деятельность. Проводимая в настоящее время конверсионная программа по освоению производства и началу серийного выпуска гражданских самолетов (С-80, Бе-103) ориентирована на потребителей не только внутреннего рынка, но и на экспорт.

Одновременно на уровне края осуществляется работа по продвижению продукции военного машиностроения на рынки стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Поддержание и стимулирование производства такого вида продуктов, развитие на их основе широкой внутри региональной кооперации - это одно из наиболее важных направлений общей политики промышленного развития края и его экспортной базы.

Российское машиностроение на протяжении последних 10 лет не вызывало интереса как среди отечественных, так и иностранных инвесторов. Аналогичная ситуация была и в отрасли машиностроения Хабаровского края - за исключением продукции ВПК, выпускаемой “от контракта до контракта”, продукция предприятий не находила должного спроса, основные фонды все более устарели, из-за отсутствия инвестиций.

Развитие высокотехнологичного машиностроения (за исключением ВПК) Хабаровского края затрудняют низкая емкость рынка Дальневосточного региона для подобной продукции, а также и необходимость возводить подобные технологичные предприятия практически с нуля.

Большие перспективы для краевого машиностроения открываются в связи с реализацией нефтегазовых проектов на шельфе о. Сахалин. Так, в 1999 году на ОАО “Амурский судостроительный завод” было построено основание буровой платформы стоимостью 45 млн. долл. США. В целом потенциальные заказы для машиностроения края только по сахалинским проектам могут в ближайшие 5 лет превысить 500 млн. долл. США.

С возобновлением в 2000 году деятельности по проектированию работ по проекту Сахалин-II, Сахалин-I (проектирование строительства береговых сооружений п. Вал) ожидаются новые перспективы получения заказов Хабаровскими предприятиями. В июле 2000 года американские специалисты выезжали в г. Комсомольск-на-Амуре с целью знакомства с ОАО “Амурский судостроительный завод” и ФГУП КНААПО на предмет выполнения проектных работ. Другими потенциальными участниками в проекте (на условиях субподряда) могут быть предприятия ОАО “Дальэнергомонтаж”, ОАО “Дальстрой”. ОАО “Дальэнергомаш”, ОАО “Дальтехмонтаж”, ФГУП “УСС “Дальспецсгрой”. В этом случае необходима государственная координация деятельности российских предприятий по реализации проекта, т.к. практика показывает, что зачастую вместо партнерства и кооперации российские производители вступают друг с другом в конкуренцию.