Объемы и ориентация инвестиционных потоков напрямую зависят от инвестиционного климата в стране, регионе и тех отраслях, ускоренное развитие которых наиболее желательно и перспективно.
Позитивные изменения, достигнутые в 2000 году по всем основным макроэкономическим показателям (рост ВВП, объема инвестиций в основной капитал), были достигнуты благодаря благоприятным конъюнктурным факторам, а не стали следствием реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечивающего устойчивый рост экономики. Россия по-прежнему относится к странам с высокими рисками для инвестирования. Подавляющее большинство инвесторов все еще не готово к размещению капитала в российской экономике на длительный срок. Статистика оттока российского капитала из экономики также подтверждает негативную оценку инвестиционного климата в России. По данным Минэкономразвития и торговли России, только за 9 месяцев 2000 г. отток российских капиталов за рубеж превысил приток иностранных инвестиций в российскую экономику на 3,5 млрд. долл. (в 1,5 раза). Поворот этого инвестиционного потока в экономику России равносилен задаче создания благоприятного инвестиционного климата, в котором сегодня одинаково заинтересованы и отечественные и иностранные инвесторы, ищущие более надежного и прибыльного размещения финансовых ресурсов и стремящиеся уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек.
Отдавая прерогативу федеральным органам в решении ключевых вопросов в сфере инвестирования, регионы предпринимают собственные меры, направленные на повышение степени привлекательности своих территорий, что создает серьезную конкуренцию между регионами за финансовые потоки и объясняет крайнюю неоднородность условий для инвестирования.
В Хабаровском крае, благодаря реализованному комплексу мер в области формирования краевой законодательной базы по вопросам инвестирования, последовательной отработке организационных механизмов формирования и совершенствования основных компонентов инвестиционного климата, выразившихся в:
- создании агентства по привлечению иностранных инвестиций, являющегося связующим звеном между иностранными инвесторами и краевой администрацией;
- определении инвестиционной стратегии Хабаровского края, выявлении как негативных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, так и перспективных возможностей ведущих отраслей края;
- обсуждении актуальных проблем и методов их разрешения в рамках консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администраций края;
- оценке выполнения реализуемых в крае программ, итогов и результат проводимых мероприятий и выработка перспективных направлений в рамках внешнеэкономических советов;
- разработке и издании Путеводителя для иностранного инвестора по Хабаровскому краю, отразившего в полном объеме информацию о порядке регистрации и ведении бизнеса в крае, особенностях налогообложения и законодательств. Особая ценность Путеводителя заключается в определении четкой последовательности шагов для открытия бизнеса и получения необходимых лицензий;
- развитии нормативно-правовой базы дли привлечения иностранного капитала в экономику края и прежде всего в принятии законов Хабаровского края “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”, “Об инновационной деятельности”, “О залоговом фонде”, которые предусматривают меры по защите прав инвесторов на территории края, в том числе гарантии и льготы по налогам и сборам для субъектов инвестиционной деятельности;
- формировании залогового фонда и введении практики предоставления краевых гарантий;
- создании привлекательных условий для инвестирования на уровне муниципальных образований через предоставление налоговых льгот. Так, в Бикинском районе освобождены от уплаты налогов на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, предприятия, в которых доля иностранного инвестора превышает 30% ;
- преодолении существующих препятствий развития двусторонних торгово-экономических отношений через постоянное, активное участие в работе межправительственных комиссий, постоянной смешанной комиссии по сотрудничеству с регионами Дальнего Востока, Российско-Американской рабочей группы по экономическому сотрудничеству;
- проведении трех международных Дальневосточных инвестиционных конференций, включая выставки инвестиционных проектов и издание инвестиционных атласов;
- рейтинг Хабаровского края в 2000 году поднялся на 2 позиции по инвестиционному потенциалу - 25 место среди 89 регионов и на 4 позиции по инвестиционному риску - 61 место. По оценкам итогов на начало 2001 года, проведенным журналом “Эксперт”, Хабаровский край входит в двадцатку регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций (18 место) и в двадцатку регионов с лучшей динамикой капитальных вложений (рост 1999 года к уровню 1991 года составил 32,2%). Однако, несмотря на довольно высокий рейтинг по отдельным показателям, позиции, занимаемые краем, далеко не соответствует имеющемуся инвестиционному потенциалу: край занимает 4-е место по обеспеченности лесными ресурсами, богат месторождениями золота, минералов, редкоземельных элементов, занимает исключительно выгодное транспортно-географическое положение, имеет общую границу с КНР. Наличие отмеченных факторов - это те преимущества, которые повышают привлекательность территории и которые еще мало используются или не используются совсем. Задействовать неиспользуемые эффективные компоненты повышения инвестиционной привлекательности края - это стратегическая задача, на которую должен быть направлен комплекс рассматриваемых в программе мер.
Результат проводимой целенаправленной работы выразился в активизации процесса регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Начиная с 1999 года в крае наметилась динамика роста создаваемых ПИИ. Рост данного показателя в 1999 году составил к предыдущему году 65% (43 ПИИ), а в 2000 году - 30% (56 ПИИ). К сожалению, процесс поступления иностранных инвестиций не столь динамичен, как рост количества зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями, но вполне реален в ближайшем будущем, что объясняется его прямой зависимостью от несколько затянутого периода становления и развития предприятий, занимающего в среднем 1-2 года. Имеющийся положительный опыт организации предприятий и их производственной деятельности в более сжатые сроки (000 “Амур Си Джей”) позволяет прогнозировать ускорение этих процессов в ближайшем будущем.
Изменения произошли в отраслевой структуре распределения инвестиций: к 2000 году доля торговых предприятий сократилась до 30% против 60% в 1995 году. В настоящее время ПИИ работают практически во всех отраслях экономики края и значение их деятельности неуклонно возрастает: доля ПИИ в общем объеме производства промышленной продукции края возросла с 3% в 1995 году до 6% в 2000 году, причем особенно их роль заметна в таких отраслях как связь - до 40% от общего объема производства предприятий данной отрасли, металлургии - до 20%, лесной промышленности - до 6%.
Географическая структура инвестиций в отчетный период не претерпела изменений. Основными партнерами в совместном бизнесе по-прежнему для нас являются фирмы и компании стран АТР, причем лидерство по количеству создаваемых в крае предприятий прочно удерживает КНР (301 ПИИ), однако при этой она же занимает последнее место среди лидирующих стран-партнеров по фактическому объему вложенных инвестиций (7,2 млн. долл.).
США, с этой точки зрения, являются партнером, вносящим наиболее существенный вклад в экономику края. На 1 января 2001 г. ими инвестировано в экономику края в виде кредитов и вкладов в уставные капиталы 81,3 млн. долл., кроме этого по линии финансовых программ американской технической помощи предприятиями края за два последних года получено средств на сумму 3,5 млн. долл. и 3,5 млн. рублей.
Япония, начиная с 1998 года, стабильно удерживает 2-е место в процессе инвестирования, за период либерализации внешнеэкономической деятельности японскими фирмами вложено 37,4 млн. долл. в экономику края. Инвестиция Республики Корея составили на 1 января 2001 г. 21,6 млн. долл.
В 2000 году в экономику края инвестировано 27,2 млн. долл. США. Несмотря на сокращение объемов поступления инвестиций (на 18% к уровню 1999 года), процесс инвестирования может считаться стабильным ввиду допустимого среднегодового колебания показателя в пределах 20%, объясняемого наличием или отсутствием особо крупных инвесторов, реализующих проекты на территории края. Так, в 1999 году таким инвестором стала малайзийская компания “Римбунан Хиджау”, инвестиции которой составили 64% (21 млн. долл.) в общем объеме иностранных инвестиций, оцениваемом в 33 млн. долл., и обусловили пиковый годовой показатель в динамике объемов привлечения иностранных Инвестиций.