Администрация Хабаровского края в течение последних лет последовательно и активно проводит в жизнь политику привлечения инвестиций с использованием механизма залогового фонда и государственных гарантий администрации края. Разработанные нормативно-правовые материалы по использованию залогового фонда стали первой, но очень важной ступенью на пути создания ясного и прозрачного правового поля деятельности иностранных инвесторов.
В 1996 году вышло постановление главы администрации края о создании залогового фонда, в котором поручалось отраслевым комитетам я ведомствам провести подготовительную работу по передаче в залог объектов государственной собственности. Первоначальный его перечень был утвержден постановлением главы администрации края от 7 апреля 1997 г. № 142 с суммарной залоговой стоимостью всех объектов 3181 млн. рублей. Он включал в себя:
- 22 пакета акций акционерных обществ (преимущественно предприятий пищевой промышленности), с суммарной залоговой стоимостью 107742 тыс. рублей (3,3%);
- три объекта недвижимости (памятники истории и культуры в центральной части города Хабаровска) с суммарной залоговой стоимостью 37301 тыс. рублей (1,1%);
- права на пользование 23 месторождениями полезных ископаемых с суммарной залоговой стоимостью 2783974 тыс. рублей (87,6%);
- права на пользование участками лесного фонда в Верхнебуреинском районе с суммарной залоговой стоимостью 252164 тыс. рублей (8,0%).
Таким образом, основу залогового фонда - более 95% - составлял залог прав на пользование объектами природных ресурсов.
Уже первая работа с таким фондом показала его неэффективность в силу многих причин и в первую очередь из-за отсутствия у субъектов Федерации права на использование объектов природных ресурсов в качестве залога. Фактически это означало, что в стоимостном выражении залоговый фонд края уменьшился до 4,4% от его первоначальной стоимости и составил всего 145043 тыс. рублей;
В настоящее время он включает в себя:
9 пакетов акций с суммарной залоговой стоимостью 85944,7 тыс. рублей (59,9%);
5 объектов недвижимости, являющихся памятниками истории и культуры краевого значения с суммарной залоговой стоимостью 19727 тыс. рублей (13,7%);
14 объектов недвижимости с суммарной залоговой стоимостью 37811,5 тыс. рублей (26,4%).
Таким образом, суммарная залоговая стоимость всех объектов залогового фонда, оцениваемая в 143,4 млн. рублей, позволяет привлечь кредиты в размере 70-110 млн. рублей (50-75% от залоговой стоимости).
В 1999 году принят краевой Закон “О залоговом фонде Хабаровского края”, который регламентирует порядок управления и использования фонда. В настоящее время ведется работа по повышению степени ликвидности объектов залогового фонда. В частности, подготовлен проект указа Президента Российской Федерации о включении в состав залогового фонда Хабаровского края драгоценных металлов (10 тонн золота).
В крае уже наработан определенный опыт передачи в залог государственной имущества инвесторам. Например, в 1998 году по договору залога Сбербанк России''' предоставил кредит ОАО “Амурметалл” под залоговое обеспечение в виде здания Амурского речного пароходства.
Инициаторами в предоставлении залога могут быть предприниматели - как физические, так и юридические лица, в том числе и иностранные. Кроме выделения гарантий в виде договора залога, государственная поддержка администрации края выражается в предоставлении бюджетных кредитов для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Вместе с тем существующие условия предоставления государственных гарантий не совпадают с инвестиционными потребностями предприятий. Механизм использования залогового фонда в основном направлен на отечественных инвесторов. В отношении иностранных инвесторов необходимо решить широкий круг вопросов, начиная от учреждения уполномоченного органа по управлению активами залогового фонда до разрешения Центрального банка Российской Федерации размещать средства залогового фонда в инвалюте на депозитах, как в отечественных, так и в иностранных банках за рубежом. Последнее, как известно, противоречит действующему российскому законодательству.
Для дальнейшего развития механизма использования гарантийного и залогового фондов в 2001-2005 гг. необходимо: устранить имеющееся противоречие в действующем федеральном и региональном законодательстве по использованию объектов природных ресурсов в качестве залога; повысить стоимость объектов недвижимости путем включения в неё права аренды земельных участков; развивать фондовый рынок в целях повышения ликвидности ценных бумаг (акций предприятий), для ценных бумаг, выступающих объектами залога, проводить установленную процедуру листинга; регулярно и своевременно проводить оценку рыночной стоимости объектов залогового фонда; обеспечите в прозрачность государственной регистрации договоров залога; в целях эффективного использования финансовых средств, полученных под объекты краевого залогового фонда, создать юридическое лицо - уполномоченного агента администрации по обслуживанию гарантий; расширить виды объектов залогового фонда совершенствовать механизм возврата средств инвестору за счет реализации объектов залогового фонда в случае невыполнения должником своих обязательств; определить права и обязанности сторон, участвующих в процессе предоставления обязательств под объекты залогового фонда; определить размер обеспечения обязательств должников (более 50%).