Недействующий

Администрация Хабаровского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 мая 2001 г. № 207

Об основных направлениях внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы

(с изменениями на 09.02.04)

     _______________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Постановлением Правительства Хабаровского края от  09.02.04 № 7-пр
     _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края от 04 августа 2006 года № 124-пр
________________________________________________________________________________


В целях активизации внешнеэкономической политики администрации края, направленной на решение задач создания конкурентоспособной экономика, технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, вхождения его в систему мировых хозяйственных связей, дальнейшего развития внешней торговли, активизации привлечения иностранных инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

“Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы”,

“Мероприятия по реализации Основных направлений внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 2001-2005 годы”.

2. Комитетам, управлениям, департаментам администрации края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление внешнеэкономических связей администрации края (Лопатин С. И.).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     
     Глава администрации     В. И. Ишаев



     УТВЕРЖДЕНО
     Постановление главы
     администрации края
     от 24.05.2001 № 207

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2001-2005 ГОДЫ

     
г. Хабаровск 2001

   


  1. Введение


Основные направления развития внешнеэкономической политики Хабаровского края на период 2001-2005 гг. (далее - основные направления) разработаны в соответствии с Уставом Хабаровского края, Законом Российской Федерации “Об иностранных инвестициях, Законом Хабаровского края “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”, Основными направлениями внешнеэкономической политики администрации края на 1999-2000 годы, а также другими законодательными актами и нормативными документами.

Развитие внешнеэкономической деятельности Хабаровского края приобретает исключительно актуальное значение в современных условиях. Значимость этой сферы как фактора стабилизации и удовлетворения первоочередных потребностей социально-экономического комплекса края многократно возросла в начале 90-х годов на фоне глубокого экономического кризиса, сопровождающегося сужением внутреннего спроса и растущим дефицитом платежного баланса. Начиная с 90-х годов роль внешнеэкономического фактора в экономике края неуклонно возрастает. К концу 90-х годов значительно возросло число участников внешнеэкономической деятельности, количество создаваемых предприятий с иностранными инвестициями, их доля в общем объеме производства края (с 0,2% в 1990 году до 6% в 1999 году), возрастают объемы экспортно-импортных операций и количество проектов, реализуемых с иностранными инвестициями. Наметившиеся в начале 90-х годов тенденции развития внешнеэкономической деятельности края приобрели устойчивую динамику в 1999-2000 годах. Реализация Основных направлений внешнеэкономической политики администрации края на 1999-2000 годы также показала, что внешняя торговля и иностранные инвестиции были и остаются одним из основных элементов стабилизационной политики в условиях края.

Внешнеэкономическая деятельность является сегодня важным элементом долгосрочной экономической стратегии Хабаровского края, направленной на решение задач модернизации, структурной перестройки и создания конкурентоспособной экономики, поэтому закономерно, что развитие внешнеэкономического комплекса Хабаровского края должно стать одним из приоритетных направлений структурной перестройки и технологической модернизации хозяйственного комплекса региона.

Таким образом, стратегической целью новых основных направлений будет являться определение приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Хабаровского края на ближайший период, обеспечивающих гармоничное вхождение хозяйственного комплекса региона в систему мировых хозяйственных связей. Средствами достижения данной цели является повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности на основе последовательного улучшения ее экономических показателей, активизации привлечения иностранных инвестиций, совершенствования товарной структуры экспортно-импортных операций, оптимизации географической структуры внешнеэкономических связей, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества, совершенствования управленческого менеджмента.

Реализация поставленных целей предполагает активное участие региональных органов управления в развитии внешнеэкономической деятельности Хабаровского края, тесную координацию усилий федеральных, межрегиональных, Краевых и муниципальных управленческих структур, налаживание долгосрочных партнерских отношений органов власти и деловых кругов в обеспечении благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности края.

Содержание и направленность основных направлений состоят в обосновании комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер по реализации приоритетов развития внешнеэкономической деятельности Хабаровского края.

Масштабность проблемы определила целесообразность установления периода действия, охватываемого основными направлениями, до 2005 года с конкретизацией целей и задач на двухлетний период.

     
2. Оценка внешней торговли края в период 1999-2000 годов


Важным фактором, характеризующим состояние и перспективу развития внешней торговли региона, являются внешние условия. Выгодное экономико-географическое положение Хабаровского края, его близость к развитым странам Северо-восточной Азии, емкость рынков сопредельных стран, дефицит ресурсов - все это положительные факторы, воздействующие на формирование хозяйственного комплекса края, ориентированного на внешние рынки.

На фоне значительного сокращения  отечественной продукции экспортный комплекс края, несмотря на внутренние трудности, возрастание конкуренции на мировых рынках превратился в крупнейший сектор экономики Хабаровского края. В 2000 г. общий объем экспорта  предприятий Хабаровского края составил 1316 млн. дол. Основными составляющими экспорта в отчетном году стали экспорт машинно-технической продукции, необработанных лесоматериалов и нефтепродуктов, для которых в краевом экспорте составила 76,7%.

Активизация включения Хабаровского края в международное разделение труда происходила путем углубления экспортной специализации промышленности края. После августа 1998 года кризисное состояние внутреннего рынка привело к росту экспортных операций. Одновременно, в этот же период, шло последовательное снижение импорта в связи с переориентацией российского потребителя на отечественную продукцию вследствие падения курса рубля и роста отечественного производства в некоторых отраслях промышленности. В 1998 году импорт составил 192,3 млн. долл., в 1999 году он снизился до 157,4 млн.  долл., а за 2000 год составил 141 млн. долл. В этой связи положительное сальдо во внешней торговле имеет устойчивую динамику к росту. За 2000 год этот показатель без учета продукции ВПК составил 730,7 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1999 годом на 355,2 млн. долл. По сути, кризис в российской экономике выступил регулятором, направленным на защиту внутреннего производства от конкуренции импорта.

Динамика объемов экспорта в этот период характеризуется значительным, но неравномерным ростом. Если в 1999 году экспорт, без учета поставок продукции ВПК, составил 532 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1998 годом на 15%, то в 2000 году, без учета продукции ВПК, он увеличился на 63,6% и составил 871,7 млн. долл. Причем увеличение экспорта произошло за счет увеличения физических объемов поставок - по лесу, пиломатериалам, нефтепродуктам, черным металлам, рыбе и ракообразным. Стоимостной рост экспорта наблюдается за счет более высоких цен на цветные металлы. Наиболее значительный рост за рассматриваемый период характерен для экспорта нефтепродуктов, доля которых в краевом экспорте в 2000 году (без учета продукции ВПК) составила 44,2%. Следует отметить, что с увеличением экспортных поставок наметилась и новая тенденция - усиление экспортной специализации различных видов услуг - транспортных, связи, гостиничных и других.

Экономический кризис и последовавший за ним рост промышленного производства привели к сокращению и рационализации географии внешнеэкономических связей Хабаровского края. Так, если в 1997 году экспортные операции края осуществлялись с 38 государствами, а импортные закупки производились в 60 странах мира, то в 2000 году мы экспортировали в 27 стран и импортировали из 50 государств.

Наибольший удельный вес в экспорте Хабаровского края занимают Китай, Сингапур, Япония и Южная Корея. В 2000 году доля этих четырех стран в объеме краевого экспорта составила около 78 процентов. Соответственно Китай - 40,4 процента (520 млн. долл.), Сингапур - 18,1 процента (233 млн. долл.), Япония - 14,8 процента (190 млн. долл.), Корея - 4,6 процента (51 млн. долл.).

Анализ экспорта и экспортного производства выявил следующие особенности:

экспорт имеет весьма неустойчивую динамику: ежегодное падение и прирост экспорта могут достигать от 20 до 50 процентов к уровню предыдущего года;

в последнее время отмечается рост дискриминационных ограничений в отношении российского сырья и материалов со стороны стран АТР, что повышает зависимость краевого экспорта от состояния мировой общехозяйственной инфраструктуры и ситуации на отдельных товарных рынках;

несовершенная технологическая база ряда производств сокращает перечень товаров мирового уровня, поставляемых краем на экспорт;

     ведущее место во внешнеэкономических связях стали занимать государства, с которыми имеется налаженное транспортное грузовое и пассажирское сообщение;

наиболее емким рынком для продукции, производимой в крае, являются рынки Китая и Японии, куда направляется основная часть традиционного краевого экспорта;

разрушенные за последние годы связи со странами Ближнего Востока, Восточной Европы и республиками бывшего СССР имеют слабую тенденцию к восстановлению, т.к. данную нишу заняли рынки сбыта и закупки продукции в СВА и АТР.

Подобная специфика внешнеторговых отношений диктует необходимость дифференцированных подходов к определению экспортной политики края относительно стран АТР. При этом следует учесть такие объективные факторы, как сохранение на длительную перспективу японского и корейского рынков в качестве наиболее предпочтительных для экспорта продукции края. Вместе с тем ближайшие 5 - 7 лет нельзя ожидать значительных изменений в характере сотрудничества с этим странами. Большие различия в развитии технологий, наличие технологичных производств будут подталкивать их на максимизацию импорта дальневосточного сырья с минимальной переработкой, как это было в предыдущие десятилетия.

Не меньшее влияние на перспективы развития края окажет Китай и в особенности Северо-восточный Китай, будучи зоной “надежного” бизнеса, сформировавшей мощную базу экспортной экспансии вдоль приграничных территорий. В этой связи вопросы кооперации со своим южным соседом должны занять особое место во внешнеэкономической стратегии края.

     

3. Оценка инвестиционного климата,
поступления и эффективности использования иностранных инвестиций в 1999-2000 годах


Объемы и ориентация инвестиционных потоков напрямую зависят от инвестиционного климата в стране, регионе и тех отраслях, ускоренное развитие которых наиболее желательно и перспективно.

Позитивные изменения, достигнутые в 2000 году по всем основным макроэкономическим показателям (рост ВВП, объема инвестиций в основной капитал), были достигнуты благодаря благоприятным конъюнктурным факторам, а не стали следствием реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата, обеспечивающего устойчивый рост экономики. Россия по-прежнему относится к странам с высокими рисками для инвестирования. Подавляющее большинство инвесторов все еще не готово к размещению капитала в российской экономике на длительный срок. Статистика оттока российского капитала из экономики также подтверждает негативную оценку инвестиционного климата в России. По данным Минэкономразвития и торговли России, только за 9 месяцев 2000 г. отток российских капиталов за рубеж превысил приток иностранных инвестиций в российскую экономику на 3,5 млрд. долл. (в 1,5 раза). Поворот этого инвестиционного потока в экономику России равносилен задаче создания благоприятного инвестиционного климата, в котором сегодня одинаково заинтересованы и отечественные и иностранные инвесторы, ищущие более надежного и прибыльного размещения финансовых ресурсов и стремящиеся уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек.

Отдавая прерогативу федеральным органам в решении ключевых вопросов в сфере инвестирования, регионы предпринимают собственные меры, направленные на повышение степени привлекательности своих территорий, что создает серьезную конкуренцию между регионами за финансовые потоки и объясняет крайнюю неоднородность условий для инвестирования.

В Хабаровском крае, благодаря реализованному комплексу мер в области формирования краевой законодательной базы по вопросам инвестирования, последовательной отработке организационных механизмов формирования и совершенствования основных компонентов инвестиционного климата, выразившихся в:

- создании агентства по привлечению иностранных инвестиций, являющегося связующим звеном между иностранными инвесторами и краевой администрацией;

- определении инвестиционной стратегии Хабаровского края, выявлении как негативных факторов, препятствующих привлечению инвестиций, так и перспективных возможностей ведущих отраслей края;

- обсуждении актуальных проблем и методов их разрешения в рамках консультативного совета по иностранным инвестициям при главе администраций края;

- оценке выполнения реализуемых в крае программ, итогов и результат проводимых мероприятий и выработка перспективных направлений в рамках внешнеэкономических советов;

- разработке и издании Путеводителя для иностранного инвестора по Хабаровскому краю, отразившего в полном объеме информацию о порядке регистрации и ведении бизнеса в крае, особенностях налогообложения и законодательств. Особая ценность Путеводителя заключается в определении четкой последовательности шагов для открытия бизнеса и получения необходимых лицензий;

- развитии нормативно-правовой базы дли привлечения иностранного капитала в экономику края и прежде всего в принятии законов Хабаровского края “Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае”, “Об инновационной деятельности”, “О залоговом фонде”, которые предусматривают меры по защите прав инвесторов на территории края, в том числе гарантии и льготы по налогам и сборам для субъектов инвестиционной деятельности;

     - формировании залогового фонда и введении практики предоставления краевых гарантий;

- создании привлекательных условий для инвестирования на уровне муниципальных образований через предоставление налоговых льгот. Так, в Бикинском районе освобождены от уплаты налогов на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, предприятия, в которых доля иностранного инвестора превышает 30% ;

- преодолении существующих препятствий развития двусторонних торгово-экономических отношений через постоянное, активное участие в работе межправительственных комиссий, постоянной смешанной комиссии по сотрудничеству с регионами Дальнего Востока, Российско-Американской рабочей группы по экономическому сотрудничеству;

- проведении трех международных Дальневосточных инвестиционных конференций, включая выставки инвестиционных проектов и издание инвестиционных атласов;

- рейтинг Хабаровского края в 2000 году поднялся на 2 позиции по инвестиционному потенциалу - 25 место среди 89 регионов и на 4 позиции по инвестиционному риску - 61 место. По оценкам итогов на начало 2001 года, проведенным журналом “Эксперт”, Хабаровский край входит в двадцатку регионов с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций (18 место) и в двадцатку регионов с лучшей динамикой капитальных вложений (рост 1999 года к уровню 1991 года составил 32,2%). Однако, несмотря на довольно высокий рейтинг по отдельным показателям, позиции, занимаемые краем, далеко не соответствует имеющемуся инвестиционному потенциалу: край занимает 4-е место по обеспеченности лесными ресурсами, богат месторождениями золота, минералов, редкоземельных элементов, занимает исключительно выгодное транспортно-географическое положение, имеет общую границу с КНР. Наличие отмеченных факторов - это те преимущества, которые повышают привлекательность территории и которые еще мало используются или не используются совсем. Задействовать неиспользуемые эффективные компоненты повышения инвестиционной привлекательности края - это стратегическая задача, на которую должен быть направлен комплекс рассматриваемых в программе мер.

Результат проводимой целенаправленной работы выразился в активизации процесса регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Начиная с 1999 года в крае наметилась динамика роста создаваемых ПИИ. Рост данного показателя в 1999 году составил к предыдущему году 65% (43 ПИИ), а в 2000 году - 30% (56 ПИИ). К сожалению, процесс поступления иностранных инвестиций не столь динамичен, как рост количества зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями, но вполне реален в ближайшем будущем, что объясняется его прямой зависимостью от несколько затянутого периода становления и развития предприятий, занимающего в среднем 1-2 года. Имеющийся положительный опыт организации предприятий и их производственной деятельности в более сжатые сроки (000 “Амур Си Джей”) позволяет прогнозировать ускорение этих процессов в ближайшем будущем.

Изменения произошли в отраслевой структуре распределения инвестиций: к 2000 году доля торговых предприятий сократилась до 30% против 60% в 1995 году. В настоящее время ПИИ работают практически во всех отраслях экономики края и значение их деятельности неуклонно возрастает: доля ПИИ в общем объеме производства промышленной продукции края возросла с 3% в 1995 году до 6% в 2000 году, причем особенно их роль заметна в таких отраслях как связь - до 40% от общего объема производства предприятий данной отрасли, металлургии - до 20%, лесной промышленности - до 6%.

Географическая структура инвестиций в отчетный период не претерпела изменений. Основными партнерами в совместном бизнесе по-прежнему для нас являются фирмы и компании стран АТР, причем лидерство по количеству создаваемых в крае предприятий прочно удерживает КНР (301 ПИИ), однако при этой она же занимает последнее место среди лидирующих стран-партнеров по фактическому объему вложенных инвестиций (7,2 млн. долл.).

США, с этой точки зрения, являются партнером, вносящим наиболее существенный вклад в экономику края. На 1 января 2001 г. ими инвестировано в экономику края в виде кредитов и вкладов в уставные капиталы 81,3 млн. долл., кроме этого по линии финансовых программ американской технической помощи предприятиями края за два последних года получено средств на сумму 3,5 млн. долл. и 3,5 млн. рублей.

Япония, начиная с 1998 года, стабильно удерживает 2-е место в процессе инвестирования, за период либерализации внешнеэкономической деятельности японскими фирмами вложено 37,4 млн. долл. в экономику края. Инвестиция Республики Корея составили на 1 января 2001 г. 21,6 млн. долл.

В 2000 году в экономику края инвестировано 27,2 млн. долл. США. Несмотря на сокращение объемов поступления инвестиций (на 18% к уровню 1999 года), процесс инвестирования может считаться стабильным ввиду допустимого среднегодового колебания показателя в пределах 20%, объясняемого наличием или отсутствием особо крупных инвесторов, реализующих проекты на территории края. Так, в 1999 году таким инвестором стала малайзийская компания “Римбунан Хиджау”, инвестиции которой составили 64% (21 млн. долл.) в общем объеме иностранных инвестиций, оцениваемом в 33 млн. долл., и обусловили пиковый годовой показатель в динамике объемов привлечения иностранных Инвестиций.

     
4. Направления развития внешнеэкономических связей края на 2001-2005 годы


4.1. Политика в области экспорта и импорта


4.1.1. Развитие экспортного потенциала


Внешнеэкономическая политика администрации края б период 2001-2005 годов должна быть направлена в основном на рост сферы экспортного производства, создание дополнительных возможностей хозяйствующим субъектам по расширению внешнеэкономических связей и уменьшению отрицательного воздействия конъюнктуры мирового рынка на результаты внешней торговли. Назрела необходимость стремиться к диверсификации экспорта за счет привлечения к этой деятельности новых и нетрадиционных экспортеров, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.

Экспортная политика края должна ориентироваться на решение двуединой задачи: с одной стороны, необходима всемерная поддержка экспорта традиционных товаров и содействие их продвижению на новые рынки, с другой стороны, необходим уход от неэффективной структуры экспорта и выход на мировой рынок с продукцией глубокой переработки и высокотехнологичным оборудованием.

Внешнеторговый оборот Хабаровского края в 2000 году составил 1457 млн. долл. США, в том числе экспорт 1316 млн. долл. США. В 2001 году ожидается значительный рост экспорта продукции военного машиностроения (1200 млн. долл. США).

В лесопромышленном комплексе за счет освоения новых лесных участков по проектам компании “Римбунан Хиджау”, увеличения объемов сортировки деловой древесины в выходных портах Ванино и Советская Гавань экспорт круглого леса может составить 5 млн. куб. м на сумму около 250 млн. долл. США.

Значительную долю в экспорте по-прежнему будут составлять нефтепродукты, поставки за рубеж которых в 2001 году планируются в объеме 1 млн. т на сумму около 120 млн. долл. США.

Реализация мер производственно-экономического характера позволяет прогнозировать в 2001 году рост экспорта цветных металлов: вторичного алюминия - до 12 тыс. т., медного концентрата - до 20 тыс. т., оловянного концентрата - до 4 тыс. т.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»