ЗАКОН
Хабаровского края
От 25.04.2001 № 306
О краевой целевой программе “Охрана здоровья женщин, детей и подростков Хабаровского края на 2001-2005 годы”
(с изменениями на 29.12.03)
_________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Хабаровского края от 29.12.03 № 157
_________________________________________
Настоящий закон устанавливает основные направления, приоритеты, формы и методы государственной поддержки охраны здоровья женщин, детей и подростков Хабаровского края (далее - край) в 2001-2005 годах, определяет источники финансирования мероприятий краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы” (далее - Программа).
Программа состоит из настоящего закона и трех приложений к нему:
приложение 1. Паспорт краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы;
приложение 2. Краевая целевая программа “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы”;
приложение 3. Мероприятия по реализации краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы”.
Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования согласно приложению 3 к настоящему закону.
Финансирование мероприятий программы за счет средств бюджетов муниципальных образований осуществляется на основе решений органов местного самоуправления.
Статья 2 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 157 - См. предыдущую редакцию.
Наименование Программы | “Здоровый ребенок" |
Основание для разработки Программы | Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 13 июня 2000 г. № 205 “О состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и подростков в Хабаровском крае” |
Заказчик Программы | Правительство Хабаровского края |
Основные разработчики и исполнители Программы | - министерство здравоохранения Хабаровского края; |
Основная цель Программы | совершенствование системы охраны здоровья женщин, детей и подростков в крае, обеспечение условий для снижения заболеваемости и смертности женщин, детей и подростков, укрепление их здоровья |
Задачи Программы | - строительство и оснащение лечебным и диагностическим оборудованием новых лечебно-профилактических учреждений; |
Срок реализации Программы | 2001-2005 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего по программе: 1106379,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2001 г. - 188064,5 тыс. рублей; 2002 г. - 220629,5 тыс. рублей; 2003 г. - 234008,5 тыс. рублей; 2004 г. - 221188,5 тыс. рублей; 2005 г. - 242488,5 тыс. рублей. По источникам финансирования: федеральный бюджет (в части выделенных краю средств) - 61280,0 тыс. рублей, в том числе: 2001 г. - 11876,0 тыс. рублей; 2002 г. - 23676,0 тыс. рублей; 2003 г. - 17076,0 тыс. рублей; 2004 г. - 4326,0 тыс. рублей; 2005 г. - 4326,0 тыс. рублей; краевой бюджет: 205059,5 тыс. рублей, в том числе: 2001 г. - 35260,5 тыс. рублей; 2002 г. - 42303,5 тыс. рублей; 2003 г. - 53193,5 тыс. рублей; 2004 г. - 39153,5 тыс. рублей; 2005 г. - 35148,5 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований края (по решению органов местного самоуправления) - 830040,0 тыс. рублей, в том числе: 2001 г. - 140928,0 тыс. рублей; 2002 г. - 154650,0 тыс. рублей; 2003 г. - 163739,0 тыс. рублей; 2004 г. - 172709,0 тыс. рублей; 2005 г. - 198014,0 тыс. рублей; бюджет Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - 10000,0 тыс. рублей, в том числе: 2004 г. - 5000,0 тыс. рублей; 2005 г. - 5000,0 тыс. рублей |
Приложение 1 изменено - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 157 - См. предыдущую редакцию.
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края В.А. Озеров
Приложение 2
к Закону Хабаровского края
от 25.04.2001 № 306
В крае продолжает ухудшаться демографическая ситуация, возникшая в результате социально-экономического кризиса. Уровень удовлетворенности материальных и культурных потребностей семьи, медицинская осведомленность родителей, национальные традиции, экономические условия в крае оказывают несомненное влияние на демографические показатели. Общая численность детского населения в крае продолжает уменьшаться. На 01.01.2000 она составила 313970 человек, что на 83785 человек меньше количества детей в 1991 году. Средний темп снижения количества детского населения составляет 3,0 %, что позволяет прогнозировать дальнейшее его уменьшение при условии отсутствия стабилизации социально-экономической ситуации в ближайшие 10 лет до 190-200 тысяч человек. Крайне неблагоприятна динамика основных показателей воспроизводства населения края. Так, по сравнению с 1992 годом по итогам 1999 года наблюдается снижение показателя плодовитости с 42,1 до 28,6 на 1000 женщин детородного возраста (32,1 %); показателя суммарной плодовитости с 1,48 до 1,03 (30,4 %); валового показателя воспроизводства с 0,72 до 0,50 (30,5 %).
В течение последних десяти лет показатель рождаемости в крае снизился практически вдвое, а показатель смертности увеличился на 42,4 %. На этом фоне, по итогам 1999 года, зарегистрирована беспрецедентная за последние 10 лет убыль населения в крае (-5,2 на 1000 населения).
Уровень младенческой смертности в крае за минувшее десятилетие постоянно превышает аналогичный показатель в среднем по России. В 1999 году уровень младенческой смертности составил 18,7 на 1000 родившихся живыми (в Российской Федерации - 16,5 на 1000 родившихся живыми).
С 1995 по 1999 годы общая заболеваемость детского населения возросла с 1634,1 до 1716,4 на 1000 детей.
Ухудшение показателей здоровья детей и подростков во многом связано с недостаточностью материальной базы и оснащенности образовательных учреждений, а также несоответствием гигиеническим требованиям организации учебно-воспитательного процесса. Проводимые ежегодно профилактические осмотры регистрируют рост числа детей с нарушениями осанки, сколиозом, снижением остроты зрения.
Продолжается рост детской инвалидности, которая в 1999 году составила 18,0 на 1000 детского населения (в 1998 году этот показатель составил 16,7, рост - 7,8 %). Число детей инвалидов в крае от 0 до 15 лет включительно составляет 5659.
В крае наблюдается рост психических заболеваний, наркомании, алкоголизма среди подростков. Наибольший рост заболеваемости произошел среди подростков; с 288,0 в 1997 году до 680,1 на 100 тыс. подростков в 1999 году, в основном за счет психических расстройств (на 25 %) и умственной отсталости (на 42 %). Среди детей умственная отсталость выросла на 14 %. Заболеваемость подростков наркоманией увеличилась с 1998 по 1999 годы на 29 %.
Общая заболеваемость подростков в 1999 году составила 1394,0 против 1305,5 в 1998 году (рост - 7%). Нарастает распространенность токсикоманий, снижается возраст начала курения и употребления алкоголя. Широко распространяются рисковые формы сексуального поведения, что наносит непоправимый вред здоровью будущих матерей и отцов.
Гинекологическая заболеваемость у девочек-подростков составляет 192,8 на 1000. На первом месте - различные нарушения менструального цикла, на втором - воспалительные заболевания, из них почти 80 % - заболевания, передающиеся половым путем.
За счет ухудшения здоровья лиц призывного возраста отмечается динамика снижения годности призывников к военной службе, показатель составил 59,7 %, что ниже на 10,6 % в сравнении с прошлым годом.
Уменьшение количества детского населения и женщин детородного возраста привело к сокращению детского коечного фонда в стационарах края в период с 1995 по 1999 годы с 3437 до 2699 (21,5 %), акушерских и гинекологических коек с 2078 до 1693 (18,5 %). При этом количество пролеченных детей в стационарах сократилось с 70416 в 1995 году до 63515 в 1999 году (9,8 %), а количество госпитализаций на акушерские и гинекологические койки уменьшилось с 61538 в 1995 году до 59361 в 1999 году (3,5 %). Сократилось также количество посещений детьми учреждений амбулаторно-поликлинической сети с 2194,8 тыс. в 1995 году до 1898,2 тыс. в 1999 году (13,5 %). Соответственно сократилось количество штатных должностей врачей-педиатров с 897,75 в 1995 году до 805,0 в 1999 году (10,3 %).
На протяжении последнего десятилетия служба охраны здоровья матери и ребенка работает в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. Результатом этого стал быстрый износ зданий и сооружений, несоответствие основных фондов и материально-технической базы современным требованиям санитарно-гигиенических норм и правил. Имеется большое количество стационарных коек службы охраны здоровья матери и ребенка, которые размещены в неприспособленных, порой аварийных помещениях, что не позволяет оказывать лечебно-профилактическую помощь на современном уровне.
Серьезная ответственность за жизнь и здоровье женщин и детей при очень низкой оплате труда медицинских работников создает предпосылки для высокой текучести кадров, приводит к низкой укомплектованности лечебно-профилактических учреждений специалистами. Так, в среднем по краю степень укомплектованности (без учета совместительства) педиатрическими кадрами составляет 77,6%, акушерско-гинекологическими кадрами - 77,3 %, средним медицинским персоналом учреждения службы охраны здоровья женщин и детей укомплектованы в среднем на 60 %. Особенно тяжелая ситуация сложилась с обеспеченностью педиатрическими и акушерскими медицинскими кадрами в районах края, где большинство врачей и средних медицинских работников имеют предпенсионный и пенсионный возраст. При этом плановые выезды бригад специалистов детских краевых поликлиник для оказания лечебно-консультативной помощи в районах края финансируются на 20-30 % от запланированного.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.1999 № 147 “О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста” в 2000 году начат поэтапный перевод подростков в детскую амбулаторно-поликлиническую сеть. Однако этот процесс в значительной степени осложнен дефицитом кадров врачей-специалистов в педиатрической службе, слабой оснащенностью детских амбулаторно-поликлинических учреждений современным медицинским оборудованием.
В условиях финансового дефицита не представляется возможным в достаточной степени уделять внимание современным технологиям оказания медицинской помощи детям и подросткам, которые уже доказали свою высокую эффективность в области лечения детей с гематоонкологическими заболеваниями, оказания экстренной и неотложной помощи в районах края, дородовой и донозологической диагностики инвалидизирующих заболеваний, амбулаторной хирургии и другим областям. Очень ограниченно реализуются научно-исследовательские проекты в области охраны здоровья женщин и детей края.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости реализации системы мероприятий, направленных на организационные и структурные изменения службы охраны здоровья женщин и детей.
Целью Программы является совершенствование системы охраны здоровья женщин, детей и подростков в крае, обеспечение условий для снижения заболеваемости и смертности женщин, детей и подростков, укрепление их здоровья. Программа предусматривает решение следующих задач:
- строительство и оснащение лечебным и диагностическим оборудованием новых лечебно-профилактических учреждений;
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических, образовательных учреждений;
научно-методическое и информационное обеспечение лечебно-профилактических и образовательных учреждений;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны здоровья женщин, детей и подростков;
- проведение научно-исследовательских работ по проблемам охраны здоровья женщин, детей и подростков;
- активизация физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди детей и подростков;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения детей и подростков, улучшение профилактического медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах;
- формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни;
- повышение уровня профессиональной гигиенической подготовки и аттестация должностных лиц и работников организаций сферы воспитания и обучения детей;
- повышение информированности населения в области проблем охраны здоровья женщин, детей и подростков.
Данный раздел Программы предусматривает проведение следующего комплекса мероприятий:
- строительство новых и развитие материально-технической базы существующих учреждений службы охраны здоровья женщин и детей;
- совершенствование системы подготовки кадров службы охраны здоровья женщин и детей;
- развитие профилактических направлений деятельности службы охраны здоровья женщин и детей;
- совершенствование организационных и медицинских технологий деятельности службы охраны здоровья женщин и детей;
- лекарственное обеспечение льготных категорий детского населения;
- научно-исследовательская работа в области охраны здоровья женщин и детей.
Реализация данного раздела Программы предусматривает:
- капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений;
- улучшение условий пребывания детей в учреждениях общего и начальной профессионального образования путем обеспечения выполнения установленные санитарно-гигиенических нормативов;
- создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушениями здоровья;
- оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим нормам;
- совершенствование обучения детей и подростков основам безопасной жизнедеятельности и укрепления здоровья;
- совершенствование медицинского обеспечения учащихся образовательных учреждений;
- повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений по вопросам охраны детского здоровья.
Выполнение задач данного раздела Программы требует выполнения еле дующих мероприятий:
- проведение социально-гигиенического мониторинга среды обитания детей детского здоровья;
- совершенствование вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний;
- изучение роли вирусных инфекций и гельминтов в патологии детского возраста и их профилактика;
- совершенствование системы обеспечения и контроля соблюдения санитарно-гигиенических нормативов в образовательных учреждениях;
- совершенствование питания детей в организованных коллективах;
- издание методической литературы по санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому обеспечению обучения и летнего отдыха детей и подростков.
Реализация данного раздела Программы предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- совершенствование деятельности медицинских, социальных, общественных работников в области планирования семьи;
- изучение влияния наркотических средств на детей и подростков с использованием этих данных в информационной профилактической работе среди данной категории населения;
- использование новых форм пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков;
- проведение оздоровительных мероприятий в период летнего отдыха детей и подростков.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Хабаровского края.
Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления при их активном участии.