ЗАКОН

Хабаровского края

От 25.04.2001 № 306


О краевой целевой программе “Охрана здоровья женщин, детей и подростков Хабаровского края на 2001-2005 годы”

(с изменениями на 29.12.03)

     _________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Законом Хабаровского края от 29.12.03 № 157
     _________________________________________

Настоящий закон устанавливает основные направления, приоритеты, формы и методы государственной поддержки охраны здоровья женщин, детей и подростков Хабаровского края (далее - край) в 2001-2005 годах, определяет источники финансирования мероприятий краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы” (далее - Программа).

     

     Статья 1. Состав Программы

Программа состоит из настоящего закона и трех приложений к нему:

приложение 1. Паспорт краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы;

приложение 2. Краевая целевая программа “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы”;

приложение 3. Мероприятия по реализации краевой целевой программы “Здоровый ребенок" на 2001-2005 годы”.

     

     Статья 2. Финансовое обеспечение Программы

Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования согласно приложению 3 к настоящему закону.

Финансирование мероприятий программы за счет средств бюджетов муниципальных образований осуществляется на основе решений органов местного самоуправления.

Статья 2 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 157 - См. предыдущую редакцию.     

     Статья 3. Вступление в силу настоящего закона

     Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Председатель Законодательной
     Думы Хабаровского края           В.А. Озеров


     Приложение 1
     к Закону Хабаровского края
     от 25.04.2001 №306

     

ПАСПОРТ
краевой целевой программы
“Здоровый ребенок на 2001 - 2005 годы”

     

Наименование Программы

“Здоровый ребенок"
 Хабаровского края на 2001 - 2005 годы

Основание для разработки Программы

Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 13 июня 2000 г. № 205 “О состоянии и мерах по улучшению охраны жизни и здоровья детей и подростков в Хабаровском крае”

Заказчик Программы

Правительство Хабаровского края

Основные разработчики и исполнители Программы

-  министерство здравоохранения Хабаровского края;
-  министерство образования  Хабаровского края;
- Центр госсанэпиднадзора в Хабаровском крае;
- комитет по молодежной политике  Хабаровского Правительства края;
- комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства;
-Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования;   

Основная цель Программы

совершенствование системы охраны здоровья женщин, детей и подростков в крае, обеспечение условий для снижения заболеваемости и смертности женщин, детей и подростков, укрепление их здоровья

Задачи Программы

- строительство и оснащение лечебным и диагностическим оборудованием новых лечебно-профилактических учреждений;
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических, образовательных учреждений; - научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем охраны здоровья женщин, детей и подростков;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны здоровья женщин, детей и подростков;
- проведение научно-исследовательских работ по проблемам охраны здоровья женщин, детей и подростков;
- проведение оздоровительной, физкультурной работы и культурных мероприятий с детьми и подростками;
- обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия, создание благоприятных санитарно-
гигиенических условий воспитания и обучения детей и подростков, улучшение профилактического медицинского обслуживания детей в дошкольных
учреждениях и школах;
- формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, повышение уровня профессиональной гигиенической подготовки и аттестация должностных лиц и работников организаций сферы воспитания и обучения детей;
- повышение информированности населения в области охраны здоровья женщин, детей и подростков

Срок реализации Программы

2001-2005 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего по программе: 1106379,5  тыс. рублей, в том числе по годам:

2001 г. - 188064,5 тыс. рублей;

2002 г. - 220629,5 тыс. рублей;

2003 г. - 234008,5 тыс. рублей;

2004 г. - 221188,5 тыс. рублей;

2005 г. - 242488,5 тыс. рублей.

По источникам финансирования:

федеральный бюджет (в части выделенных краю средств) - 61280,0 тыс. рублей,

в том числе:

2001 г. - 11876,0 тыс. рублей;

2002 г. - 23676,0 тыс. рублей;

2003 г. - 17076,0 тыс. рублей;

2004 г. -   4326,0 тыс. рублей;

2005 г. -   4326,0 тыс. рублей;

краевой бюджет: 205059,5 тыс. рублей, в том числе:

2001 г. - 35260,5 тыс. рублей;

2002 г. - 42303,5 тыс. рублей;

2003 г. - 53193,5 тыс. рублей;

2004 г. - 39153,5 тыс. рублей;

2005 г. - 35148,5 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований края (по решению органов местного самоуправления) - 830040,0 тыс. рублей, в том числе:

2001 г. - 140928,0 тыс. рублей;

2002 г. - 154650,0 тыс. рублей;

2003 г. - 163739,0 тыс. рублей;

2004 г. - 172709,0 тыс. рублей;

2005 г. - 198014,0 тыс. рублей;

бюджет Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования -  10000,0 тыс. рублей, в том числе:

2004 г. - 5000,0 тыс. рублей;

2005 г. - 5000,0 тыс. рублей


     Приложение 1 изменено - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 157 - См. предыдущую редакцию.  

     
Председатель Законодательной
Думы Хабаровского края     В.А. Озеров


     

     Приложение 2
     к Закону Хабаровского края
     от 25.04.2001 № 306

     

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  НА 2001 - 2005 ГОДЫ”

     

     1. Характеристика проблемы

В крае продолжает ухудшаться демографическая ситуация, возникшая в результате социально-экономического кризиса. Уровень удовлетворенности материальных и культурных потребностей семьи, медицинская осведомленность родителей, национальные традиции, экономические условия в крае оказывают несомненное влияние на демографические показатели. Общая численность детского населения в крае продолжает уменьшаться. На 01.01.2000 она составила 313970 человек, что на 83785 человек меньше количества детей в 1991 году. Средний темп снижения количества детского населения составляет 3,0 %, что позволяет прогнозировать дальнейшее его уменьшение при условии отсутствия стабилизации социально-экономической ситуации в ближайшие 10 лет до 190-200 тысяч человек. Крайне неблагоприятна динамика основных показателей воспроизводства населения края. Так, по сравнению с 1992 годом по итогам 1999 года наблюдается снижение показателя плодовитости с 42,1 до 28,6 на 1000 женщин детородного возраста (32,1 %); показателя суммарной плодовитости с 1,48 до 1,03 (30,4 %); валового показателя воспроизводства с 0,72 до 0,50 (30,5 %).

В течение последних десяти лет показатель рождаемости в крае снизился практически вдвое, а показатель смертности увеличился на 42,4 %. На этом фоне, по итогам 1999 года, зарегистрирована беспрецедентная за последние 10 лет убыль населения в крае (-5,2 на 1000 населения).

Уровень младенческой смертности в крае за минувшее десятилетие постоянно превышает аналогичный показатель в среднем по России. В 1999 году уровень младенческой смертности составил 18,7 на 1000 родившихся живыми (в Российской Федерации - 16,5 на 1000 родившихся живыми).

С 1995 по 1999 годы общая заболеваемость детского населения возросла с 1634,1 до 1716,4 на 1000 детей.

Ухудшение показателей здоровья детей и подростков во многом связано с недостаточностью материальной базы и оснащенности образовательных учреждений, а также несоответствием гигиеническим требованиям организации учебно-воспитательного процесса. Проводимые ежегодно профилактические осмотры регистрируют рост числа детей с нарушениями осанки, сколиозом, снижением остроты зрения.

Продолжается рост детской инвалидности, которая в 1999 году составила 18,0 на 1000 детского населения (в 1998 году этот показатель составил 16,7, рост - 7,8 %). Число детей инвалидов в крае от 0 до 15 лет включительно составляет 5659.

В крае наблюдается рост психических заболеваний, наркомании, алкоголизма среди подростков. Наибольший рост заболеваемости произошел среди подростков; с 288,0 в 1997 году до 680,1 на 100 тыс. подростков в 1999 году, в основном за счет психических расстройств (на 25 %) и умственной отсталости (на 42 %). Среди детей умственная отсталость выросла на 14 %. Заболеваемость подростков наркоманией увеличилась с 1998 по 1999 годы на 29 %.

Общая заболеваемость подростков в 1999 году составила 1394,0 против 1305,5 в 1998 году (рост - 7%). Нарастает распространенность токсикоманий, снижается возраст начала курения и употребления алкоголя. Широко распространяются рисковые формы сексуального поведения, что наносит непоправимый вред здоровью будущих матерей и отцов.

Гинекологическая заболеваемость у девочек-подростков составляет 192,8 на 1000. На первом месте - различные нарушения менструального цикла, на втором - воспалительные заболевания, из них почти 80 % - заболевания, передающиеся половым путем.

За счет ухудшения здоровья лиц призывного возраста отмечается динамика снижения годности призывников к военной службе, показатель составил 59,7 %, что ниже на 10,6 % в сравнении с прошлым годом.

Уменьшение количества детского населения и женщин детородного возраста привело к сокращению детского коечного фонда в стационарах края в период с 1995 по 1999 годы с 3437 до 2699 (21,5 %), акушерских и гинекологических коек с 2078 до 1693 (18,5 %). При этом количество пролеченных детей в стационарах сократилось с 70416 в 1995 году до 63515 в 1999 году (9,8 %), а количество госпитализаций на акушерские и гинекологические койки уменьшилось с 61538 в 1995 году до 59361 в 1999 году (3,5 %). Сократилось также количество посещений детьми учреждений амбулаторно-поликлинической сети с 2194,8 тыс. в 1995 году до 1898,2 тыс. в 1999 году (13,5 %). Соответственно сократилось количество штатных должностей врачей-педиатров с 897,75 в 1995 году до 805,0 в 1999 году (10,3 %).

На протяжении последнего десятилетия служба охраны здоровья матери и ребенка работает в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. Результатом этого стал быстрый износ зданий и сооружений, несоответствие основных фондов и материально-технической базы современным требованиям санитарно-гигиенических норм и правил. Имеется большое количество стационарных коек службы охраны здоровья матери и ребенка, которые размещены в неприспособленных, порой аварийных помещениях, что не позволяет оказывать лечебно-профилактическую помощь на современном уровне.

Серьезная ответственность за жизнь и здоровье женщин и детей при очень низкой оплате труда медицинских работников создает предпосылки для высокой текучести  кадров,  приводит  к  низкой  укомплектованности  лечебно-профилактических учреждений специалистами. Так, в среднем по краю степень укомплектованности (без учета совместительства) педиатрическими кадрами составляет 77,6%, акушерско-гинекологическими кадрами - 77,3 %, средним медицинским персоналом учреждения службы охраны здоровья женщин и детей укомплектованы в среднем на 60 %. Особенно тяжелая ситуация сложилась с обеспеченностью педиатрическими и акушерскими медицинскими кадрами в районах края, где большинство врачей и средних медицинских работников имеют предпенсионный и пенсионный возраст. При этом плановые выезды бригад специалистов детских краевых поликлиник для оказания лечебно-консультативной помощи в районах края финансируются на 20-30 % от запланированного.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.1999 № 147 “О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста” в 2000 году начат поэтапный перевод подростков в детскую амбулаторно-поликлиническую сеть. Однако этот процесс в значительной степени осложнен дефицитом кадров врачей-специалистов в педиатрической службе, слабой оснащенностью детских амбулаторно-поликлинических учреждений современным медицинским оборудованием.

В условиях финансового дефицита не представляется возможным в достаточной степени уделять внимание современным технологиям оказания медицинской помощи детям и подросткам, которые уже доказали свою высокую эффективность в области лечения детей с гематоонкологическими заболеваниями, оказания экстренной и неотложной помощи в районах края, дородовой и донозологической диагностики инвалидизирующих заболеваний, амбулаторной хирургии и другим областям. Очень ограниченно реализуются научно-исследовательские проекты в области охраны здоровья женщин и детей края.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости реализации системы мероприятий, направленных на организационные и структурные изменения службы охраны здоровья женщин и детей.

     

     2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является совершенствование системы охраны здоровья женщин, детей и подростков в крае, обеспечение условий для снижения заболеваемости и смертности женщин, детей и подростков, укрепление их здоровья. Программа предусматривает решение следующих задач:

- строительство и оснащение лечебным и диагностическим оборудованием новых лечебно-профилактических учреждений;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических, образовательных учреждений;

научно-методическое и информационное обеспечение лечебно-профилактических и образовательных учреждений;

- организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области охраны здоровья женщин, детей и подростков;

- проведение научно-исследовательских работ по проблемам охраны здоровья женщин, детей и подростков;

- активизация физкультурно-массовой и оздоровительной работы среди детей и подростков;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, создание благоприятных санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения детей и подростков, улучшение профилактического медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах;

- формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни;

     - повышение уровня профессиональной гигиенической подготовки и аттестация должностных лиц и работников организаций сферы воспитания и обучения детей;
     - повышение информированности населения в области проблем охраны здоровья женщин, детей и подростков.

     3. Основные направления реализации Программы

3.1. Организация деятельности службы охраны здоровья женщин и детей

Данный раздел Программы предусматривает проведение следующего комплекса мероприятий:

- строительство новых и развитие материально-технической базы существующих учреждений службы охраны здоровья женщин и детей;

- совершенствование системы подготовки кадров службы охраны здоровья женщин и детей;

- развитие профилактических направлений деятельности службы охраны здоровья женщин и детей;

- совершенствование организационных и медицинских технологий деятельности службы охраны здоровья женщин и детей;

- лекарственное обеспечение льготных категорий детского населения;

- научно-исследовательская работа в области охраны здоровья женщин и детей.

     

     3.2. Совершенствование системы охраны здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях

Реализация данного раздела Программы предусматривает:

- капитальный ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений;

- улучшение условий пребывания детей в учреждениях общего и начальной профессионального образования путем обеспечения выполнения установленные санитарно-гигиенических нормативов;

- создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушениями здоровья;

- оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим нормам;

- совершенствование обучения детей и подростков основам безопасной жизнедеятельности и укрепления здоровья;

- совершенствование медицинского обеспечения учащихся образовательных учреждений;

- повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений по вопросам охраны детского здоровья.

     

     3.3. Обеспечение санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия женщин, детей и подростков

Выполнение задач данного раздела Программы требует выполнения еле дующих мероприятий:

- проведение социально-гигиенического мониторинга среды обитания детей детского здоровья;

- совершенствование вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний;

- изучение роли вирусных инфекций и гельминтов в патологии детского возраста и их профилактика;

- совершенствование системы обеспечения и контроля соблюдения санитарно-гигиенических нормативов в образовательных учреждениях;

- совершенствование питания детей в организованных коллективах;

- издание методической литературы по санитарно-гигиеническому и эпидемиологическому обеспечению обучения и летнего отдыха детей и подростков.

     3.4. Совершенствование молодежной политики в области охраны здоровья молодой семьи, детей и подростков

Реализация данного раздела Программы предусматривает выполнение следующих мероприятий:

- совершенствование деятельности медицинских, социальных, общественных работников в области планирования семьи;

- изучение влияния наркотических средств на детей и подростков с использованием этих данных в информационной профилактической работе среди данной категории населения;

- использование новых форм пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков;

- проведение оздоровительных мероприятий в период летнего отдыха детей и подростков.

     

     4. Механизм реализации программы и ее потребность в финансовых ресурсах

Государственным заказчиком Программы является Правительство Хабаровского края.

Программа реализуется в тесном взаимодействии с федеральными, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления при их активном участии.    

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»