Современное российское общество живет в эпоху социальных изменений, которые коснулись всех сфер жизни: социально-экономической, политической, духовной. Результатом таких перемен стали рыночная экономика, социальное расслоение общества, развитие государственных институтов власти на основе принципов демократизации и политического плюрализма, интеграция в мировое культурное пространство, становление новой системы ценностей.
Поэтому образование как социальный институт, ориентированный на удовлетворение таких важных жизненных потребностей, как получение знаний, развитие личности, социализацию подрастающего поколения и подготовку кадров, выстраивает свою стратегию с учетом новых социокультурных реалий. Изменения в идеологии развития общества, экономические преобразования в хозяйственном механизме страны повлекли изменения в содержании образования, методах и средствах обучения. Новое содержание общего образования призвано создать условия для эволюционной смены менталитета современного общества, и ориентировано:
на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
на развитие гражданского общества;
на укрепление правового государства.
Курс на радикальное обновление содержания образования диктуется, прежде всего, необходимостью привести его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также международной образовательной практикой.
В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Одно из важных направлений этой реформы - изменение целей образования, его переориентация на удовлетворение запросов и потребностей конкретных людей, личностей. Неслучайно, одними из основных принципов реформирования признаны гуманизация и гуманитаризация образования. Государство ориентирует преподавателей и учащихся на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания. Самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с чувством солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества с природой, - ценности, ставшие основными мотивами поведения людей, живущих в современном мире.
Главная функция современного образования - сформировать навык самостоятельного практического действия, основанного на умении проектировать созидательное поведение и гармонично встраивать его н современную картину мира. Центральным звеном в деятельности учреждений образования должна стать работа по развитию целевых умений и навыков сообщения, безболезненному освоению выпускниками новых социальных ролей. К личности предъявляются новые требования: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация,, с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой коммуникации и информации, углублению разделения труда и специализации человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Огромный, казавшийся ранее необъятным мир, в котором около двух тысяч народов и более двухсот стран, превращается, по терминологии ЮНЕСКО, в "глобальную деревню". Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество, подготовка молодежи к жизни в много культурном мире названы в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы. Таким образом, формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности, - еще одна важная задача временного образования, решение которой требует широкого использования активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в учебном процессе должны занять технологии реализации образовательных и воспитательных целей уроков, в ходе которых идет формирование культуры субъектного саморазвития личности. Это активизирует познавательную, эмоциональную и волевую сферу, развивает навык самостоятельного действия.
Сохранение здоровья нового поколения - задача государства, общества и самого поколения. В России отмечается рост детей, потребляющих наркотики, безнадзорных детей. Криминализация подростковой среды - тоже явление сегодняшнего дня. Нравственное и психофизическое здоровье подрастающего поколения должно стать основным предметом педагогической заботы, что определит духовное и физическое здоровье нации.
Вектор современного образования должен быть направлен на формирование у подрастающего поколения собственной мировоззренческой позиции и устойчивых мотивов поведения. Неудовлетворенность современного школьника своими отношениями со сверстниками, средой, обществом, отсутствие положительных социальных мотивов - основания для осуществления взаимодействия системы образования с другими социальными системами - культурой, здравоохранением, экономикой, правом. Процесс реализации воспитательных целей в системе общего образования нуждается в упорядочении, четком целевом проектировании, обеспечивающем создание пространства созидания и развития, в котором происходит становление субъектной позиции учащихся.