Администрация города, органы управления образованием обеспечивают:
реализацию прав несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) на получение образовательных услуг, содержание и условия, предоставление которых соответствуют состоянию их здоровья;
поддержку коррекционных, реабилитационных, специализированных коррекционных учреждений различных типов и видов:
- расширение коррекционной и оздоровительной деятельности в рамках общеобразовательных учреждений:
оснащение специальных (коррекционных) учреждений специальной аппаратурой и оборудованием; программно-методическим обеспечением, реализацию межведомственной программы "Здоровье". Специальные (коррекционные) учреждения обеспечивают несовершеннолетним гражданам с отклонениями в развитии психологическую, медицинскую, социальную помощь, реализовывая государственные и дополнительные (бесплатные и платные) образовательные коррекционные программы, направленные на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.
Совершенствование управления системой образования
Совершенствование управления системой образования планируется осуществить путем перехода к системному управлению. Реализация системного подхода к управлению развитием муниципальной системы образования обеспечивается за счет целевой программы развития на период до 2005 года, других разработок практической направленности: проекты, планы, рекомендации и др. Планируется переход к управлению, оптимально сочетающему в себе прогнозирование конкретного (заданного целью результата с учетом адекватного процесса, ведущего к его достижению).
В целях ресурсного управления системой образования необходимо формирование кадровой и финансовой политики. Повышение уровня управления системой образования невозможно без изменения профессионального статуса руководящих и педагогических кадров. Управление качеством педагогического и управленческого персонала планируется осуществить по семи блокам повышения квалификации педагогических и руководящих работников:
Личностность гуманистическая ориентация деятельности; системное ведение педагогической реальности;
креативность мышления;
овладение педагогическими технологиями;
овладение предметной областью;
освоение педагогической рефлексией;
интеграция с опытом других школ, других концепций.
На основе этого предполагается обеспечить саморазвитие нового педагогического менталитета педагогов.
Формирование политики финансирования образовательной системы
В целях обеспечения устойчивого развития системы образования предполагается вычленение в общем объеме финансирования отрасли бюджетные расходы на обеспечение функционирования учреждений и их развитие (отдельными отраслями). При этом предусматривается, что расходы бюджета развития ежегодно должны увеличиваться и направляться в совокупности с внебюджетными средствами на разработку и реализацию целевых программ данной программы, поддержку инновационной деятельности, укрепление материально-технической базы учреждений. создание инфраструктуры муниципальной системы образования.
Для покрытия дефицита необходимы меры по таким направлениям как:
рационализация использования образовательными учреждениями имеющихся средств;
привлечение внебюджетных средств;
формирование целевых фондов финансирования инновационной деятельности образовательных учреждений, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. директорского корпуса и работников управления сферы образования в размере до 1% от фактических расходов бюджета города на образование.
1) Меры по рационализации использования финансовых средств
внутри самой системы образования и при ее взаимодействии с “внешней средой” включают:
расширение функций и повышение ответственности учреждений образования как хозяйствующих субъектов;
создание и повышение эффективности деятельности институтов государственно-общественного управления учреждениями в вопросах формирования внебюджетных фондов и контроля финансово-хозяйственной деятельности;
совершенствование работы органов управления образованием по размещению муниципального заказа, конкурсных торгов для нужд образования;
внедрение технологий энерго-ресурсосбережения в учреждениях образования и разработка механизмов стимулирования работников системы образования за эффективность их использования;
проведение инвентаризации бюджетной сети, ее оптимизация;
повышение эффективности использования зданий, находящихся в муниципальной собственности;
уточнение нормативно-правовой базы с целью исключения (уменьшения) бюджетных расходов, не обеспеченных реальными источниками финансирования.
2) Меры по мобилизации средств предусматривают:
разработку и внедрение механизмов многоканального финансирования системы образования
принятие нормативных актов, стимулирующих привлечение в образовательные учреждения спонсорских и других внебюджетных средств, инвестиций;
содействие развитию негосударственного сектора образования;
расширение возможностей образовательных учреждений по привлечению дополнительных средств путем развития платных образовательных и иных услуг, сдачи в аренду помещений, привлечения родительских, спонсорских средств, развития предпринимательской деятельности.