Хабаровск - столица Дальневосточного региона, разделен на пять административных районов (Железнодорожный, Индустриальный, Кировский, Краснофлотский, Центральный). В структуре исполнительной власти города и районов (администраций) имеются управление образования, районные отделы образования. Территориальный разброс образовательного пространства города требует согласования целей, задач и направленности развития общего образования в целом. Структура управления образованием города и районных отделов образования включает аппараты управления, службы сопровождения (методические, психологические, психолого-медико-педагогические, хозяйственно-эксплуатационные), органы общественного управления (совет при мэре города, коллегия управления образования, совет директоров учреждений государственного воспитания). Структурные подразделения позволяют обеспечивать эффективное решение задач образования по всей вертикали управления.
Социально-демографические факторы
Население города к началу 2001 года, по предварительной оценке, составило 607 тыс. человек. Число детей в возрасте от 1 года до 18 лет составляет 17,3 %. Вместе с тем в городе наблюдается тенденция снижения рождаемости. За 2000 год численность детей в возрасте от нуля до 7 лет уменьшилась на 3005 человек, число первоклассников сократилось на 843 человека.
В 2000 году смертность превысила рождаемость в 1,8 раза. Уровень естественной убыли увеличился более чем на 5%. Следовательно, определяющим фактором демографического развития города по-прежнему остается естественная убыль населения. Но за счет миграционного обмена между городами и регионами России в 2000 году отмечено увеличение прироста населения города на 67,8%.
В городе растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2001 года их количество составило 2123 человека (против 1781 человека в 1997 году), при этом более высоким остается уровень социального сиротства (53,4%). В связи с этим остро стоит проблема определения таких детей в семьи, гос учреждения для дальнейшего их проживания и воспитания.
Ухудшилось соотношение браков и разводов. На каждые 100 юридических браков в 2000 году приходилось 87 оформленных разводов.
Число преступлений, совершенных в городе в течение 2000 года, составило 50% от общего количества в крае. Отмечается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Зависимость от наркотиков - негативная тенденция, характерная и для подростковой среды.
За 2000 год было выявлено 1163 несовершеннолетних, совершивших преступления, 46% подростков совершили преступления в группе.
Социально-экономические факторы
Основная доля продукции (91,7%) производится предприятиями негосударственного сектора экономики.
Не общего числа безработных, зарегистрированных в городе на декабрь 2000 года (3,4 тыс. человек), молодежь в возрасте до 29 лет составляет 29%.
По отраслям экономики наибольшая потребность в работниках для замещения свободных мест заявлена в здравоохранении и образовании (младший обслуживающий персонал, узкие специалисты), соцобеспечении (социальные работники по обслуживанию населения на дому).
В последние три года стала заметной острая недостаточность бюджетных средств на содержание образовательной сети. Уровень финансирования из бюджета города на сегодняшний день нельзя считать удовлетворительным.
1998 год тыс. руб. | 1999 год тыс. руб. | 2000 год тыс. руб. | |
Объем бюджета отрасли образования | 404260 | 439767 | 473839 |
Доля в бюджете города (в %) | 26,2 | 25,7 | 29,5 |
ФОТ с начислениями (в %) | 45,4 | 54,9 | 58,6 |
Бюджет развития | 10,44 | 8,4 | 2,4 |
Средний фактический расход на текущее содержание на одного обучающегося (воспитанника) в 1998 - 2000 годах в месяц
Тип | Расход на 1 го ребенка | Расход на 1 го ребенка | Расход на 1 го ребенка | Расход на |
Общеобразовательная школа | 210,2 | 246,6 | 378,5 | 398 |
Дошкольные | 525,6 | 855 | 928 | 1445 |
Вечерние школы | 137,1 | 175,6 | 269,8 | 270 |
Учреждения | 81,2 | 105 | 133 | 155 |
Школы интернаты | 1261,5 | 1702,8 | 2698,5 | 2718 |
Детские дома | 2417,0 | 3039,3 | 4044,6 | 4364 |
Возрастает доля заработной платы, и сокращаются расходы на развитие (приобретение учебного оборудования, школьной мебели, капитальный ремонт, на строительство жилья для учителей, на пополнение фондов школьных библиотек). Продолжает оставаться низким уровень заработной платы учителей.
Данные социально-экономические факторы оказывают деструктивные воздействия на социально-педагогическую образовательную практику.
Экологические факторы
Острота экологических проблем, существующих в г. Хабаровске, делает необходимым расширение и совершенствование экологического образования и воспитания населения.
Социокультурные факторы
В г. Хабаровске, кроме учреждений системы общего образования, действуют 47 ВУЗов и НИИ (среди них 5 академий, 5 университетов), педколледж, училище искусств и культуры, 5 средних специальных учебных заведений, 14 ПТУ, 10 музыкальных школ, 8 спортивных, 25 библиотек, 16 домов культуры и клубов, 6 театров, 5 музеев, 3 кинотеатра, 3 молодежных досуговых центра, 1 концертный зал, симфонический оркестр, далькиноцентр, студия кинохроники.
Медицинскую помощь населению оказывают 32 медицинских учреждения. В отдельных образовательных учреждениях города оказываются услуги медицинской реабилитации детей:
коррекционная школа-консультация, центр “Верботон”, интернат слабослышащих детей, школа-интернат № 7,
ДОУ№ 167.