Недействующий

О программе развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на период с 2001 по 2005 год (Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

     1.2.Социально-экономическое и социокультурное пространство г. Хабаровска

     Административно-территориальные факторы

Хабаровск - столица Дальневосточного региона, разделен на пять административных районов (Железнодорожный, Индустриальный, Кировский, Краснофлотский, Центральный). В структуре исполнительной власти города и районов (администраций) имеются управление образования, районные отделы образования. Территориальный разброс образовательного пространства города требует согласования целей, задач и направленности развития общего образования в целом. Структура управления образованием города и районных отделов образования включает аппараты управления, службы сопровождения (методические, психологические, психолого-медико-педагогические, хозяйственно-эксплуатационные), органы общественного управления (совет при мэре города, коллегия управления образования, совет директоров учреждений государственного воспитания). Структурные подразделения позволяют обеспечивать эффективное решение задач образования по всей вертикали управления.

     
     Социально-демографические факторы

Население города к началу 2001 года, по предварительной оценке, составило 607 тыс. человек. Число детей в возрасте от 1 года до 18 лет составляет 17,3 %. Вместе с тем в городе наблюдается тенденция снижения рождаемости. За 2000 год численность детей в возрасте от нуля до 7 лет уменьшилась на 3005 человек, число первоклассников сократилось на 843 человека.

В 2000 году смертность превысила рождаемость в 1,8 раза. Уровень естественной убыли увеличился более чем на 5%. Следовательно, определяющим фактором демографического развития города по-прежнему остается естественная убыль населения. Но за счет миграционного обмена между городами и регионами России в 2000 году отмечено увеличение прироста населения города на 67,8%.

В городе растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.01.2001 года их количество составило 2123 человека (против 1781 человека в 1997 году), при этом более высоким остается уровень социального сиротства (53,4%). В связи с этим остро стоит проблема определения таких детей в семьи, гос учреждения для дальнейшего их проживания и воспитания.

Ухудшилось соотношение браков и разводов. На каждые 100 юридических браков в 2000 году приходилось 87 оформленных разводов.

Число преступлений, совершенных в городе в течение 2000 года, составило 50% от общего количества в крае. Отмечается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Зависимость от наркотиков - негативная тенденция, характерная и для подростковой среды.

За 2000 год было выявлено 1163 несовершеннолетних, совершивших преступления, 46% подростков совершили преступления в группе.

     
     Социально-экономические факторы

Основная доля продукции (91,7%) производится предприятиями негосударственного сектора экономики.

Не общего числа безработных, зарегистрированных в городе на декабрь 2000 года (3,4 тыс. человек), молодежь в возрасте до 29 лет составляет 29%.

По отраслям экономики наибольшая потребность в работниках для замещения свободных мест заявлена в здравоохранении и образовании (младший обслуживающий персонал, узкие специалисты), соцобеспечении (социальные работники по обслуживанию населения на дому).

В последние три года стала заметной острая недостаточность бюджетных средств на содержание образовательной сети. Уровень финансирования из бюджета города на сегодняшний день нельзя считать удовлетворительным.


1998 год тыс. руб.

1999 год тыс. руб.

2000 год тыс. руб.

Объем бюджета отрасли образования

404260

439767

473839

Доля в бюджете города (в %)

26,2

25,7

29,5

ФОТ с начислениями (в %)

45,4

54,9

58,6

Бюджет развития
(в %)

10,44

8,4

2,4


Средний фактический расход на текущее содержание на одного обучающегося (воспитанника) в 1998 - 2000 годах в месяц

     

Тип
учреждения

Расход на 1 го ребенка
в месяц
в 1998 г.,
руб.

Расход на 1 го ребенка
в месяц
в 1999 г.,
руб.

Расход на 1 го ребенка
в месяц в 2000 г., руб.

Расход на
1-го ребенка
в месяц в
2000 год с
учетом внебюджетных
средств, руб.

Общеобразовательная школа

210,2

246,6

378,5

398

Дошкольные
учреждения

525,6

855

928

1445

Вечерние школы

137,1

175,6

269,8

270

Учреждения
дополнительного образования

81,2

105

133

155

Школы интернаты

1261,5

1702,8

2698,5

2718

Детские дома

2417,0

3039,3

4044,6

4364


Возрастает доля заработной платы, и сокращаются расходы на развитие (приобретение учебного оборудования, школьной мебели, капитальный ремонт, на строительство жилья для учителей, на пополнение фондов школьных библиотек). Продолжает оставаться низким уровень заработной платы учителей.

Данные социально-экономические факторы оказывают деструктивные воздействия на социально-педагогическую образовательную практику.

     
     Экологические факторы

Острота экологических проблем, существующих в г. Хабаровске, делает необходимым расширение и совершенствование экологического образования и воспитания населения.

     Социокультурные факторы

В г. Хабаровске, кроме учреждений системы общего образования, действуют 47 ВУЗов и НИИ (среди них 5 академий, 5 университетов), педколледж, училище искусств и культуры, 5 средних специальных учебных заведений, 14 ПТУ, 10 музыкальных школ, 8 спортивных, 25 библиотек, 16 домов культуры и клубов, 6 театров, 5 музеев, 3 кинотеатра, 3 молодежных досуговых центра, 1 концертный зал, симфонический оркестр, далькиноцентр, студия кинохроники.

Медицинскую помощь населению оказывают 32 медицинских учреждения. В отдельных образовательных учреждениях города оказываются услуги медицинской реабилитации детей:

коррекционная школа-консультация, центр “Верботон”, интернат слабослышащих детей, школа-интернат № 7,

ДОУ№ 167.