Недействующий

О программе развития муниципальной системы образования г. Хабаровска на период с 2001 по 2005 год (Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

1.3. Анализ состояния муниципальной системы образования города Хабаровска, проблемы и тенденции развития

I. Система общего образования города представлена:  

Учреждениями образования детей

112 дошкольными учреждениями (65 - муниципальных; 45 - ведомственных: 2 - негосударственных);

118 общеобразовательными школами, в т.ч. 6 - вечерних (сменных); 1 - общеобразовательная школа-интернат, 9 - негосударственных;

13 специальными (коррекционными) образовательными учреждениями (8 школ-интернатов из них 2 краевого подчинения); 4 коррекционных школы для детей с задержкой в психическом развитии, 2 реабилитационных центра (“Верботон”, ЦПРД):

8 детскими домами;

21 учреждением дополнительного образования (20 муниципальных, 1 -негосударственное).

Учреждение дополнительного образования взрослых (НМИЦ).

II. Преемственными образовательными программами и государственными образовательными стандартами (минимальное содержание образовательных программ).

III. Органами управления образованием:

     управление образования города;
     отделы образования районов в городе.

Муниципальная система образования обеспечивает детскому населению города возможность получения общего и дополнительного образования, самоопределения и саморазвития личности. Детское население в возрасте от 1 года до 18 лет составляет 18,2% от 608 тыс. населения города.

Сеть дошкольных учреждений дифференцирована по назначению. Число ДОУ комбинированного вида составляет 25 %, компенсирующего вида 1,8 % от общего числа ДОУ, 19 муниципальных ДОУ (29,9%) работают в 12 часовом режиме работы. На базе муниципальных ДОУ функционируют 10 групп социальной поддержки детей.

Охват детей дошкольным образованием (с учетом контингентов детей детских домов, Дома ребенка) составляет 41,6%, по Хабаровскому краю 53,5%, по Российской Федерации этот показатель составляет 54%. В начальных, основных и средних школах реализуются образовательные программы, обеспечивающие государственные образовательные стандарты, программы коррекционного образования, программы углубленного изучения отдельных предметных дисциплин.

Из общего числа школ - одна школа с углубленным изучением предметов правового профиля: 18 школ нового вида - 8 лицеев. 10 гимназий; 5 учреждений города (гимназия 3, гимназия 2, школа № 80, гимназия 7, центр педагогической реабилитации детей) работают в логике федерального эксперимента. В 42 общеобразовательных учреждениях города (23,9% от общего количества классов) учащимся предоставлена возможность углубленного изучения различных учебных дисциплин, что обеспечивает выполнение социального заказа на данный вид образовательных услуг.

В городской образовательной системе представлены все виды учреждений специального (коррекционного) типа для детей глухих, слабослышащих и позднооглохших, с девиантным повелением, умственно-отсталых, в том числе для детей-сирот, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Сформирована система предоставления специальных образовательных услуг в рамках дошкольного и общего образования: 48 ДОУ (73,8% от общего количества бюджетных ДОУ) имеют специализированную сеть для образования детей с отклонениями в развитии. Охват детей дошкольного возраста коррекционным образованием составляет 27,9% (по России 5%). В целом по городу 5,6% детей обучаются в системе специального (коррекционного) образования. В целях раннего выявления контингента детей с особыми образовательными потребностями, оказания консультативной помощи родителям детей с проблемами в психофизическом развитии, педагогам, обучающим таких детей, на базе специальных  коррекционных школ открыты диагностико-консультационные пункты, психолого-медико-педагогические комиссии. Коррекционные школы № 2,3,4, коррекционная школа-консультация, общеобразовательные школы № 46, 7 в экспериментальном режиме отрабатывают образовательные программы обучения детей с задержками в психическом развитии.

Сеть дополнительных образовательных услуг развернута как на базе учреждений дополнительного образования, так и в других образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы.

Самыми массовыми и популярными у детей и подростков в школах являются виды деятельности спортивной направленности (38,9%), художественно-эстетического направления (28,1%), все остальные не превышают 7 процентов.

Охват учащихся и воспитанников школ-интернатов дополнительным образованием составил к 2001 году 59,7% (по России 38%), в том числе в УДО занято 17967 детей, в общеобразовательных школах 27315 человек. Из общего охвата детей дополнительным образованием в объединениях художественного творчества заняты 35,8% человек, 32,9% - в объединениях, секциях спортивной, туристско-краеведческой направленности, 7,8% заняты в кружках эколого-биологического профиля: 6,1% детей - в кружках, объединениях технического творчества.

Общее число педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях города, составляет 7,5 тыс. человек. Из них имеют звание “Заслуженный Учитель Российской Федерации” 59 человек. 773 имеют высшую квалификационную категорию.

Организационная структура органов управления образованием претерпела существенные изменения в течение 2000 года. В настоящее время представлена следующими блоками: аппараты управления, службы сопровождения и органы общественного управления. С целью решения проблем развития МСО г. Хабаровска, требующих коллективного обсуждения, формирования рекомендаций органам управления образованием, руководителям образовательных учреждений созданы Совет по вопросам образования при Мэре г. Хабаровска. Коллегия Управления образования администрации города. Совет директоров учреждений государственного воспитания детей.

Работа многофункциональных служб сопровождения: психологических, психолого-медико-педагогических, хозяйственно-эксплуатационных, финансово-экономических - позволяет обеспечить реализацию оперативного и стратегического управления отраслью.

В результате осуществления мер по вопросам регламентации функционирования муниципальных образовательных учреждений 97 % учреждении имеют уставы в новой редакции. 20 дошкольных учреждений прошли аттестацию и получили государственную аккредитацию.

Муниципальной образовательной системой реализуется комплекс разно уровневых программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, специального (коррекционного) и дополнительного образования детей. В дошкольном образовании наметилась устойчивая положительная динамика реализации программ нового поколения: “Радуга” - в 73 ДОУ, “Развитие” - в 5 ДОУ, “Детство” - в 35 ДОУ, автора Васильевой - в 30 ДОУ (в коррекционных ДОУ и группах).

Наряду с образовательными программами в дошкольных учреждениях реализуется ряд социальных программ: оказываются медицинские услуги, проводятся консультации узкими специалистами (психологами, логопедами, проводится подготовка неорганизованных детей в школе, создаются психолого-педагогические условия для сохранения физического и психического здоровья детей).

В школах города реализуются, кроме традиционных, образовательные программы, опирающиеся на систему развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, апробируется авторская программа Л.В. Тарасова “Экология и диалектика”, УМК “Школа 2100”.

Завершается переход начальной школы на четырехлетний срок обучения. Программы четырехлетней школы реализуются в первых классах на 81% от общего количества первых классов. Начат переход на концентрическую структуру обучения по биологии, истории, литературе, химии.

Процесс обновления содержания общего образования проходит в рамках реализации образовательных программ: базового общего образования: гимназического образования (13,9 % учащихся общеобразовательных школ), лицейского образования (9,5% учащихся общеобразовательных школ), программ с углубленным изучением предметов (16,4 % учащихся), программ профильного обучения (13,3% учащихся), коррекционных программ для детей с проблемами в развитии (6,1 % учащихся), программ вечерних средних (сменных) школ (1,5%  учащихся).

Формирование содержания образования осуществляется в соответствии с минимальными требованиями государственных образовательных программ, краевым базисным учебным планом. Из массива реализуемых программ 35 - авторские городского уровня.