Мэр города Хабаровска
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 30.03.99 №448
О социально-экономической ситуации в г. Хабаровске в 1998 году
и основных направлениях развития экономики города в 1999 году
_____________________________________________________
Утратил силу
на основании Постановления Мэра города Хабаровска
от 24.04.00 № 495
_____________________________________________________
Экономика города Хабаровска в 1998 году оставалась в кризисном состоянии, которое является проявлением всех негативных процессов, накопившихся с начала 90-х годов.
На проблемы городского хозяйственного комплекса, связанные с сокращением возможности завершения строительства объектов, оттоком финансовых ресурсов из реального сектора экономики, не стимулирующей производителей налоговой системой, дорогими кредитными ресурсами, не позволяющими развивать производство, наложился августовский финансовый кризис в России.
Обострение дефицита доходов, связанное с наличием почти 50 процентов убыточных предприятий от общего числа в реальном секторе экономики, является постоянным источником усиления финансовой напряженности.
Высокая доля налоговой составляющей в структуре производимых товаров не только снижает конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в городе, но и крайне осложняет проведение всеми экономическими субъектами взаимных расчетов и платежей, в том числе выполнение обязательств перед бюджетом. Снижение платежной и финансовой дисциплины повлекло за собой острый бюджетный кризис. Сохраняется на высоком уровне задолженность по выплате заработной платы.
Региональные особенности экономики, связанные с зависимостью энергетики от привозного топлива, высокими тарифами на энергоносители, резким ростом цен на импортные продукты питания и промышленные товары, составляющие основной объем розничного товарооборота, обусловили спад деловой активности предприятий города, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, что отрицательно сказывается на поступлении валютных средств и привлечении иностранных инвестиций в экономику города, что в свою очередь тормозит развитие производства, внедрение новых передовых технологий, восстановление промышленного потенциала города.
Объем промышленного производства сократился в 1998 году на 12,4 процента, объем работ по договорам строительного подряда, выполненных строительными организациями всех форм собственности на 16 процентов.
Вместе с тем, несмотря на крайне сложную экономическую ситуацию, в городе удалось добиться главного - предотвратить угрозу лавинообразного разрушения промышленных предприятий, реализовать механизмы противодействия падению наполнения бюджета, подрывающему социальные программы, не допустить массовой безработицы и сохранить веру в людей в то, что их не бросили на произвол рыночной стихии.
Проведена необходимая подготовка энергетического хозяйства города к работе в зимних условиях, обеспечена устойчивая работа топливно-энергетического комплекса.
Сданы в эксплуатацию: газо-фракционная установка на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе мощностью 3,5 тыс. тонн газа в год, 68,8 тыс. кв. метров жилья, стоматологическая поликлиника по пер. Светофорному, отделение искусственных суставов в краевой клинической больнице N 2, лапароскопическое отделение в больнице N 11, другие социальные объекты.
На 5,7 процента увеличился выпуск товаров народного потребления, 34,9 процента промышленных предприятий города увеличили объемы производства к уровню 1997 года.
Принимались меры по обеспечению стабильности социальной и политической ситуации в городе.
В то же время отраслевые комитеты, департаменты и управления администрации города, руководители муниципальных предприятий и учреждений города не в полной мере уделяли внимание укреплению платежной дисциплины, повышению эффективности использования бюджетных средств, привлечению дополнительных, альтернативных источников дохода, эффективному использованию муниципального имущества.
Не используются резервы в области собираемости налогов, ни одна налоговая инспекция не выполнила задание по снижению недоимки в бюджет города, определенное постановлением мэра города.
В целях достижения общественного согласия, смягчения последствий бюджетного кризиса, преодоления неплатежей, восстановления нормальной, эффективной работы муниципального хозяйства, перехода к состоянию устойчивого, управляемого развития экономики города
постановляю:
1. Главам администрации районов, всем структурным подразделениям администрации города считать главной задачей на 1999 год объединение усилий администрации, общественных организаций, производственных и предпринимательских структур, населения на решение проблем, определяющих будущее города и его жителей. Для чего:
1.1. Сосредоточить усилия на выполнении приоритетных направлений социально - экономической политики города, в том числе:
- проведении единой и согласованной политики по реализации задач, поставленные мэром и городской Думой на всей территории города;
- ликвидации бюджетного дефицита, смягчении кризиса неплатежей;
- повышении уровня самообеспеченности города;
- формировании приоритетной и социально направленной инвестиционной политики;
- формировании действенного механизма реструктуризации задолженности предприятий в бюджет города;
- увеличении поступлений средств в бюджет от муниципальной собственности на основе повышения эффективности управления;
- осуществлении приемлемого финансирования социальной сферы на основе завершения разработки и внедрения социальных стандартов и нормативов;
- совершенствовании системы социальной помощи, повышении эффективности использования средств, направляемых на социальную поддержку населения, с учетом уровня доходов их получателей;
- реализации программы занятости населения;
- реализации программы развития и поддержки малого предпринимательства.
1.2. В целях стабилизации социально - экономического развития города, повышения устойчивости приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйственного комплекса, поддержки перспективных направлений в экономике города:
1.2.1. Продолжить работу по реализации городских программ развития приоритетных отраслей экономики в соответствии с "Основными направлениями работы администрации города Хабаровска на период до 2000 года".
1.2.2. Максимально содействовать созданию условий для оживления производства, преодоления неплатежей, бартера, восстановления нормального товарно-денежного оборота и тем самым для роста доходов в экономике и расширения налогооблагаемой базы.
1.2.3. В срок до 01.10.99 провести инвентаризацию бюджетной сети, сокращение количества юридических лиц и оптимизацию численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств бюджета города.
1.2.4. Широко использовать сферу и принципы социального партнерства для совместного решения экономических, социальных, экологических проблем.
2. Финансовому департаменту (Чукалкин А.Я.):
2.1. В срок до 01.06.99 представить на утверждение в городскую Думу бюджет города.
2.2. Обеспечить финансирование получателей средств из бюджета города в объемах бюджетного назначения по мере поступления доходов.
2.3. В срок до 01.09.99 совместно с управлением экономики, инвестиций и промышленной политики, структурными подразделениями администрации города подготовить проект закона Законодательной Думы Хабаровского края об утверждении нормативов минимальной бюджетной обеспеченности отраслей, финансируемых из бюджета города.
2.4. Обеспечить контроль за целевым использованием средств, перечисляемых на содержание и развитие городского хозяйства.
2.5. В целях повышения роли муниципального заказа в развитии городского хозяйства обеспечить приоритетный порядок финансирования заключенных договоров на его размещение.
3. Управлению экономики, инвестиций и промышленной политики (Меняйлов А.И.):
3.1. В срок до 01.06.99 внести на рассмотрение в городскую Думу проект "Основных направлений социально - экономического развития города Хабаровска на ближайшую и среднесрочную перспективу (до 2005 года)".
3.2. В области промышленной политики сконцентрировать усилия на создании условий для укрепления предприятий, имеющих социальную значимость для экономики города, обеспечивающих стабилизацию приоритетных отраслей промышленности.
На примере двух предприятий города ("Фабрика мягкой мебели" и ОАО "Стройконтейнер") апробировать влияние на их деятельность путем вхождения в состав акционеров и приобретением доли уставного капитала, в том числе в счет долгов в бюджет города.
3.3. В срок до 01.07.99 внести на рассмотрение в городскую Думу предложение о налоговых льготах, представляемых предприятиям и организациям при консервации основных средств.
3.4. В целях координации работы экономических служб администрации города по оздоровлению финансово - экономического состояния муниципальных предприятий в срок до 01.05.99 года подготовить постановление мэра города "Об образовании городской коллегии работников финансово - экономических служб бюджетных и муниципальных предприятий и учреждений г. Хабаровска".
3.5. Продолжить работу по согласованию тарифов на дополнительные платные услуги, оказываемые предприятиями, организациями, учреждениями, финансируемыми из бюджета города. Усилить ответственность должностных лиц за организацию платных услуг и правильное применение установленных тарифов.
4. Департаменту муниципальной собственности (Лебеда В.Ф.) в целях повышения эффективности использования муниципального имущества и создания действенной системы контроля за его использованием и сохранностью:
4.1. В течение 1999 года провести сплошную инвентаризацию недвижимого имущества в г. Хабаровске.
4.2. Для максимально возможного вовлечения свободных площадей в хозяйственную деятельность в срок до 01.12.99 подготовить постановление мэра города об изменении методики расчета арендной платы за объекты недвижимости, являющиеся муниципальной собственностью.
4.3. Обеспечить реализацию программы приватизации муниципальных предприятий, получить в 1999 году дополнительно средств в городской бюджет в сумме не менее 200 тыс. рублей.
4.4. Усилить контроль за своевременностью поступления в бюджет арендной платы. Обеспечить в 1999 году поступление в бюджет города не менее 39 млн. рублей от сдачи в аренду нежилых муниципальных помещений; не менее 19,5 млн. рублей от аренды земли.
5. Первому заместителю мэра города, директору департамента городского хозяйства Крейсу И.А., структурным подразделениям:
5.1. Управлению энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций и связи (Костырин В.А.) в целях устойчивого энергообеспечения предприятий, организаций и населения города:
5.1.1. Обеспечить координацию и контроль за ходом проведения работ по подготовке к работе в зимний период 1999-2000 годов топливно-энергетического хозяйства города.
5.1.2. В срок до 01.07.99 подготовить постановление мэра города "Об обеспечении приборами и системами коммерческого учета тепловой энергии и горячей воды учреждений управления образования и отдела здравоохранения в 1999 году".
5.1.3. Решить вопрос с администрацией края о единой системе обслуживания приборов учета тепла и теплоносителя на муниципальных предприятиях и жилищно-коммунальном хозяйстве города.
5.1.4. Обеспечить завершение работ по улучшению теплоснабжения Краснофлотского района города.
5.2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда (Чернышев С.А.):
5.2.1. С целью рационального распределения функций управления, установления наиболее эффективных форм взаимоотношений между собственниками, стимулирования процессов образования товариществ собственников жилья, расширения использования ресурсосберегающих материалов и технологии продолжить поэтапное реформирование жилищно-коммунального хозяйства города, в том числе:
- в срок до 01.01.2000 завершить работу по переводу сбора платежей населения за жилье и коммунальные услуги через систему РКЦ;
- в срок до 01.05.99 внести на рассмотрение в городскую Думу предложения по созданию экономических условий, стимулирующих образование кондоминиумов и ТСЖ;
- реализовать мероприятия по финансовому оздоровлению отрасли, получить экономию от рационального хозяйствования в сумме не менее 33 млн. рублей.
5.2.2. Для поддержания устойчивости работы инженерных сетей и улучшения водоснабжения города обеспечить освоение капитальных вложений на объектах коммунального назначения, выполнить работы по текущему и капитальному ремонту жилого фонда и объемах бюджетного назначения.
5.2.3. В целях стабилизации финансового состояния МУП "Хабаровский горводоканал" изучить и проработать возможность введения дифференцированного тарифа на водопотребление по потребителям.
5.3. Управлению транспорта, дорог и внешнего благоустройства (Ананьин А.И.):
5.3.1. Обеспечить постоянный контроль за состоянием и развитием транспортной инфраструктуры города, включая железнодорожный, водный и воздушный виды транспорта.
5.3.2. Для организации оптимальной работы пассажирского транспорта на территории города и срок до 01.04.99 представить предложения по созданию системы взаимоотношений коммерческого и муниципального пассажирского транспорта на договорной основе.
5.3.3. Ежеквартально определять и доходить до муниципальных автотранспортных предприятий города объемы муниципального заказа на перевозку пассажиров.
5.3.4. В целях безубыточной работы муниципального транспорта в срок до 01.06.99 представить предложения по оптимизации системы автомобильных пассажирских перевозок в городе.
5.3.5. Обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на строительстве и реконструкции городских улиц с наибольшей интенсивностью движения, освоение капитальных вложений на ремонте и реконструкции объектов внешнего благоустройства города в объемах бюджетного назначения.
6. Заместителю мэра города, начальнику управления архитектуры и градостроительства (Иванов А.В.) в целях урегулирования градостроительной деятельности и земельных отношений:
6.1. В соответствии с постановлением мэра города от 25.08.98 N 2030 продолжить разработку правового зонирования на территории г. Хабаровска, в рамках которого завершить в 1999 году раздел "Определение основных направлений концепции развития города".
6.2. Совместно с комитетом по землепользованию и землеустройству (Некрасов С.А.) продолжить реализацию комплексной инвентаризации земель и создание земельного и градостроительного кадастра.
6.3. В срок до 01.05.99 провести инвентаризацию земельных участков с целью проверки их целевого использования.
6.4. В срок до 01.07.99 утвердить проект детальной планировки центральной части города.
6.5. В срок до 01.05.99 утвердить схему размещения платных автостоянок на территории г. Хабаровска.
7. Комитету потребительского рынка и услуг (Младова А.П.), государственной торговой инспекции по качеству товаров и защите прав потребителей (Тэн О.Я.):
7.1. В целях координации деятельности предприятий пищевой промышленности, защиты прав местного производителя ежеквартально проводить анализ их состояния и развития.
7.2. Для упорядочения работы городских рынков в срок до 01.07.99 года внести на рассмотрение коллегии при мэре города вопрос "О работе рынков".
7.3. Ежемесячно анализировать ситуацию на потребительском рынке города, складывающуюся в связи с введением закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае", определять меры по стабилизации торговых процессов в городе.
7.4. Обеспечить закладку овощей и картофеля урожая 1999 года для социальных нужд.
7.5. В течение 1 полугодия 1999 года внести предложения в администрацию Хабаровского края о деятельности оптовых рынков на территории города, принять участие в подготовке закона Хабаровского края по этому вопросу.
8. Заместителю мэра города Шевченко С.И., структурным подразделениям социального блока в целях формирования самодостаточной и само регулируемой социальной политики администрации города, обеспечения максимального сохранения и пользования услугами социальной инфраструктуры населением города:
- содействовать расширению альтернативных форм и методов пользования услугами социальной сферы;
- обеспечить максимально возможное развитие системы дополнительных платных услуг в учреждениях школьного, дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта;
- установить жесткий контроль за затратами на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, осуществляемыми за счет бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
8.1. Управлению образования (Веденяпина А.Н.) в целях эффективного функционирования муниципальной системы образования:
8.1.1. Обеспечить реализацию мероприятий по финансовому оздоровлению отрасли, в том числе:
- принять меры по сокращению расходов по оплате коммунальных услуг в дошкольных образовательных учреждениях с учетом их фактической посещаемости;
- изучить возможность введения родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в зависимости от категории учреждения и комплекса оказываемых ими услуг;
- на основе анализа использования бюджетных и внебюджетных средств ввести в качестве эксперимента для 28 учреждений образования города лимитирование бюджетного финансирования;
- перевести на самостоятельный баланс дополнительно 19 образовательных учреждений.
8.1.2. В целях привлечения дополнительных источников финансирования в срок до 01.07.99 подготовить предложения по редакции примерного Положения о Фонде развития образовательного учреждения.