Администрация Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01.02.2001 № 46
Об Основных направлениях политики в Хабаровском крае на 2001 - 2005 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края от 13.02.06 № 15-пр
____________________________________________________________________
В целях совершенствования культурной политики в Хабаровском крае, определения и реализации ее приоритетных направлений на ближайшие пять лет
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Принять к сведению прилагаемую информацию комитета по культуре и искусству администрации края о выполнении краевой целевой программы “Развитие и сохранение культуры и искусства Хабаровского края на 1998-2000 годы”.
2. Утвердить прилагаемые Основные направления культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 годы и мероприятия по их реализации.
Организационные вопросы, связанные с их реализацией, возложить на комитет по культуре и искусству администрации края (Журомский В.В.).
3. Комитету по экономике администрации края (Левинталь А.Б.) при разработке прогнозов социально-экономического развития края на ближайшие пять лет планировать выделение средств для реализации Основных направлений культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 годы в пределах средств, определенных бюджетом края по отрасли “Культура и искусство”.
4. Финансирование расходов по реализации Основных направлений культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 годы осуществлять в пределах средств краевого бюджета, выделяемых по отрасли “Культура и искусство”.
5. Главам муниципальных образований городов и районов края разработать, исходя из местных условий, основные направления культурной политики соответствующих территорий до 2005 года и их финансирование осуществить за счет местных бюджетов.
6. Признать утратившим силу постановление главы администрации края от 6 ноября 1997 г. № 493 “О краевой целевой программе “Развитие и сохранение культуры и искусства Хабаровского края на 1998-2000 годы”.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам администрации края (Оноприенко Ю. И.).
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации В.И. Ишаев
Приложение
к постановлению главы
администрации края
от 01.02.2001 № 46
ИНФОРМАЦИЯ
о выполнении краевой целевой программы “Развитие и сохранение культуры и искусства Хабаровского края на 1998-2000 годы”
В настоящее время только государственную сеть учреждений культуры и искусства в Хабаровском крае представляют 6 профессиональных театров (четыре краевых и два муниципальных), две концертные организации, 311 учреждений клубного типа, 332 библиотеки, 14 музеев (12 - краеведческого и 2 - художественного профиля), 102 киноустановки; 12 кинотеатров, 4 парка культуры и отдыха, 21 национально-культурный центр. На территории края на государственном учете и охране находится около 1200 недвижимых памятников истории, культуры и архитектуры, из них более 600 - археологических. В отрасли трудится свыше 7 тыс. работников культуры и деятелей искусств. Бюджет края по отрасли “Культура и искусство” в 2000 году составил 178,3 млн. руб., в том числе краевой - 70,9 млн. руб.
В период социально-экономических преобразование основные усилия в сфере культуры края были направлены на сохранение вышеперечисленного богатого культурного наследия народов, населяющих Приамурье.
С этой целью в 1997 году была разработана и приняв к исполнению краевая целевая программа “Развитие и сохранение культуры и искусства Хабаровского края на 1998-2000 годы”, которая включала в себя 7 разделов и охватывала практически всю основную деятельность органов и учреждений культуры края в перспективе до конца минувшего тысячелетия
Благодаря реализации основных мероприятий указанной программы в крае удалось сохранить некоторые позитивные направления в развитии художественного процесса, народного творчества, организации досуга населения.
Продолжает совершенствоваться профессиональное искусство. Ряд состоявшихся премьер в краевых и муниципальных театрах, концертных программ филармонии и симфонического оркестра свидетельствуют о возрождении их творческого потенциала. Несколько активизировалась гастрольная деятельность творческих коллективов. Улучшается выставочная работа Союза художников, больше творческих удач преподносят зрителю местные кинематографисты.
Ежегодно вручаются премии администрации края в области литературы и искусства, ежемесячные стипендии действующим творческим работниками и пожизненные тем, кто внес значительный личный вклад в развитие культуры края. Для всех работников отрасли введена ежемесячная (до 30%) доплата за непрерывный стаж работы.
Выполнено большинство мероприятий, предусмотренных вышеуказанной программой, в части сохранения культурного наследия. Сохранена сеть государственных музеев, в которую в 1998 году включен и филиал краеведческого музея в п. Переяславка (район им. Лазо). На базе краевого краеведческого музея образован археологический музей. Возросло число предметов основного музейного фонда. Идет техническое перевооружение музеев за счет приобретения компьютерного оборудования, компьютерных программ; совершенствуется научно-исследовательская деятельность; расширяются связи с музеями стран Азиатско-тихоокеанского региона.
Продолжается работа по постановке на учет, госохрану недвижимых памятников истории, культуры- архитектуры. За период 1998-2000 годов проведены реставрационные работы на 35-ти зданиях-памятниках на общую сумму 2680 тыс. рублей. За это же время на государственную охрану дополнительно поставлено 73 памятника архитектуры и градостроительства и 27 памятников истории по Хабаровскому краю. Корректировался список вновь выявленных объектов; представляющих историко-культурную ценность в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, Вяземском, Николаевском, Амурском Комсомольском районах.
Оживилась деятельность органов и учреждений культуры в вопросах развития народного творчества, сохранения и возрождение национальных культур. В крае стали, уже традиционными такие фестивали, как дальневосточный - “ Живая Русь”, международный - “Ритмы планеты”, краевой - “Играй, гармонь хабаровская”, Всероссийский - “Вслед за солнцем” и другие.
Произошли положительные изменения в деятельности клубной и библиотечной системы, формах и методах организации досуга населения, его кинообслуживания
Всестороннюю помощь и поддержку получает созданный в крае 21 национальный культурный центр. В ходе выполнения президентской программы “Дети Севера” продолжают реализовываться краевые подпрограммы по организации детских креативных (специализированных) смен “Славянский дом” и “Дети Амура”. Только в 2000 году более 400 детей - участников различных творческих коллективов отдохнули и порадовали зрителей своим талантом,
В части библиотечного обслуживания населения края осуществляется переход библиотек на новые технологии. Активно эти процессы идут в Дальневосточной научной, краевой детской и специализированной библиотеке для слепых, в центральных библиотеках г. Комсомольска-на-Амуре и Амурского района. Завершена работа по передаче на утверждение проекта закона “О библиотечном деле в Хабаровском крае”. В целях повышения квалификации для библиотечных работников проводятся занятия по вопросам автоматизации, курсы по работе с новейшими библиотечными технологиями, учеба на курсах компьютерного обучения.
Передача в ведение местных органов культуры кинотеатров и киноустановок позволила в целом сохранить существующую киносеть и кинопрокатные организации с их фильм фондами. Доработан для внесения на рассмотрение Законодательной думы Хабаровского края проект закона “О государственной поддержке кинематографии Хабаровского края”. Несколько укрепилась материально-техническая оснащенность кинофикации. По отношению к 1998 году в крае почти в полтора раза возросло число кинопосещений зрителями.
Продолжается подготовка собственных творческих кадров для театров края, симфонического оркестра, учреждений культуры в Хабаровском институте искусств и культуры, краевом колледже искусств. Через систему повышения и переподготовки кадров работников отрасли за период 1998-2000 годов прошли 914 человек.
Несмотря на экономические трудности, продолжается укрепляться материально-техническая база учреждений культуры и искусства. За последние три года проведены текущие и капитальные ремонты различной степени сложности более чем на 80 объектах отрасли.
Вместе с тем реализация принятой три года назад программы по развитию и сохранению культуры и искусства края решила далеко не все проблемы.
Вследствие недостаточного финансирования отрасли не удалось создать систему культурного обслуживания населения края профессиональными творческими коллективами, которые к тому же по-прежнему испытывают материальные трудности в постановке новых спектаклей и концертных программ. По этой же причине практически прекратился закуп произведений местного изобразительного и музыкального искусства, для музеев - антиквариата и редких ценных предметов. На проведение культурно-массовых и других мероприятий работниками отрасли крайне недостаточно изыскиваются и привлекаются внебюджетные средства. Большинство учреждений культуры (кроме краевых) имеют устаревшую материально-техническую базу. Так, только в 8 районах библиотеки располагают современными техническими средствами (персональными компьютерами, множительной техникой).
Вызывают озабоченность вопросы обеспечения сохранности и безопасности библиотечных и музейных фондов. По сравнению с. 1997 годом на 20% сократился приток в библиотеки края новых изданий. Практически половина библиотечных фондов сегодня составляет морально устаревшая литература.
В части киновидеообслуживания населения по сравнению с 1998 годом уменьшился киновидеопоказ в Солнечном, Вяземском, и Тугуро-Чумиканском районах, не функционирует киносеть в Комсомольском и Аяно-Майском районах.
Проблемной остается текучесть кадров, особенно низового звена. Вызывает озабоченность ежегодный рост числа специалистов, имеющих стаж работы в культуре менее трех лет (в музеях до 10% от числа штатных работников, в библиотеках - 12 %, в культурно - досуговых учреждениях - 48%).
Все эти и другие проблемы побудили комитет по культуре и искусству продолжить начатое в конце минувшего уже столетия программное обеспечение важной духовной отрасли на ближайшую перспективу. В данном случае разработаны и предлагаются на рассмотрение и утверждение коллегии, основные направления культурной политики в нашем крае до 2005 года. Тем более, что сегодня выдвигается ряд новых задач в этой духовной сфере, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов.
При формировании политики в области развития культуры и искусства приходится учитывать и ограниченное бюджетное финансирование, и недостаточное пока умение привлекать внебюджетные средства, и малую конкурентоспособность наших учреждений, и необходимость обеспечения культурного минимума для людей разных социальных групп.
Из всего многообразия направлений культурной деятельности на ближайшие пять лет, мы предусматриваем следующие приоритеты:
1. Сохранение культурного наследия (включающее недвижимые памятники истории и культуры, музейное дело и обеспечение безопасности музейных и библиотечных фондов).
2. Библиотеки Хабаровского края.
3. Народное творчество и культурно - досуговая деятельность (включая сохранение и возрождение культуры коренных народов Севера и Приамурья).
4. Киновидеообслуживание населения края.
5. Профессиональное искусство. Поддержка юных дарований - ближайший резерв этого профессионального искусства,
6. Подготовка и переподготовка кадров.
7. Правовое обеспечение отрасли.
По всем из них изложена концептуальная разработка, подкрепленная соответствующими мероприятиями. Все это есть в материалах членов коллегии. Система мероприятий разработана как взаимоувязанная совокупность действий, направленных на решение конкретных задач каждого раздела.
Финансовая потребность для реализации предлагаемых мероприятий определена в 566 млн. руб., в том числе 79 млн. руб. - из федерального бюджета, 367 млн. руб. - из краевого, 67 млн. руб. - местных бюджетов. 53 млн. руб. - внебюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, мы просим членов коллегии поддержать комитет по культуре и искусству и принять предложенные основные направления культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 годы.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление главы
администрации, края
от 01.02.2001 № 46
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2001-2005 годы
1. Сохранение культурного наследия
1.1. Недвижимые памятники истории и культуры
Целями в данной сфере являются: обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры (выявление, учет, реставрация, введение в научный и культурный оборот); эффективное использование недвижимых памятников истории и культуры и как объектов исследования, и как недвижимого имущества.
Для достижения этих целей предлагается осуществить систему мер по следующим направлениям:
- государственный учет памятников истории и культуры (уточнение и дополнение памятников краевого и местного значения; формирование и ведение единого реестра памятников истории и культуры края);
- изучение памятников истории и культуры (контроль за техническим состоянием памятников истории и культуры края, за соблюдением режима охранных зон);
- реставрация памятников истории и культуры.
1.2. Музейный фонд и музеи края (краеведческого и художественного профиля)
Целями в данной сфере являются: сохранение, пополнение, изучение и популяризация музейного фонда Хабаровского края, в первую очередь, его государственной части; методическое и организационно-финансовое обеспечение процессов совершенствования деятельности музеев в крае, включая создание современных экспозиций, использование новых информационных технологий в учетно-хранительской и популяризаторской деятельности музеев; обеспечение доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям, создание комфортных условий восприятия экспозиционных решений.
Для достижения этих целей предполагается реализовать следующие мероприятия:
- техническое оснащение государственных музеев;
реставрация музейных предметов, их обследование, подготовка к включению в экспозицию;
- внедрение в практику музейной работы новых информационных технологий (продолжение работы по созданию электронного каталога государственного музейного фонда Хабаровского края, комплектование музеев);
- обеспечение нормативных климатических условий хранения основного государственного музейного фонда;
- совершенствование учета и хранения государственного музейного фонда края;
- дальнейшее развитие научно-исследовательской к популяризаторской деятельности музеев, в том числе экспозиционно-выставочной;
- внедрение современных методик культурно-образовательной работы музеев с посетителями.
1.3. Безопасность музейных и библиотечных фондов
В данной сфере предполагается реализовать следующие мероприятия:
- создание организационных, научно-технических условий для обеспечения реальной безопасности музейных собраний и библиотечных фондов путем внедрения систем противопожарной и охранной сигнализации, средств и способов защиты музейных предметов и книг от негативных воздействий окружающей среды;
- реализация различных форм профессионального обмена опытом и знаниями специалистов, занятых в сфере обеспечения безопасности музейных и библиотечных фондов, с учетом изменяющихся условий их деятельности.
2. Библиотеки Хабаровского края
Целями настоящего раздела являются: обеспечение свободного доступа пользователей библиотек к информации посредством качественного улучшения системы информационно-библиотечного обслуживания населения края; научно-методическое и организационно-финансовое обеспечение деятельности библиотек и их материально-технической базы, содействие включению в единое информационное пространство России, в мировую информационную инфраструктуру.
Для достижения этих целей предлагается осуществить комплекс мер, направленных на:
- модернизацию материальной базы, технической оснащенности библиотек, создание условий для сохранения библиотечных фондов;
- внедрение в практику работы библиотек современных информационных технологий;
- улучшение качественного состава фондов, сокращение неэффективных расходов на их комплектование, приобретение особо ценной литературы;
- совершенствование системы библиотечно-информационного обслуживания социально незащищенных слоев населения, в первую очередь инвалидов по зрению, детей, юношества;
- развитие международного сотрудничества библиотек;
- совершенствование профессиональной подготовки библиотечных кадров в соответствии с меняющимися потребностями.
3. Народное творчество и культурно - досуговая деятельность
Целью настоящего раздела является: дальнейшее развитие народного творчества в Хабаровском крае; совершенствование работы культурно-досуговых центров в районах; организация массовых праздников, смотров, фестивалей; сохранение и развитие народных промыслов и ремесел; всемерная поддержка национально-культурных центров, в первую очередь коренных народов Севера и Приамурья.
Раздел предусматривает решение следующих задач:
- поддержка и распространение новых форм культурно-досуговой деятельности;
- привлечение широких слоев населения к занятиям в коллективах художественной самодеятельности;
- совершенствование организации и проведение в крае обрядовых праздников, конкурсов, фестивалей:
- возрождение и развитие художественных промыслов ремесел, поддержка мастеров народного творчества.
поддержке деятельности национально-культурных центров.
4. Киновидеообслуживание населения края
Основными направлениями развития кинопроката и улучшения киновидеообслуживания населения края, осуществляемых за счет средств краевого и местных бюджетов, внебюджетных источников, являются:
- техническое переоснащение учреждений киновидеопоказа;
- преодоление тенденции сокращения киносети и вместе с тем поиск рационального ее объема в каждом конкретном городе и районе края;
- сохранение и пополнение киновидеофондов;
- проведение информационно-рекламной работы в целях пропаганды отечественного кинематографа, обеспечение доступа населения края к лучшим образцам отечественного и мирового кино;
- развитие сети центров российской кинематографии;
- лицензирование киновидеодеятельности на территории края.
5. Профессиональное искусство. Поддержка юных дарований
Целями настоящего раздела являются: организационное и финансовое обеспечение профессионального творчества во всех его проявлениях, сохранение условий для расширения востребованности творческих коллективов; взаимодействие с творческими союзами и организациями, всемерная поддержка театрального искусства в крае; сохранение традиций музыкального искусства, исполнительских школ; забота о молодых дарованиях.
Для достижения поставленных целей предлагается осуществить:
- организационную и финансовую поддержку профессиональных театров, концертных коллективов, творческих союзов и объединений;
- полноценное художественное воплощение творческих замыслов через целевое финансирование;
- организацию выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей и смотров;
- организацию гастрольной деятельности, в том числе по городам и районам края;
- поддержку зарождающегося в крае циркового искусства;
- создание необходимых условий для выявления, становления и материальной поддержки юных и молодых талантов;
- развитие внебюджетной деятельности профессиональных учреждений искусства.
6. Подготовка и переподготовка кадров
Целью данного раздела является сохранение и совершенствование сложившейся в крае системы подготовки кадров культуры и профессионального искусства; модернизация деятельности образовательных учреждений отрасли и образовательных технологий; развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров.
Для решения поставленных задач предполагается осуществить ряд программных мероприятий, направленных на:
- исследование потребности в специалистах культурологического направления, разработку прогноза развития и спроса по специальностям;
- повышение качества подготовки специалистов;
- совершенствование системы повышения квалифицировать преподавателей учебных заведений культуры и учреждений дополнительного образования, руководящих и творческих работников и служащих учреждений культуры;
- целевую подготовку специалистов для сельских отдаленных районов Хабаровского края.
7. Правовое обеспечение отрасли
В целях реализации Основных направлений культурной политики Хабаровского края на 2001-2005 годы необходимо разработать и принять ряд нормативных правовых актов, предусмотренных в программных мероприятиях по данному разделу.
Документ сверен по:
Официальная рассылка
Редакция документа
подготовлена "Софтинформбюро"