ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 657 от 24.11.99
О проектах законов Хабаровского края “Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае”
___________________________
Утратило силу с 12 сентября 2008 года на основании
Постановления Законодательной Думы Хабаровского края
от 30 июля 2008 года N 1416
___________________________
Рассмотрев проекты законов Хабаровского края “Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае”, внесенные в порядке реализации права законодательной инициативы депутатами Законодательной Думы Хабаровского края Вовком М.Ф. и Петровым В.С., руководствуясь частью 4 статьи 82 Закона Хабаровского края “О Регламенте Законодательной Думы Хабаровского края”, Законодательная Дума
постановляет:
1. Принять проект закона Хабаровского края “Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае”, внесенный депутатом Законодательной Думы Петровым В.С., в первом чтении.
2. Направить настоящий законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок.
3. Комитету по правам человека, законности и социальной защите доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательной Думы во втором чтении.
Председатель Думы
В.А. Озеров
Вносится депутатом Законодательной
Думы Хабаровского края Петровым В.С.
Автор законопроекта-
депутат Законодательной Думы
Хабаровского края Петров В.С.
ЗАКОН
Настоящий закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, Уставом края в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в Хабаровском крае (далее - край), их соблюдения органами государственной власти края, органами местного самоуправления в крае и должностными лицами.
2. В компетенцию Уполномоченного входит защита фундаментальных гражданских и политических прав человека, определенных в статьях 2-21 Всеобщей декларации прав человека, а также иных прав человека в случае их систематического или массового нарушения на территории края.
3. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательной Думой края (далее - Законодательная Дума).
4. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и края, настоящим законом.
Статья 2
Основными задачами Уполномоченного являются:
содействие восстановлению нарушенных прав человека;
усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека;
содействие беспрепятственной реализации прав и свобод человека;
принятие мер по совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
обеспечение соблюдения и уважения прав, свобод и достоинств человека государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека;
развитие международного сотрудничества в области прав человека.
Статья 3
1. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
2. Уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и общественными правозащитными организациями.
Статья 4
Введение режима чрезвычайного положения на всей или части территории края не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет за собой ограничение его компетенции.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 5
1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательную Думу Главой Администрации края, депутатами Законодательной Думы, а также депутатами Государственной Думы Российской Федерации от Хабаровского края. Любой гражданин или общественное объединение вправе обратиться к депутату Законодательной Думы с предложением по кандидатуре Уполномоченного.
3. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательную Думу не позднее чем за два месяца до истечения срока, на который был назначен предыдущий Уполномоченный.
4. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности постановлением Законодательной Думы, принятым большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательной Думы тайным голосованием.
5. До проведения голосования на заседании Законодательной Думы обязательно заслушиваются выступления кандидатов на должность Уполномоченного.
6. Постановление Законодательной Думы о назначении Уполномоченного и биографические сведения об Уполномоченном подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
7. Если Уполномоченный не назначен Законодательной Думой, кандидатуры на должность Уполномоченного повторно рассматриваются на очередном заседании Законодательной Думы.
Статья 6
1. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: “Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и руководствоваться только законом, справедливостью и голосом совести”.
2. Присяга приносится на заседании Законодательной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
Статья 7
1. Уполномоченный имеет служебное удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия Уполномоченного, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положение об удостоверении, его образец и описание утверждаются Законодательной Думой.
Статья 8
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
2. Истечение срока полномочий Законодательной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 9
1. Уполномоченный не может быть депутатом Законодательной Думы, представительных органов местного самоуправления, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Законодательная Дума назначает нового Уполномоченного.
Статья 10
1. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного осуществляется в случаях:
1) подачи личного заявления о сложении своих полномочий;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) выезда на постоянное место жительства за пределы края;
4) нарушения требований статьи 9 настоящего закона;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
6) неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
3. Нарушение требований статьи 9 настоящего закона устанавливается комиссией, назначаемой Законодательной Думой из числа ее депутатов.
4. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного производится постановлением Законодательной Думы, принятым большинством голосов от установленного числа депутатов при тайном голосовании.
5. В течение месяца со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного должен быть назначен новый Уполномоченный.
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 11
1. Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящей статьей, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Споры о компетенции Уполномоченного рассматриваются в судебном порядке.
2. Уполномоченный:
1) осуществляет прием граждан, рассматривает их жалобы по поводу нарушения прав человека, а также на действия (бездействие) или решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина;
2) ведет производство по делам о нарушениях прав человека, начатым по жалобам граждан или по собственной инициативе;
3) оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь по вопросам, входящим в его компетенцию;
4) направляет предложения, рекомендации, решения по делу государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам, допускающим нарушения прав человека;
5) обращается в случаях нарушения прав и свобод человека законами края, постановлениями Законодательной Думы, нормативными правовыми актами Главы Администрации края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствующие суды;
6) вносит на рассмотрение Законодательной Думы вопросы о нарушениях прав и свобод человека в крае;
7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим законом.
3. В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:
1) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в получаемых от органов государственной власти края материалах по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан и общественных объединений по вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина, в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;
2) составляет общие ежегодные и специальные доклады о соблюдении прав человека и гражданина и направляет их в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Законодательную Думу и Главе Администрации края;
3) вносит в органы государственной власти края предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) проверяет по поручению Законодательной Думы, по обращению Главы Администрации края либо по собственной инициативе информацию о случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также об отдельных фактах ущемления прав человека и гражданина, представляющих особую общественную опасность;
5) принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих права и свободы человека;
6) по поручению Законодательной Думы готовит и представляет заключения по вопросам защиты прав человека.
Заключения Уполномоченного не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами государственной власти края по вопросам их ведения.
4. Уполномоченный обладает правом законодательной инициативы в Законодательной Думе, а также правом внесения на рассмотрение Главы Администрации края проектов постановлений и распоряжений по вопросам,
касающихся соблюдения прав и свобод граждан.
Статья 12
1. Жалобу Уполномоченному может подать любой гражданин независимо от гражданства, права и охраняемые интересы которого были нарушены на территории края. Жалобы могут также подаваться негосударственными организациями, уставной целью которых является защита прав человека, при условии согласия на это гражданина, права и свободы которого были нарушены.
2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на постановления Законодательной Думы, представительных органов местного самоуправления.
3. Жалоба подается Уполномоченному в письменном виде в течение одного года со дня нарушения прав или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба может быть подана лично, через представителя либо направлена по почте.
4. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих по мнению заявителя его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
5. В случае нарушения требований, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, жалоба может быть принята к рассмотрению Уполномоченным только в случае ее особой общественной значимости.
6. Жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной не облагается.
7. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Статья 13
1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. В иных случаях Уполномоченный обязан дать заявителю необходимые разъяснения и указать меры, которые тот может предпринять для защиты своих прав и свобод.
Уполномоченный вправе сам передать жалобу гражданина по подведомственности должностному лицу или органу, в компетенцию которых входит ее разрешение. К жалобе может быть приложено мнение Уполномоченного по существу дела.
2. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
3. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
4. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
5. Уполномоченный обязан предоставлять органу или должностному лицу, действия которых обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки.
6. Уполномоченный не позднее чем в двухнедельный срок со дня поступления жалобы письменно извещает заявителя о принятии к рассмотрению или об отказе в рассмотрении жалобы. В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный обязан указать причину.
О принятии жалобы к рассмотрению одновременно с заявителем должен быть извещен государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, действия или решения которых обжалуются.
В случае если в процессе рассмотрения жалобы обнаруживаются признаки уголовно наказуемого деяния Уполномоченный передает имеющиеся в его распоряжении материалы органам, к ведению которых отнесено возбуждение уголовного дела, и прекращает дальнейшее производство по делу, известив об этом заявителя.
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим законом.
7. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными по делу сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
8. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека либо в случаях, имеющих особое общественное значение, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции, известив о рассмотрении дела соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.
9. В случае нарушения прав и свобод человека федеральными органами, расположенными на территории края, Уполномоченный обращается к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации, Администрацию края, правоохранительные органы, общественные объединения, а также в средства массовой информации.
Статья 14
1. По результатам производства по делу, связанному с нарушениями прав и свобод человека действиями (бездействием) или решениями государственных органов края, органов местного самоуправления и должностных лиц уполномоченный вправе:
1) принять, и направить органу или должностному лицу, в действиях которых он усматривает нарушение прав и свобод человека, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем (копия решения по делу направляется Уполномоченным в вышестоящие органы либо вышестоящему должностному лицу);
2) внести в компетентные органы представление о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых, усматриваются нарушения прав и свобод человека.
2. В случае, если дело о нарушениях прав и свобод человека касается действий (бездействия) или решений государственных органов Российской Федерации, судов, исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры и других правоохранительных органов либо представительств других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, расположенных на территории края, а также других субъектов, в отношении которых Уполномоченный не может вынести обязательное для них заключение, он может направить им предложения, передав материалы дела Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации или в другой компетентный орган.
О возбуждении, ходе и результатах производства по делам, связанным с нарушениями прав и свобод человека в деятельности правоохранительных органов Уполномоченный извещает Главу Администрации края.
3. Уполномоченный вправе опубликовать сообщение о результатах производства по делу о нарушении прав и свобод человека. Решение о публикации доводится до сведения органа или должностного лица, в действиях которых обнаружены нарушения прав и свобод человека. По инициативе последних к публикуемому сообщению должно быть приложено объяснение ими своей позиции и действий.
4. По результатам изучения и анализа источников информации о нарушениях прав и свобод человека, обобщения решений по результатам рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный вправе:
1) направлять органам и должностным лицам, обладающим правом законодательной инициативы либо выступить самому с предложением о внесении изменений в действующее законодательство, если он полагает, что действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение действующего законодательства или в силу существующих пробелов, а также если действующее законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации и международным соглашениям края;
2) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека, и совершенствованию административных процедур, затрагивающих права и достоинства человека;
3) обращаться в Законодательную Думу с представлением о создании комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека в случаях, имеющих особое общественное значение;
4) обращаться с заявлением в международные правозащитные организации.
Статья 15
1. Не позднее чем через месяц по окончании календарного года Уполномоченный представляет в Законодательную Думу отчет о своей деятельности.
В ежегодном отчете Уполномоченного должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в крае, и быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите.
2. Ежегодный отчет Уполномоченного заслушивается на заседании Законодательной Думы. Копия отчета направляется Главе Администрации края.
3. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека Уполномоченный может направлять в Законодательную Думу и Главе Администрации края специальные доклады.
4. Ежегодный отчет Уполномоченного подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
Специальные доклады могут публиковаться по решению Уполномоченного, Законодательной Думы или Главы Администрации края.
Статья 16