ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
от 27 февраля 1998 года N 17
О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998 год"
(с изменениями на 4 июня 1998 года)
(в ред. Закона Хабаровского края от 04.06.1998 N 36)
Настоящий закон устанавливает основные принципы, правовые и экономические меры, категории граждан в рамках данной программы, которым будет оказана социальная защита, определяет источники финансирования мероприятий, права граждан и обязанности должностных лиц по выполнению краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998 год" (далее - Программа).
Адресная социальная помощь - это дифференцированное обеспечение граждан в денежной или натуральной форме, в виде услуг, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий.
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Пожилые граждане - лица пожилого возраста: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет.
Малообеспеченные граждане (семьи) - граждане (семьи), проживающие на территории Хабаровского края, у которых средний совокупный доход (заработная плата, пенсии, пособия и другие виды доходов) на одного человека (члена семьи) не превышает величины месячного прожиточного минимума.
Финансирование мероприятий краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998 год" обеспечивается в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах по мероприятиям согласно приложению к настоящему закону.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Председатель Законодательной Думы
Хабаровского края
В.А.Озеров
г. Хабаровск,
27 февраля 1998 года, N 17
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН, ИНВАЛИДОВ, МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ НА 1998 ГОД"
(в ред. Закона Хабаровского края от 04.06.1998 N 36)
(в ред. Закона Хабаровского края от 04.06.1998 N 36)
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми 1998 год".
НАИМЕНОВАНИЕ, НОМЕР И ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ: постановление главы администрации Хабаровского края от 02.10.1997 N 428 "О ходе выполнения программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в крае".
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ: Департамент социальной защиты населения администрации края.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ, ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
обеспечение социально-экономической поддержки малоимущих слоев населения Хабаровского края (малообеспеченные семьи, граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-сироты, дети-инвалиды, школьники, дети из неполных и многодетных семей, студенты, лица, попавшие в экстремальные ситуации, безработные, лица без определенного места жительства и занятий и др.);
существенное улучшение социальной инфраструктуры;
обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и мероприятий по социальной защите определенных категорий граждан.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1998 год.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ:
мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми (обеспечение правовой защиты, охрана здоровья, поддержание жизнеспособности и активности, предоставление услуг, льгот, оказание адресной социальной помощи);
мероприятия по созданию и улучшению условий функционирования краевых и муниципальных систем и служб, осуществляющих деятельность в интересах пожилых граждан, инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
мероприятия по усилению адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
совершенствование статистической базы, информатизация проблем малообеспеченных граждан, кадровое обеспечение и информационная деятельность.
ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Департамент социальной защиты населения администрации края, комитеты и управления администрации края: по социальным вопросам, по строительству, по культуре и искусству, по государственной статистике, по физкультуре, спорту и туризму, по труду, финансов, здравоохранения, торговли и питания, управления внутренних дел; органы социальной защиты населения края; органы местного самоуправления муниципальных образований; Хабаровский краевой центр занятости; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю; региональный фонд социального страхования; управление федерального казначейства по Хабаровскому краю; Хабаровский краевой фонд социальной поддержки населения; ТПП "Фармация"; АО "Электрическая связь"; ТК "Востоктелеком"; Хабэнерго; Управление Дальневосточной железной дороги; АО "Амурское речное пароходство"; "Речной порт" и другие предприятия.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ: утверждаются ежегодно;
финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах. На 1998 год прогнозируемая стоимость всей Программы составляет 743,1 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет - 43,4; краевой бюджет - 166,6; краевой фонд социальной поддержки - 76,8; бюджеты муниципальных образований - 364,5; отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю - 24,6; Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования - 83,7; Региональный фонд социального страхования - 7,0; краевой центр занятости населения - 0,7.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
осуществление социальной поддержки старшего поколения, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление адресной социальной помощи, услуг и льгот.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ:
координатором по организации контроля является Департамент социальной защиты населения администрации края; отчет об исполнении настоящей Программы предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета края в сроки, установленные главой администрации края; периодичность отчетности: годовая, квартальная, по отдельным направлениям расходования средств - месячная.
Социально-экономическая ситуация в Хабаровском крае, как и в России, остается сложной.
1996 год ознаменовался новым падением реальных доходов населения. В первом полугодии текущего года по краю реальные денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились по сравнению с январем - июнем 1996 года на 9%. На 01.07.1997 693 тысячи человек, что составляет 44,5% от всего населения края, имеют уровень денежных доходов ниже прожиточного минимума. Более 580 тысяч человек (37% от общей численности населения края) из числа малообеспеченных стоят на учете в органах социальной защиты населения муниципальных образований. Если сравнивать с соответствующим периодом 1996 года, то число обратившихся за социальной помощью в органы социальной защиты населения края выросло на 7%. Резкое увеличение численности малообеспеченного населения наблюдается в районах: Ульчском, Амурском, Аяно-Майском, Ванинском, им. Лазо. В худшем положении остается северная зона, где 45% от общей численности населения по северным районам пребывает за чертой бедности, тогда как в южной зоне - 30% от общей численности населения по южным районам.
В районах: Тугуро-Чумиканском (60%), Комсомольском (58%), Бикинском (56%), Ульчском (52%) и г. Комсомольске-на-Амуре (52%) больше половины от всего населения имеют доходы ниже прожиточного минимума.
На 1 октября 1997 года в органах социальной защиты населения края на учете стояло 338,8 тыс. пенсионеров, из них 41 тысяча инвалидов, где каждый седьмой живет за чертой бедности. Интенсивность установления инвалидности остается высокой и является показателем ухудшения физического, психического, социального здоровья населения. В крае на учете по инвалидности стоит 4905 детей-инвалидов до 15 лет. Показатель детской инвалидности на 1000 человек детского населения составляет 13,3%. Детская инвалидность в крае превышает среднереспубликанский показатель в 4 раза (по России - 3,4). Из 5066 семей, имеющих детей-инвалидов до 16 лет, 82,5% живут за чертой бедности.
Анализ исполнения Программы показал, что в результате адресной помощи в первом полугодии текущего года 268 тысяч ветеранов войны и труда, инвалидов, малообеспеченных пенсионеров (79% от общего числа пенсионеров) ежемесячно получали дотацию в размере 455 тысяч рублей на каждого в виде льгот, услуг, денежной материальной помощи.
Анализ социологических опросов пенсионеров, проводимый Департаментом социальной защиты населения в четвертом квартале 1996 года и в первом полугодии 1997 года, показал, что благодаря мероприятиям краевой Программы пожилые граждане, ветераны войны и труда ощутили существенную поддержку.
Более 85% пожилых граждан из числа опрошенных считают, что самой ощутимой льготой является оплата жилья и коммунальных услуг.
Подавляющее большинство опрошенных малообеспеченных граждан отметили такие жизненно важные мероприятия, как пособие по нуждаемости и бесплатное питание. В целом анализ мнений опрошенных показал, что принятая Программа является фактором снижения социальной напряженности среди пенсионеров, инвалидов, семей с детьми.
В первом полугодии текущего года мероприятия Краевой целевой программы "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1997 год" были направлены на оказание социальной помощи вышеназванным категориям в виде льгот по предоставлению и оплате услуг, а также в виде денежных выплат для поддержки крайне бедных слоев населения.
Мероприятия Программы в целом выполнены на 42,7% от плана, что в 1,5 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. На 95,5 млрд. рублей увеличилась сумма затрат на реализацию ее мероприятий. Ожидаемое исполнение Программы за 1997 год предполагается на 96 - 97 процентов.
Более 162 тысяч ветеранов войны и труда, инвалидов всех групп и категорий, детей и семей с детьми получили льготы по медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, приобретению и содержанию жилья, коммунальным услугам, за пользование транспортными средствами и по оплате проезда, телефонной связи, на что затрачено 232 млрд. рублей.
На мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов сумма затрат составила около 7 млрд. рублей. 106 тыс. человек получили адресную материальную помощь на сумму 43 млрд. рублей.
Около 4 млрд. рублей выделено средств из краевого бюджета для улучшения жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
74224 пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей, проживающих в муниципальном жилье, воспользовались льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг. Льготы по оплате за электроэнергию предоставлены 130 тысячам человек. Для 10 тысяч человек приобретено топливо и осуществлен его подвоз. Более 1688 участников ВОВ, инвалидов, неработающих пенсионеров получили санаторно-курортные путевки, а инвалиды ВОВ - денежную компенсацию вместо путевки.