Анализ экономических показателей отрасли позволяет сделать следующие выводы:
- плановый уровень общей стоимости жилищно - коммунальных услуг по муниципальному жилищному фонду составил в 1996 году около 10000 руб. на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц;
- фактический уровень общей стоимости жилищно - коммунальных услуг (по объемам фактического сводного финансирования расходов ЖКХ) по муниципальному жилищному, фонду составил в 1996 году около 5000 руб. на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.
Таким образом, федеральный стандарт (16900 руб. на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц), установленный постановлением правительства РФ N 621 от 26.05.97 г.) несколько завышен по сравнению с показателями 1996 года.
Однако с учетом фактического повышения в 1997 году цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, этот стандарт отвечает необходимому уровню затрат на содержание сферы жилищно-коммунального хозяйства города.
Доля платежей населения в составе общего фактического финансирования расходов сферы ЖКХ (без учета финансирования расходов по капитальному ремонту) составила по муниципальному жилому фонду за 1996 год около 50%.
Таким образом, по уровню 1996 года, уровень платежей населения фактически значительно превысил федеральный стандарт уровня платежей граждан (без учета затрат на капитальный ремонт), установленный для 1997 года (35%).
С учетом затрат на капитальный ремонт, предусмотренных планом финансирования отрасли в 1996 году (120 млрд. руб.), уровень платежей населения (по фактическому исполнению плана) в общем объеме расходов на содержание ЖКХ составил около 37%, что также несколько выше федерального стандарта уровня платежей населения, установленного на 1997 год.
Исходя из того, что завершение реформы отношений собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства города, объективно повлечет за собой переложение финансовой нагрузки по текущему и капитальному ремонту имущества с местного бюджета на конкретных домовладельцев, и с учетом того, что по фактическим показателям 1996 года население фактически обеспечило соответствующую долю платежей (в том числе и на капитальный ремонт), которые были перераспределены администрацией в пользу покрытия текущих расходов сферы ЖКХ (следствием чего явилось исполнение плана финансирования капитального ремонта всего на 19%) планируется ввести раздельное планирование и учет затрат на эксплуатационные расходы и услуги в сфере ЖКХ и на проведение работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного устанавливается следующий план проведения реформы в части установления доли платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг:
------T----------------------------------T-----------------------
¦Годы ¦ Доля платежей населения ¦Доля платежей населения¦
¦ ¦ в покрытии затрат на ¦ в покрытии затрат на ¦
¦ ¦ услуги ЖКХ без учета ¦ капитальный ремонт ¦
¦ ¦ затрат на капитальный ремонт ¦ ¦
+-----+----------------------------------+-----------------------+
¦1997 ¦ 50 ¦ ¦
¦1998 ¦ 50 ¦ 10 ¦
¦1999 ¦ 60 ¦ 20 ¦
¦2000 ¦ 60 ¦ 30 ¦
¦2001 ¦ 70 ¦ 40 ¦
¦2002 ¦ 70 ¦ 50 ¦
¦2003 ¦ 80 ¦ 60 ¦
L-----+----------------------------------+------------------------
При этом под указанными размерами долей понимается не величина абсолютного прироста цен и тарифов для населения, а относительный фактический прирост удельного веса этих платежей в составе, общих объемов поставок продукции, выполнения работ и услуг в сфере жилищно - коммунального хозяйства города (по сводным планам финансирования).
Это означает, что для различных категорий пользователей продукции, работ и услуг в сфере жилищно - коммунального хозяйства, внутри общих показателей обеспечения финансирования отрасли, могут и должны устанавливаться различные условия фактической оплаты, при сохранении общих показателей сводного плана финансирования отрасли.
Так, например, покрытие расходов по капитальному ремонту для нанимателей жилья в муниципальном фонде планируется за счет введения указанных статей расходов в расчет ставки за найм (аренду), а для частных домовладельцев указанные расходы в составе тарифов на жилищно - эксплуатационные услуги не планируются и возмещаются ими отдельно по конкретным договорам на проведение капитального ремонта общего имущества жилых домов, в которых они проживают. В отношении покрытия ими части затрат по содержанию объектов общей инженерной инфраструктуры города для частных домовладельцев могут устанавливаться отдельные платежи, либо обеспечиваться включение части указанных расходов в тарифы на коммунальные услуги.