Недействующий

Об утверждении концепции и рабочего плана проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Хабаровске

СУЩЕСТВУЮЩАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА,
ПОДВЕДОМСТВЕННАЯ УПРАВЛЕНИЮ ЖКХ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖИЛЫМ ФОНДОМ

   

                              ---------------------------------------------
              ---+Управление жилищно - коммунального хозяйства+-----------
              ¦  L-------------------------------T-------------           ¦
         -----+------                      -----+------         --------+--------
         ¦Начальник  ¦                      ¦Отделы     ¦         ¦Подведомственные¦
         ¦управления ¦                      ¦ЖКХ районов¦         ¦предприятия     ¦
         L----T-------                      L----T-------         L-------T---------
              ¦                                  ¦                        ¦
   -----------+-------------------------   -----+-----------     -------+----------
   ¦заместитель начальника              ¦   ¦Жилищно -       ¦     ¦САХ              ¦
   ¦управления                          ¦   ¦эксплуатационные¦     ¦                 ¦
   +------------------------------------+   ¦предприятия     ¦     ¦ОАО              ¦
   ¦финансово - экономический           ¦   L----T------------     ¦Горводоканал     ¦
   ¦отдел:                              ¦        ¦                 ¦                 ¦
   ¦  - коммунальное и жилищное         ¦   -----+-----------     ¦Хабаровсклифт    ¦
   ¦  хозяйство, льготы и субсидии,     ¦   ¦Жилищно -       ¦     ¦СККО             ¦
   ¦  труд и зарплата                   ¦   ¦эксплуатационные¦     ¦Техинвентаризация¦
   +------------------------------------+   ¦участки         ¦     ¦МП "Стрела"      ¦
   ¦производственный отдел:             ¦   L-----------------     ¦                 ¦
   ¦  - приемка жилья в муниципальную   ¦                          ¦Гостиница        ¦
   ¦  собственность, капитальный ремонт,¦                          ¦"Амур"           ¦
   ¦  заселение муниципальных общежитий,¦                          ¦                 ¦
   ¦  эксплуатация защитных сооружений  ¦                          ¦Гостиница        ¦
   +------------------------------------+                          ¦"Заря"           ¦
   ¦отдел эксплуатации жилищного        ¦                          ¦                 ¦
   ¦фонда:                              ¦                          ¦Гостиница        ¦
   ¦  - эксплуатация жилья, обслуживание¦                          ¦"Маяк"           ¦
   ¦  населения, текущий ремонт жилья,  ¦                          ¦                 ¦
   ¦  координация межведомственной      ¦                          ¦Горремстрой      ¦
   ¦  инспекции ЖКХ                     ¦                          ¦Бани             ¦
   +------------------------------------+                          ¦Прачечные        ¦
   ¦городская диспетчерская служба      ¦                          L------------------
   +------------------------------------+
   ¦специалист 1 категории              ¦
   +------------------------------------+
   ¦уборщик помещений                   ¦
   L-------------------------------------

        

Общая оценка существующей структуры управления:

Головной структурой, управляющей жилищно-коммунальным хозяйством города, является департамент городского хозяйства администрации города.

Структуры департамента городского хозяйства (управление жилищно-коммунального хозяйства, управление энергообеспечения и инженерных коммуникаций, управление транспорта, связи и дорог, отдел учета, распределения и приватизации жилой площади) действуют самостоятельно, каждая по своим вопросам.

Взаимодействие этих служб организуется через директора департамента городского хозяйства, которому они подчинены.

Департамент городского хозяйства в вопросах финансово - экономического планирования обладает не полным кругом функций, которые реализуются через финансовый отдел администрации города и управление экономики, инвестиций и промышленной политики (по порядку расчета нормативов финансирования ЖКХ, ценообразованию и другим вопросам).

Частью функций, относящихся к вопросам содержания и управления жилищно-коммунальным хозяйством, ведает комитет по управлению муниципальным имуществом (учредительство со стороны администрации организаций ЖКХ, вопросы аренды нежилых помещений, вопросы передачи имущества эксплуатационным организациям в хозяйственное ведение и долгосрочную аренду).

По вертикали на управление ЖКХ города замыкаются районные службы ЖКХ, тресты и ведомственные специализированные юридически самостоятельные организации.

Из указанного следует, что система управления ЖКХ:

- построена по функционально - отраслевому признаку;

- имеет четыре функциональных уровня управления по основному характеру деятельности (департамент городского хозяйства - управления департамента - районные отделы ЖКХ - жилищно-эксплуатационные предприятия) и три функциональных уровня управления в сфере обслуживания объектов инженерной инфраструктуры (департамент городского хозяйства - управления департамента - коммунальные предприятия);

- имеет три организационных уровня (звена) управления по обслуживанию жилищного фонда (администрация города - администрация района - жилищно-эксплуатационные предприятия) и два уровня (звена) по обслуживанию коммунального фонда (администрация города - коммунальные предприятия);

- направлена в первую очередь на решение вопросов эксплуатации и ремонта жилищно-коммунального фонда, а также на регулирование взаимоотношений с нанимателями жилья (сбор с них платежей, выдача субсидий и т.п.).

Департамент городского хозяйства, его управления, имеющие прямое отношение к сфере жилищно-коммунального хозяйства, отделы ЖКХ администраций районов, являясь в основном функционально - производственными подразделения администрации, имеют неразвитую хозяйственную структуру, не имеют прав юридических лиц и не представляют из себя самостоятельных организаций, способных осуществлять полный круг функций представителя собственника и заказчика в сфере жилищно - коммунального хозяйства.

Структуры администрации города и района не выступают балансодержателями муниципального имущества и, соответственно, представляют интересы собственника имущества и заказчика работ и услуг формально, передавая основной объем представительства функций собственника и заказчика жилищно-коммунальным предприятиям города, являющимися балансодержателями муниципального имущества.

Это приводит к ограничению возможностей администрации по общему управлению системой жилищно-коммунального хозяйства города.

Основными производственными единицами, обеспечивающими решение практических хозяйственных вопросов, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства являются жилищно-эксплуатационные тресты и специализированные коммунальные предприятия.

Большая часть жилищно-коммунальных предприятий представляет собой муниципальные унитарные коммерческие предприятия, за которыми жестко закреплены объекты муниципального имущества, территории и зоны обслуживания.

Действующая система управления, поскольку она построена по функционально - отраслевому принципу, направлена в целом на управление подведомственными предприятиями, а не на управление объектами муниципальной собственности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Вопросы управления конкретным имущественным комплексом (конкретным жилым домом или комплексом жилых домов, конкретным объектом инженерной инфраструктуры), эффективности его управления, доходности или убыточности его содержания, при такой системе управления рассматриваться не могут, на практике выпадают и теряются на фоне общих взаимоотношений в ЖКХ.

Практически сходная картина складывается во взаимоотношениях управления ЖКХ с организациями - сетедержателями, которые сами ведут балансовый и технический учет муниципального имущества и выступают фактическими заказчиками его эксплуатации, ремонта и нового строительства.

Отчасти этим объясняется относительно независимая позиция жилищно-коммунальных предприятий по отношению к структурам администрации и негативная позиция служб ЖКХ района и города в отношении их деятельности, поскольку эти предприятия в значительной степени являются фактическими распорядителями жилого и коммунального фонда и источников его содержания.

Таким образом, существующая система управления жилищно-коммунального хозяйства характеризуется следующим:

- система существенно ограничивает возможности структур администрации в вопросах реального управления муниципальным имуществом, относящимся к сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- система нацелена на решение организационных и других вопросов, связанных с общими результатами деятельности жилищно-коммунальных предприятий, а не на решение вопросов, связанных с управлением конкретным имущественным комплексом;

- система многоступенчата, организована функционально сложно, слабо управляема, жестко фиксирует управленческие связи на длительный срок и не допускает какого-либо их изменения без проведения реорганизации структур, входящих в сферу управления жилищно-коммунального хозяйства.

Основными способами достижения целей и задач реформы в вопросах реформирования системы управления жилищно-коммунального хозяйства города являются: