Вопросы реформирования финансового механизма отрасли крайне важны. От построения финансовой системы взаимоотношений в значительной степени зависит реальных успех или неуспех реформы.
Поскольку финансовая система является одной из многих подсистем управления отраслью (наравне с системами производственного управления и контроля и другими), одной из основных задач ее реформирования является обеспечение ее организационной и функциональной достаточности и взаимоувязанности с прочими подсистемами управления.
Экономическая и хозяйственная практика показывают, что финансовая подсистема управления, с одной стороны, является мощным рычагом решения управленческих задач, а с другой стороны, не может существовать сама по себе, исходя из своих собственных задач и целей, является подсистемой управления, подчиненной общему плану деятельности конкретной организации и обеспечивающей ей практическую возможность исполнения возлагаемых на эту организацию задач.
С учетом вышеизложенного, в условиях формирования муниципальной службы заказчика, важнейшей задачей является наделение этой службы собственными финансовыми источниками, правами по управлению финансовыми потоками и создание в аппарате заказчика действенной финансово - экономической службы, обеспечивающей практическое решение задач, возложенных на структуры муниципального заказчика.
Реформирование системы договорных отношений, когда все основные объемы договорной работы (соответственно планово - экономической, претензионной и контрольной работы по договорам) будут вестись муниципальной службой заказчика, также требует предоставления этой службе соответствующих прав в области финансового планирования и проведения финансовых расчетов по заключенным договорам.
Управление всеми финансовыми вопросами извне в данном случае невозможно, так как это приведет к практическому снятию значительной доли ответственности за результаты управления отраслью со стороны службы муниципального заказчика, либо потребует передачи части ее задач и ответственности за результаты этой работы финансовому отделу и управлению экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города, что неправомерно.
Как уже указывалось ранее (при рассмотрении вопросов совершенствования структуры управления отраслью) должны быть четко разделены задачи и функции финансово - экономических служб администрации города и финансово - экономических служб структур муниципального заказчика.
Одной из главнейших задач реформирования финансовой системы является формирование новых общих экономических подходов к вопросам управления отраслью обеспечения действенного контроля за процессом становления самоокупаемости отрасли, обеспечения практической сбалансированности общей доходной и расходной части бюджета и задействованных в отрасли внебюджетных источников финансирования.
С этой целью необходимо ввести в практику работы администрации проведение ежеквартальных отраслевых балансовых комиссий с участием представителей всех экономических служб администрации, обслуживающих вопросы управления жилищно-коммунальным хозяйством города.
Общая необходимость реформирования финансовой системы обусловлена проводимой реформой. Выбор конкретной схемы организации финансовой работы, определяется практическими задачами по обслуживанию деятельности службы муниципального заказчика, а также потребностью реализации выбранных приоритетов проведения реформы.
Общая оценка существующей финансовой системы и основные способы ее реформирования рассмотрены в разделе 1.6 концепции.
С учетом вышеизложенного планируется провести следующие конкретные мероприятия по реформированию финансового механизма управления отраслью:
- разделить функции финансового отдела администрации, отвечающего в целом за обслуживание расчетов по доходным и расходным бюджетным счетам городской администрации, и функции служб муниципального заказчика администрации, которые должны непосредственно отвечать за вопросы финансово - экономической деятельности комплекса жилищно-коммунального хозяйства города, при организации общего контроля за их финансово - экономической деятельностью со стороны финансового отдела и управления экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города;
- возложить на управление экономики, инвестиций и промышленной политики администрации города следующие основные функции по обслуживанию деятельности службы муниципального заказчика в вопросах планирования и организации финансово - экономической деятельности:
- разработку общих принципов ведения договорной работы структурами муниципального заказчика;
- общую организацию конкурсной системы распределения муниципального заказа на содержание, эксплуатацию и ремонт объектов ЖКХ;
- проведение общего экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности отрасли и организацию работы ежеквартальных балансовых комиссий по итогам деятельности службы муниципального заказчика;
- разработку основополагающих положений, регулирующих порядок ценообразования и расчетов в жилищно - коммунальном хозяйстве города;
- общее руководство планово - экономической работой службы муниципального заказчика администрации в части укрупненного планирования расходов по основным статьям деятельности (объемы текущего и капитального ремонта, реконструкции и нового строительства объектов инженерной инфраструктуры взамен выбывающих из эксплуатации, расходы на содержание службы);
- организацию работы по формированию планов капитальных вложений в жилищное строительство и строительство новых объектов городской инфраструктуры;
- организацию практического взаимодействия службы муниципального заказчика по вопросам лицензирования, ценообразования, ведения договорной работы и осуществления расчетов с предприятиями краевого к федерального уровня, территориальными органами государственного регулирования и контроля и государственными органами власти;
- возложить на финансовый отдел администрации следующие основные функции по обслуживанию деятельности службы муниципального заказчика в вопросах планирования и организации финансово - экономической деятельности:
- обеспечение общего финансового контроля за деятельностью службы муниципального заказчика;
- организацию прямого финансирования бюджетных расходов по выдаче субсидий дотаций и предоставлению льгот конкретным потребителям продукции, работ и услуг в сфере ЖКХ через районные финотделы (населению, кондоминиумам, товариществам собственников жилья) за исключением средств, направляемых на капитальный ремонт имущества;
- организацию учета доходов и расходов бюджета города, по статьям, связанным с обслуживанием деятельности службы муниципального заказчика;
- организацию сводного финансирования бюджетных расходов по капитальному ремонту, реконструкции и новому строительству (в части замены выбывающих объектов инженерной и обслуживающей инфраструктуры) объектов жилищно-коммунального хозяйства города через службу муниципального заказчика по общим укрупненным нормативам, утверждаемым при формировании бюджета на очередной год (по новому строительству объектов жилья и инженерной инфраструктуры финансирование расходов осуществляется с бюджетных и внебюджетных счетов, обслуживаемых финансовым отделом администрации, по договорам с конкретными организациями - застройщиками, проектировщиками, подрядчиками и т.п. в пределах планов финансирования, разработанных управлением экономики, инвестиций и промышленной политики);
- организацию работы с финансовыми органами края и федерации по покрытию выпадающих доходов бюджета города (краевые и федеральные дотации в сфере ЖКХ), связанных с обслуживанием отрасли;
- организовать финансово - экономическую работу службы муниципального заказчика с учетом следующих основных принципов: