Вопросы ценообразования затрагивают экономические основы функционирования отрасли.
В условиях монопольного распределения рынка работ и услуг отрасли между эксплуатационными организациями, цены определялись исходя из общих затрат на содержание этих организаций и были едиными для всех пользователей работ и услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Переход на конкурсное распределение муниципального заказа на содержание, эксплуатацию и ремонт жилищно-коммунального фонда, фактически означает ликвидацию старой и формирование новой системы ценообразования, так как одними из главных условий получения заказа являются минимальная (т.е. не фиксированная цена для всех объектов города) цена на работы и услуги и максимально возможный и практически не ограниченный по перечню объем дополнительных услуг, которые могут быть предоставлены пользователям в пределах согласованных цен и тарифов.
Основными проблемами, которые должны быть решены в ходе реформы системы ценообразования, являются:
- обеспечение соблюдения объективно обоснованного верхнего предельного уровня цен на работы и услуги;
- обеспечение свободы установления договорных цен на работы и услуги при соблюдении предельно допустимого уровня этих цен;
- обеспечение формирования достаточных источников на текущий и капитальный ремонт объектов муниципального имущества;
- обеспечение относительной стабилизации и последующего снижения реальных цен на работы и услуги;
- обеспечение соответствия уровня цен и тарифов потребительским качествам поставляемой продукции, работ и услуг.
Необходимо ввести в практику ценообразования действительно экономические методы, обеспечить на макро - уровне сбалансированность доходных и расходных статей местного бюджета, связанных с использованием муниципального имущества в отрасли, на основе применения научно обоснованных разработок и существующей практики ведения экономической работы в хозяйственных организациях.
С учетом этого планируется провести следующие мероприятия по становлению новой системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве:
- разработать и утвердить Положение "Об общем порядке разработки и утверждения цен и тарифов на жилищно - коммунальные услуги в г. Хабаровске в условиях проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства" (с учетом действующего порядка государственного регулирования цен и тарифов);
- разработать и утвердить базовую методику расчета предельно допустимых уровней цен на отдельные виды работ и услуг в сфере ЖКХ, с учетом полного покрытия затрат специализированных эксплуатационных и подрядных организаций на ведение ими указанной хозяйственной деятельности (в том числе покрытия экономически обоснованного уровня амортизационных расходов) с соответствующим программным обеспечением для ЭВМ;
- разработать и утвердить Положение "О порядке применения свободных договорных цен в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории г. Хабаровска";
- разработать и утвердить Положение "О минимальных стандартах качества предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства";
- разработать и утвердить Положение "О порядке установления ставок за найм помещений и цен на коммунальные услуги для отдельных категорий населения", имея в виду установление принципа полного покрытия ими расходов по оплате жилой площади, превышающей социальные нормы, за сверхнормативное потребление продукции и коммунальных услуг, а также с учетом иных стимулирующих принципов;
- разработать и утвердить Положение "О порядке расчета доли затрат по оплате жилья и коммунальных услуг, покрываемых населением, в составе общих расходов на содержание и эксплуатацию объектов жилищно - коммунального хозяйства";
- разработать и утвердить обязательные единые правила и нормы по определению размеров обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в составе кондоминиумов (статья 18 закона "О товариществах собственников жилья");
- исключить из цен и тарифов на работы и услуги жилищно-коммунального хозяйства, устанавливаемых для организаций - эксплуатантов и подрядчиков, суммы амортизационных отчислений на капитальный ремонт и восстановление обслуживаемых ими зданий и сооружений (в части имущества, не переданного им в хозяйственное ведение или доверительное управление), с одновременным переходом на позаказный метод финансирования текущего и капитального ремонта этих зданий и сооружений при формировании финансовых источников текущего и капитального ремонта у собственников имущества;
- ввести систему установления расчетных цен и тарифов без учета объема выделяемых дотаций и предоставляемых льгот с целью последующего конкретного регулирования взаиморасчетов между собственниками, эксплуатантами и пользователями помещений и объектов по возмещению выпадающих расходов и доходов по содержанию и эксплуатации конкретных объектов имущества, а также с целью установления системы дифференциации выделяемых дотаций и льгот для конкретных пользователей имущества (оплата занимаемой площади, превышающей социальные нормы, и сверхнормативного потребления продукции и коммунальных услуг);
- установить источником покрытия издержек по содержанию службы муниципального заказчика общие доходные статьи бюджета, исключив указанные расходы из статей расчета цен и тарифов на жилищно - коммунальные услуги, с учетом того, что указанные расходы связаны с исполнением администрацией города общих задач по управлению муниципальным имуществом в сфере жилищно - коммунального хозяйства города, возложенных на нее Уставом г. Хабаровска и действующим законодательством;
- ввести плату за найм (аренду) помещений для пользователей муниципального фонда зданий с учетом включения в состав статей ее формирования экономически обоснованных нормативов платежей, направляемых на следующие цели:
- на текущий ремонт зданий и сооружений;
- на капитальный ремонт зданий и сооружении;
- на простое воспроизводство основных фондов муниципального имущества (новое строительство, взамен выбывающего ветхого фонда);
- на формирование доходов текущего бюджета и бюджета развития города (общая доходная часть и новое строительство объектов, увеличивающее муниципальный фонд имущества);
- ввести дифференцированную систему установления платы за найм (аренду) помещений в конкретных районах проживания и зданиях, учитывающую следующие факторы, имеющие потребительскую ценность для пользователей помещений, с соответствующим программным обеспечением для ЭВМ:
- район размещения, с точки зрения экологических условий, развитости обслуживающей инфраструктуры (социальной, культурно - бытовой, транспортной и т.д.);