Финансовое планирование:
Существующая система финансового планирования деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве сводится к расчетному планированию покрытия общих расходов жилищно-коммунальных предприятий.
Вопросы финансовой доходности или обеспеченности содержания тех или иных объектов муниципальной собственности в практике финансового планирования не учитываются.
В связи с этим финансовая система обслуживает в основном запросы жилищно-эксплуатационных предприятий, а не собственников и заказчиков работ и услуг на рынке жилищно-коммунального хозяйства.
Структурные подразделения администрации города и районов, управляющие жилищным коммунальным хозяйством не имеют собственных расчетных счетов и, соответственно, не могут непосредственно осуществлять расчеты за выполненные работы и услуги, вести договорную и претензионную работу по этим расчетам.
Основные финансовые потоки находятся под прямым управлением финансового отдела администрации и его районных отделов.
Планирование необходимых затрат на капитальный ремонт жилого фонда в разрезе конкретных объектов осуществляется отделами ЖКХ районных администраций, в штатном составе которых не предусмотрено наличие специалистов по планово - экономической работе и сметному делу. В связи с недостаточным финансированием проектно - сметная документация на капитальный ремонт отделами ЖКХ районов не заказывается. По существующей практике эта работа передается для исполнения подрядным организациям, привлекаемым для капитального ремонта, или жилищно-эксплуатационным трестам. В связи с этим подрядные организации, не имеющие, как правило, лицензий на выполнение проектных работ, ведут работы по капитальному ремонту без проработанных проектных решений.
Недостаточный уровень проработки этого вопроса приводит к тому, что фактические затраты подрядных организаций на проведение ремонтных работ оказываются выше предусмотренных планами финансирования, что порождает дополнительные проблемы в финансовых расчетах, приводит к появлению долгосрочной задолженности бюджета перед подрядчиками.
Планирование затрат по капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства города осуществляется специализированными предприятиями - сетедержателями и эксплуатантами, которые выступают одновременно заказчиками этого ремонта. Наличие в их составе соответствующих планово - экономических и сметно-договорных подразделений обеспечивает необходимый организационно - технический уровень финансового планирования расходов на капитальный ремонт.
Система ценообразования:
Система расчета плановых тарифов на услуги эксплуатационных организаций базируется на следующих основных принципах:
- базовой основой для расчета всех тарифов служат расчеты производителей продукции, работ и услуг для системы ЖКХ, которые рассчитываются путем калькулирования сводных затрат на производство ими продукции, работ и услуг с применением плановых нормативов косвенных затрат и рентабельности;
- утверждение тарифов ведется по процедуре, установленной государственными органами, которые доводят утвержденные тарифы сверху вниз для применения действительными заказчиками работ и услуг по расчетам с производителями продукции, работ и услуг;
- внутренняя экономическая структура тарифов базируется на приоритетном учете прямых и косвенных затрат на производство продукции, выполнение работ и услуг по эксплуатации и текущему ремонту. Категория амортизации основных производственных фондов, как правило, в системе тарифов не учитывается,
- в дополнение к тарифам разрабатываются нормы потребления по продукции, которая в настоящий момент на практике не учитывается исходя из фактического расхода конкретного потребителя (холодная, горячая вода, газ);
- тарифы на тепловую энергию рассчитываются на единицу площади отапливаемого помещения и по объему общей потребляемой тепловой энергии потребителями - юридическими лицами.
С учетом вышеизложенных принципов, применяемых при формировании тарифов для системы ЖКХ, очевидны следующие выводы:
- действующая процедура формирования тарифов практически
полностью исключает участие в ней заказчика продукции, работ и услуг, вследствие чего заказчику фактически назначается цена продукции, работ и услуг со стороны их производителей и вышестоящих) государственных органов;
- система расчета тарифов рассчитана на покрытие общих расходов по содержанию производителей и исполнителей работ и услуг, а не на оплату действительно потребляемых заказчиками объемов продукции, работ и услуг;
- действующая система тарифов, как правило, не учитывает по методике формирование у производителей и собственников имущества источников на капитальный ремонт, простое и расширенное воспроизводство основных фондов;
- действующая система ценообразования в ЖКХ, государственного регулирования цен на федеральном и региональном уровне существенно ограничивает возможность свободных рыночных отношений на рынке продукции, работ и услуг в ЖКХ;
- нормативы потребления продукции, работ и услуг для ЖКХ, в связи с отсутствием систем учета потребленной продукции, работ и услуг, директивно устанавливаются фактическим потребителям продукции, работ и услуг сверху, в виде нормативов платежей.
При этом потребитель, а во многих случаях он является собственником обслуживаемого имущества (и должен был бы выступать заказчиком на продукцию, работы и услуги), лишен не только возможности вмешаться в установленный порядок ценообразования, но и предпринять какие-либо действия по изменению взаимоотношений в сфере договорных отношений, принятию технико-экономических решений по реконструкции систем инженерного обеспечения, по финансированию переоборудования своего собственного имущества в целях сокращения издержек его эксплуатации.
Фактически действующая система регулирования ценообразования сводится к директивному назначению для заказчика и потребителя нормы платежей, которые с одной стороны контролируются государством и, в этом смысле, эта система защищает заказчиков и потребителей от единовременного возможного произвола со стороны производителей продукции, работ и услуг в системе ЖКХ, но с другой стороны она практически исключает какое-либо возможное участие собственника обслуживаемого имущества, потребителя продукции, работ и услуг в ведении свободной договорной работы с поставщиками этой продукции, исполнителями работ и услуг, т.е. существенно сужает возможность формирования рыночных отношений в сфере ЖКХ.
Система дотаций и льгот:
Система дотаций и льгот по оплате продукции, работ и услуг в системе ЖКХ формировалась еще с дореформенных времен и в основе, своей традиционно формируется путем прямого введения тех или иных льгот на уровне федерального законодательства.
Значительная категория граждан (военнослужащие и уволенные в запас, ветераны и т.д.) пользуется системой льгот федерального уровня.