С учетом того, что система ЖКХ города фактически охватывает основную часть вопросов по управлению муниципальным имуществом (включая имущественную, финансовую и производственную сторону отношений), и, соответственно, затрагивает широкую и глубокую сеть управленческих связей между различными структурными подразделениями органов местного самоуправления, подведомственных муниципалитету организаций и предприятий, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов и взаимоотношения с государственными органами власти и управления (федерального уровня и уровня субъекта федерации) - выбраны следующие приоритеты по разработке предметной концепции и механизма проведения реформы:
- в качестве базисного вопроса, требующего разрешения и принципиальной проработки при выборе конкретного механизма проведения реформы выделен вопрос о разработке наиболее полной структурной модели системы управления отрасли, отвечающей принципам, заложенным в концепции федеральной реформы, с учетом местных условий г. Хабаровска;
- в качестве вторичных вопросов, детализирующих общую структурную модель системы управления отрасли, являются вопросы конкретной проработки форм договорной работы, детализации функций управления основных структур, конкретные механизмы финансирования и другие уточняющие проработки.
Принципиальные требования, которым должна удовлетворять общая структурная модель управления отраслью, сводятся к следующим основным позициям:
- структурная модель системы управления должна обеспечивать возможность практической реализации всех основных целей, путей и способов их достижения, декларируемых в утвержденной федеральной концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства;
- порядок формирования и принципы деятельности субъектов в системе должны основываться на нормах и правилах действующего законодательства (Конституции РФ, законодательства о местном самоуправлении, гражданского и жилищного законодательства);
- структурная модель должна охватывать наиболее важные моменты взаимодействия существующих и вновь создаваемых структур,
непосредственно управляющих жилищно-коммунальным хозяйством, и смежных с ними функциональных подразделений (КУМИ и ПО, экономической службы, финорганов и т.п.), а также определять основные связи муниципалитета по вопросам отрасли с федеральными и краевыми органами государственной власти и управления.
Центральным вопросом в системе управления отрасли, от которого зависит последующее построение модели, ее главным звеном, является вопрос о том, какая структура и на каком уровне системы управления должна представлять реальные интересы собственника муниципального имущества.
С учетом огромного удельного веса имущества ЖКХ в общем имуществе муниципального образования, правильное решение этого вопроса важно не только исходя из функциональной целесообразности той или иной возможной модели управления, но и затрагивает основы существования муниципального образования, основные вопросы правового статуса органов власти и управления, их реальных правомочий, бюджетной политики города, взаимоотношений с федеральными и краевыми структурами и органами государственной власти и других жизненно важных моментов.
Исходя из вышеуказанных принципов были рассмотрены 3 базовые структурные модели системы управления ЖКХ:
- модель N 1 создание служб заказчика в административных районах города;
- модель N 2 - создание службы заказчика в администрации города на базе управления ЖКХ;
- модель N 3 - создание службы заказчика в администрации города на базе департамента городского хозяйства.
За базисную структурную модель системы управления отраслью принята модель N 3. Модели N 1 и N 2 признаны не отвечающими установленным принципиальным требованиям к базисной структурной модели системы управления отраслью (обоснования отклонения вариантов N 1 и N 2 проработаны в составе рабочих материалов и имеются в наличии).
В основу модели положена концепция равномерного распределения функций заказчика внутри департамента городского хозяйства администрации города между подотраслями департамента (управления ЖКХ, управления энергообеспечения и инженерных коммуникаций, управления транспорта, связи и дорог).
Управлению ЖКХ передаются функции балансодержателя и заказчика по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных нежилых объектов в жилых домах, а также, в случае целесообразности (после дополнительного рассмотрения), других зданий, относящихся к муниципальной собственности.
Таким образом, основным профилем деятельности управления ЖКХ становится обслуживание жилищного и иного фонда зданий и сооружений.
С учетом наделения управления ЖКХ функциями муниципального заказчика по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда в его состав включается на правах самостоятельного отдела существующий отдел учета, распределения и приватизации жилой площади департамента городского хозяйства.
В сфере заказчика коммунальных услуг за управлением ЖКХ остаются функции заказчика по следующим подведомственным предприятиям и структурам:
- МП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" (особо рассмотреть);
- МП "Спецкомбинат коммунального обслуживания" (однозначно);
- МП "Банно - прачечное хозяйство" (однозначно);
- Гостиницы (однозначно);
- РУС ОТиС "Хабаровсклифт" (однозначно).
В ведении управления ЖКХ остаются:
- МП "Хабаровскгорремстрой" (особо рассмотреть);
- Муниципальные жилищно - эксплуатационные предприятия (однозначно).