Основные проявления монополизма на местном рынке работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве:
В соответствии с Законом РФ N 948 - 1 от 22.03.91 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - "монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции".
К указанным проявлениям в сфере жилищно-коммунального хозяйства города относятся:
- фактический раздел рынка услуг по территориальному принципу между жилищно-эксплуатационными предприятиями города (статья 8 Закона);
- передача жилищно-коммунальным предприятиям функций заказчика работ и услуг на рынке жилищно-коммунального хозяйства города и части функций по управлению муниципальным имуществом, которые могут исполняться только собственником этого имущества, как функций, которые надлежат исполнению органом местного самоуправления (п.2 статьи 8 Закона);
- отсутствие системы конкурсного распределения заказов на поставку продукции, работ и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ограничение конкуренции);
- злоупотребление доминирующим положением предприятий - эксплуатантов объектов городского хозяйства путем долгосрочной передачи им под управление основных объемов муниципального имущества, что способствует ограничению доступа на рынок работ и услуг жилищно-коммунального хозяйства других хозяйствующих субъектов, а также ущемляет права физических лиц, владеющими правом собственности на часть указанного имущества, а также выступающих самостоятельными пользователями работ и услуг имеющими право выбирать обслуживающую их организацию (статья 5 закона).
Основными способами достижения целей и задач реформы в вопросах демонополизации сферы жилищно-коммунального хозяйства города являются:
- развитие конкурсной системы распределения заказов на поставку продукции, работ и услуг;
- переход на свободное конкурсное распределение зон обслуживания подрядных и эксплуатирующих организаций в черте города по конкретным объектам обслуживания без привязки к административным границам районов города и иным укрупненным территориальным разграничениям;
- лишение подрядных и эксплуатационных организаций прав балансодержателей объектов муниципального хозяйства и функций заказчика работ и услуг;
- передача прав на выбор обслуживающих организаций собственникам и пользователям работ и услуг, в том числе путем регистрации кондоминиумов и создания товариществ собственников жилья;
- стимулирование создания негосударственных и немуниципальных предприятий, поставляющих продукцию и выполняющих работы и услуги, а также создание условий для привлечения на рынок жилищно-коммунального хозяйства города существующих предприятий, специализирующихся в смежных отраслях хозяйства и имеющих необходимый хозяйственный потенциал (кадровый состав, производственные мощности, практический опыт деятельности (строительных, эксплуатационных и других).
Состояние вопросов по ресурсосбережению и снижению себестоимости работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве города:
Система инженерного обеспечения городской застройки создавалась и существует как централизованная практически по всему спектру коммунальных услуг.
Эксплуатантами этих систем фактически являются юридически независимые предприятия - монополисты.
Практическое проведение в этих условиях мероприятий по ресурсосбережению и снижению себестоимости работ и услуг может быть обеспечено следующими способами:
- организацией системы учета и контроля за фактическими объемами поставки продукции, выполненными объемами работ и услуг;
- разработки и внедрения системы специального экономического стимулирования этих предприятий по ресурсосбережению и снижению себестоимости работ и услуг;
- развитию альтернативных систем обеспечения объектов городского хозяйства продукцией и коммунальными услугами.
В настоящее время внедрение системы учета и контроля за поставками продукции предприятиями - монополистами на рынке жилищно-коммунального хозяйства города находится в стадии становления.
Основные вопросы перехода на конкретный учет продукции, потребленной конкретными пользователями, не решаются из-за недостатка финансовых средств.
Разработка системы экономического стимулирования предприятий - монополистов, учитывающая действующий порядок регулирования вопросов ценообразования и ограничения доходов этих предприятий, практически возможна и будет осуществляться в ходе проведения реформы.
Развитие системы альтернативных систем обеспечения на практике начинает осуществляться (отдельные водозаборные скважины, локальные установки теплоснабжения и горячего водоснабжения) и получит дальнейшее развитие в ходе реформы, в том числе в связи с появлением немуниципальных организаций - заказчиков содержания, эксплуатации и ремонта жилого и коммунального фонда. Основным способом, с помощью которого может быть достигнута стабилизация и последующая возможность снижения цен на продукцию, работы и услуги в жилищно-коммунальном хозяйстве, является развитие конкурентной среды в сфере подряда на содержание, эксплуатацию и ремонт объектов жилищно-коммунального фонда.