4. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ОТРАСЛИ
И ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ ПРОДУКЦИИ,
РАБОТ И УСЛУГ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Вопросы демонополизации и развития конкурентной среды важны не сами по себе.
Развитие реальной конкуренции на рынке продукции, работ и услуг отрасли является одним из важнейших и непременных условий для создания экономического механизма последующего хозяйственного саморегулирования отрасли, позволяет экономическими методами обеспечить стабилизацию цен и создать перспективные условия для их снижения.
Практика развития свободных рыночных отношений в городе (в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, производства продуктов питания, где в течении 3 - 4-х лет произошла относительная стабилизация цен, а в отдельных случаях даже обеспечено их реальное снижение - сезонные и разовые распродажи, продажа по льготным ценам в отдельные дни а целях привлечения покупателей) позволяет прогнозировать, что в условиях конкуренции на рынке продукции, работ и услуг в сфере ЖКХ города будут происходить сходные экономические процессы.
Решение этих вопросов важно и с точки зрения обеспечения реальных прав населения и юридических лиц, являющихся собственниками имущества и потребителями продукции, работ и услуг в сфере ЖКХ.
Основные пути (способы) демонополизации и развития конкуренции отрасли определены в п.17 концепции.
В целях практической реализации приоритетов реформы в области демонополизации и развития конкуренции планируется подготовить и провести следующие мероприятия:
- разработать местные положения о порядке проведения конкурсов и торгов по распределению объемов поставок продукции, услуг по содержанию, эксплуатации и ремонту для сферы жилищно-коммунального хозяйства (включая вопросы выполнения смежных поставок, работ и услуг для подрядных и эксплуатационных предприятий, отрасли, вопросов, связанных с разработкой проектно - сметной документации по капитальному ремонту и реконструкции объектов отрасли и т.д.);
- сформировать систему муниципального заказа на поставку продукции, выполнение работ и услуг в отрасли и смежных с ней отраслей на основе преимущественного распределения заказа путем проведения общегородских конкурсов и торгов, с выделением финансовых средств на их проведение;
- перейти на свободные договорные отношения собственников и пользователей объектов отрасли с управляющими, подрядными, эксплуатационными и другими организациями (в том числе путем размещения их заказов через систему общегородских конкурсов и торгов), при осуществлении общего контроля со стороны государственных и местных органов власти за соблюдением дисциплины цен и тарифов;
- обеспечить свободный выбор подрядчиками и эксплуатантами объектов обслуживания и ремонта в черте города, без учета ограничений по территориальному признаку их расположения;
- подготовить и издать постановления и распоряжения мэра города, устанавливающие в соответствии с действующим законодательством и общей концепцией реформы запреты на конкретные действия должностных лиц администрации и подведомственных ей предприятий и организаций, препятствующие демонополизации и развитию конкуренции в отрасли;
- установить типовые правила ведения договорной работы службой муниципального заказчика в условиях конкуренции и довести их в качестве рекомендаций частным заказчикам (в том числе товариществам собственников жилья, кооперативам);
- организовать практическое взаимодействие администрации города и районов с комитетом по политике цен администрации края, региональной энергетической комиссией по государственному регулированию тарифов на электрическую, тепловую энергию и газ, территориальным управлением по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур по вопросам осуществления контроля за соблюдением дисциплины цен и тарифов;
- организовать практическое взаимодействие администрации города с территориальными органами по лицензированию деятельности, относящейся к отрасли ЖКХ, с целью недопущения недобросовестной конкуренции и защиты интересов собственников и заказчиков работ и
услуг;
- прекратить практику бессрочного и долгосрочного закрепления имущества в ведении подрядных и эксплуатационных организаций и перейти на заключение годовых и разовых договоров на выполнение поставок, работ и услуг для нужд отрасли, с сопутствующей этому передачей объектов муниципальной собственности на баланс структур заказчика;
- передать службе заказчика администрации города от жилищно-эксплуатационных предприятий функции прописки - выписки граждан, сбора коммунальных платежей и квартирной платы, учета и расчета сумм дотаций и льгот по всем видам платежей, балансового учета муниципального имущества, начисления износа и контроля за техническим состоянием этого имущества, заключения договоров найма жилых помещений, в целях освобождения этих предприятий от несвойственных им функций и устранения нарушений антимонопольного законодательства;
- рассмотреть вопросы о возможности разукрупнения существующих организаций жилищно-коммунального хозяйства в целях формирования на их базе нескольких конкурентоспособных предприятий специального профиля (в том числе путем разделения функций обслуживания объектов, производящих продукцию (водозаборные, очистные сооружения, установки по переработке, тепловые установки и котельные и т.п.) с функциями обслуживания инженерных коммуникаций);
- рассмотреть вопросы о приватизации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий, действующих в отрасли, с целью придания им полной хозяйственной самостоятельности и обеспечения их равноправного участия в конкуренции на рынке работ и услуг отрасли;
- организовать практическое взаимодействие администрации города с отделом по поддержке новых экономических структур комитета по экономике администрации края в целях совместной отработки мероприятий по привлечению на рынок отрасли новых предприятий и предприятий - смежников;
- подготовить и провести семинары по вопросам демонополизации и развития конкуренции в отрасли с привлечением специалистов Хабаровской академии экономики и права и других научных и учебных заведений города, специалистов служб и отделов администрации края и территориальных органов государственного контроля и ценообразования, коммерческих организаций, действующих на свободном рынке и имеющих практический опыт свободной договорной работы в условиях конкуренции, с целью практического обмена опытом и повышения профессионального уровня работников формируемой муниципальной службы заказчика и правлений товариществ собственников жилья;
- пересмотреть действующий порядок выделения помещений нанимателям (арендаторам) муниципального имущества и порядок установления уровня платы за найм (аренду) имущества исходя из необходимости предоставления им равных возможностей, независимо от их правового статуса и формы собственности;
- организовать широкое информационное освещение в средствах массовой информации проводимых конкурсов и торгов по распределению муниципальных и частных заказов в отрасли, с выделением соответствующих финансовых средств.