Недействующий

О развитии дошкольного образования в городе Хабаровске и системе работы администраций районов по выполнению ... (Утратило силу с 27 января 2009 года на основании Постановления Мэра города Хабаровска от 23 января 2009 года N 200)


Качество дошкольного образования на современном этапе
и основные тенденции его изменения.


В дошкольном образовании в городе Хабаровске за последние годы произошли значительные изменения. Комплекс различных условий (нормативно - правовых, административных, экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям реально осуществлять реформу своей деятельности. Сегодня среди дошкольных учреждений города прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, помогающих им обрести собственное лицо и выделиться из общей массы. Не последнюю роль в этом процессе играют реальные изменения в стратегии управления образованием и механизмы его финансирования, заставляющие дошкольные образовательные учреждения искать дополнительные финансовые и социокультурные ресурсы.

Так, например, в 1996 году дополнительно к бюджетному финансированию, составляющему 77510,0 млн. рублей, учреждения дошкольного образования в виде спонсорской помощи, внедрения дополнительных платных образовательных услуг и других источников финансирования привлекли 6231,9 млн. рублей. Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от мнения родителей о качестве образования, которое оно обеспечивает.

Однако, поиск конкретных путей реформирования образовательного процесса в дошкольном учреждении сопряжен с серьезными проблемами как технического, социокультурного, так и психологического характера. Администрация и сотрудники дошкольных учреждений порой оказываются дезориентированными в ценностях, относящихся к программам и методикам дошкольного образования, а также к взаимодействию взрослого и ребенка. Самостоятельная деятельность дошкольных учреждений по обновлению содержания и методов образования часто сводилась к беспорядочному поиску и внедрению в практику программ нового поколения (так называемых авторских) или к попыткам разработки собственных программ. При этом администрация и сотрудники дошкольных учреждений, как правило, оказываются неспособными оценить качество чужих программ, а собственные создают на основе компиляций, не всегда оправданных.

Логика рыночных отношений, проникая в сферу образования, привела к тому, что в условиях относительной и хозяйственной свободы, свободы творчества часть дошкольных учреждений стало бороться за "потребителя" - детей и их родителей, вводя наряду с основными и дополнительные образовательные услуги. Очень часто в образовательные программы в детских садах стали включаться иностранный язык, хореография, гимнастика, плавание, расширенный художественно - эстетический цикл и т.п. Однако, как правило, наращивание содержания дошкольного образования по предметному принципу не подкрепляется ни квалификацией преподавателей, ни дальнейшей преемственностью со школой, ни возрастными возможностями детей.

Таким образом, можно отметить, что ситуация в сфере дошкольного образования города Хабаровска является крайне противоречивой. С одной стороны, можно зафиксировать тенденции, связанные со стремлением практических работников иметь собственное лицо и статус, а с другой стороны разрыв, единого городского образовательного пространства, отсутствие содержательной стороны преемственности между дошкольным и школьным образованием, квалификацией части педагогов, недостаточным методическим обеспечением образовательного процесса.