Недействующий


МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1997 года №2086


О развитии дошкольного образования в городе Хабаровске и системе
работы администраций районов по выполнению постановления главы
администрации хабаровского края от 03.06.96 № 257 "О мерах по
сохранению сети дошкольных образовательных учреждений на
территории Хабаровского края"

__________________________
Утратило силу с 27 января 2009 года на основании
Постановления Мэра города Хабаровска
от 23 января 2009 года N 200

_________________________


Управлением образования администрации города Хабаровска в ходе подготовки к коллегии при мэре города проверена деятельность администраций районов по выполнению постановления главы администрации Хабаровского края от 03.06.96 N 257 "О мерах по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений на территории Хабаровская края".

На 01.07.97 в системе дошкольного образования города функционирует 163 дошкольных образовательных учреждения, в т.ч. 92 муниципальных и 71 ведомственный детский сад.

За последние 3 года в системе дошкольного образования произошли существенные изменения. Наряду с общеразвивающими дошкольными образовательными учреждениями появились специализированные дошкольные учреждения: Центр "Верботон" для детей с нарушением слуха; детский сад для детей с заболеванием ДЦП в Индустриальном районе; детский сад для детей с нарушением речи в Кировском районе; группы в детских садах для детей с нарушением зрения в Краснофлотском, Железнодорожном районах; для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в Центральном районе.

Существенно улучшился профессиональный уровень педагогических кадров. За последние три года прошли аттестацию и получили высшую и 1 квалификационную категорию 160 работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Получила развитие психологическая служба, оказывающая значительную помощь детям дошкольного возраста. В настоящее время в ДОУ работает 26 психологов, 133 логопеда.

Значительные изменения происходят в содержании дошкольного образования. Внедряются и проходят экспериментальную апробацию более 20 развивающих образовательных программ.

В целях социальной защиты детей дошкольного возраста с 01.07.97 открыты группы социальной поддержки для детей из остронуждающихся и многодетных семей.

Постоянно улучшаются условия пребывания детей в ДОУ. В освобождающихся помещениях детских садов за последние 3 года открыто 28 спален 46 музыкально - физкультурных залов, 25 физиокабинетов, 14 столовых.

Сложилась определенная система работы администраций районов по передаче в муниципальную собственность ведомственных ДОУ на основе разработанного управлением образования порядка передачи ведомственных учреждений образования в муниципальную собственность.

За последние 3 года в муниципальную собственность передано 31 ведомственное ДОУ.

Анализ, проведенный управлением образования в ходе подготовки вопроса на коллегию при мэре города, показывает, что сеть ДОУ в целом сохранена и, несмотря на трудную социально - экономическую ситуацию в городе, развивается.

Управлением образования совместно с администрациями районов разработан проект городской программы развития и сохранения сети ДОУ на период 1997 - 2000 года, целью которой является обеспечение оптимального функционирования и развития системы дошкольного образования города Хабаровска.

Вместе с тем, сеть ДОУ уменьшилась с 212 ДОУ в 1993 году до 163 ДОУ в 1997 году. Происходит закрытие дошкольных образовательных учреждений. Так, за последние 3 года в городе закрыто 49 дошкольных учреждений, в т.ч. оставлено в системе образования - 30; передано в социальную сферу города - 9; закрыто в связи с аварийным состоянием зданий - 9; перепрофилировано - 1.

Основными причинами закрытия ДОУ являются:

- уменьшение числа родившихся детей с 6281 ребенка в 1991 году до 4054 детей в 1997 году;

- увеличение роста родительской платы за содержание детей в ДОУ с 28 тыс. руб. в месяц в 1994 году до 180 тыс. руб. в месяц в 1997 году и неплатежеспособность определенной части родителей;

- финансовые затруднения предприятий и организаций, имеющих на балансе дошкольные образовательные учреждения;

- невозможность эксплуатации зданий ДОУ из-за их санитарно - технического состояния.

Приведенные выше причины значительно повлияли на уменьшение контингента детей, посещающих детские дошкольные учреждения. Если в 1994 году из 44 тыс. детей дошкольного возраста ДОУ посещало 23 тысячи детей или 52 % от их общей численности, то в 1996 году из 41 тысячи детей детские сады посещало уже 18 тысяч, что составило 44 %.

Значительное уменьшение количества детей, не посещающих дошкольные учреждения, приводит к тому, что в школу приходят неподготовленные дети; по данным школьных приемных комиссий, районных и городской медико - педагогической комиссии в срочной коррекционной и педагогической помощи нуждается каждый второй ребенок из числа детей, ранее не посещающих детский сад.

Материально - техническая база ДОУ нуждается в существенном улучшении. В капитальном ремонте нуждаются более 50% зданий дошкольных учреждений. Финансирование системы дошкольного образования недостаточно. В 1996 году на защищенные статьи бюджета при плане 88241 млрд. рублей фактически получено 77510 млрд. рублей ( 87,8%).

В то же время в системе дошкольного образования города имеются существенные резервы, использование которых может помочь дошкольному образованию выполнять возложенные на него задачи. К таким резервам следует отнести:

- расширение сети дополнительных платных услуг (консультативных пунктов для родителей, оздоровительных групп, групп подготовки детей к школе и т.д.);

- переход части ДОУ на гибкий режим работы (группы кратковременного пребывания детей и др.);

- переход ряда учреждений, имеющих необходимую базу, на самостоятельный баланс;

- расширение сети негосударственных ДОУ с целью уменьшения доли бюджетного финансирования системы дошкольного образования;

- пересмотр действующей системы оплаты за содержание детей в ДОУ с целью оптимизации ранжирования родительской платы в зависимости от условий, предоставляемых дошкольным учреждением;

- уменьшение издержек по содержанию зданий ДОУ за счет установки счетчиков учета горячего и холодного водоснабжения;

- улучшение условий содержания детей на основе более рационального использования освобождаемых помещений ДОУ и сдачи части помещений в аренду.

В целях сохранения и развития системы дошкольного образования в городе Хабаровске

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Признать работу администраций районов по выполнению постановления главы администрации края от 03.06.96 N 257 "О мерах по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений на территории Хабаровского края" удовлетворительной.

2. Утвердить "Программу сохранения и развития системы дошкольного образования в городе Хабаровске на период с 1997 до 2000 года".

3. Главам администраций районов Толкачеву С.Г., Оноприенко Ю.И., Иванову С.Н., Васильченко В.И., Фокину А.М., управлению образования (Веденяпина А.И.):

3.1. Обеспечить выполнение "Программы сохранения и развития системы дошкольного образования".

3.2. Изучить вопрос о возможности перехода части ДОУ на самостоятельный баланс, представить предложения в срок до 20.08.97.

4. Главам администраций районов Толкачеву С.Г., Оноприенко Ю.И., Иванову С.Н., Васильченко В.И., Фокину А.М. содействовать развитию материально - технической базы ДОУ за счет использования внебюджетных фондов районов.

5. Управлению образования (Веденяпина А.И.), отделу юридической экспертизы (Дехтяр И.Н.), финансовому отделу (Чукалкин А.Я.), управлению экономики, инвестиций и промышленной политики (Меняйлов А.И.) проработать вопрос о возможности изменения системы родительской платы за содержание детей в ДОУ в срок до 01.10.97.

6. Управлению образования (Веденяпина А.И.) совместно с комитетом по социальной защите населения (Андрианова А.П.), финансовым отделом (Чукалкин А.Я.), отделом юридической экспертизы (Дехтяр И.Н.) в срок до 01.10.97 представить предложения по определению категорий семей на пользование льготами по родительской плате за содержание детей в ДОУ за счет бюджета города.

7. Финансовому отделу администрации города (Чукалкин А.Я.) предусмотреть при разработке бюджетов 1998 - 2000 г.г. средства на реализацию данной программы согласно приложению 4.

8. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя мэра города Шевченко С.И.

9. Данное постановление вступает в силу с момента его подписания.

 Мэр города
П.Д.Филиппов





     УТВЕРЖДЕНО
     Постановление
     мэра города Хабаровска
     от 23 июля 1997 г. N 2086

Программа

сохранения и развития системы дошкольного образования
в городе Хабаровске на период 1997 - 2000 годы


Городская программа сохранения и развития дошкольного образования (в дальнейшем Программа) - организационная основа муниципальной политики администрации города Хабаровска в реализации "Основных направлений развития дошкольного и общего образования в Хабаровском крае до 2005 года", утвержденных главой администрации Хабаровского края от 24.04.96 N 197, является составной частью Программы развития образования в городе Хабаровске.

Программа определяет характер, формы и методы управленческих решений, направленных на формирование единого образовательного пространства системы дошкольного образования города и содержит перечень первоочередных мероприятий по сохранению и развитию системы дошкольного образования в Хабаровском крае на период 1997-2000 гг.

Заказчики Программы: Администрация города Хабаровска.

Исполнитель и соисполнители: управление образования города Хабаровска, администрации районов, районные отделы образования, учреждения дошкольного образования, городской научно - методический информационный центр.

Разработчики: управление образования администрации города Хабаровска, районные отделы образования.

Сроки реализации: 1997-2000 годы.

Цель программы: Сохранение и развитие сети различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение ее оптимального функционирования и развития.

Основные задачи:

- сохранение общедоступности образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях для всех слоев населения города;

- создание условий для полноценного развития, обучения и воспитания всех детей дошкольного возраста, в том числе имеющих отклонения в развитии;

- содействие семье в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

- организационно - экономическое обеспечение деятельности дошкольных образовательных учреждений;

- внедрение новых педагогических технологий в работу дошкольных образовательных учреждений;

- обеспечение профессионального роста работников дошкольных образовательных учреждений;

- социальная защита работников и воспитанников в период социально - экономической нестабильности;

- разработка и апробация новых подходов к экономическому обеспечению дошкольного образования за счет оптимизации расходования бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных источников и регулирования прав собственности в системе дошкольного образования.

Краткий анализ состояния системы дошкольного
образования в г. Хабаровске за период 1994 - 1996 г.


На 1 января 1997 г. в системе дошкольного образования города Хабаровска функционировало 163 дошкольных образовательных учреждения, а том числе 92 муниципальных и 71 ведомственных. За последние три года в городе закрыто 49 детских садов (приложение N 1).

Основными причинами закрытия дошкольных образовательных учреждений являются:

- резкое уменьшение контингента детей посещающих детские сады, из-за продолжающейся тенденции снижения рождаемости и неплатежеспособности определенной части родителей;

- невозможность эксплуатации зданий дошкольных учреждений по санитарно - техническим характеристикам.

В связи с начавшимся в 1988 году и нарастающим в настоящее время спадом рождаемости в г. Хабаровске наблюдается тенденция меньшения количества детей дошкольного возраста:

   -----------T-----------------------------------------------------

   ¦ Возраст  ¦                Количество детей                     ¦

   ¦  детей   ¦                                                     ¦

   +----------+----------T------------T--------------T--------------+

   ¦          ¦ 1994 г.  ¦    1995 г. ¦    1996 г.   ¦    2000 г.   ¦

   ¦          ¦          ¦            ¦              ¦  (прогноз)   ¦

   +----------+----------+------------+--------------+--------------+

   ¦до 1 года ¦   5041   ¦     4684   ¦      4437    ¦     3500     ¦

   ¦1 - 7 лет ¦  44221   ¦    49079   ¦     41332    ¦    33200     ¦

   L----------+----------+------------+--------------+---------------


Таким образом, к 2000 году количество детей дошкольного возраста сократится по сравнению 1994 годом на 32%, что потребует перестройки инвестиционной политики в области образования, корректировки приоритетов в подготовке и переподготовке педагогических кадров, поэтапной реорганизации дошкольных образовательных учреждений или решения задачи их рационального использования.

Здоровье детей дошкольного возраста.


Важнейшей характеристикой качества системы дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников. Состояние детей дошкольного возраста в целом, посещающих и непосещающих детские сады и ясли, ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых детей (1-я группа здоровья) с 36 до 21% и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья с 40 до 49%, а имеющих хронические заболевания с 24 до 30%.

Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу у детей сохраняется некоторая тенденция роста хронической заболеваемости.

Уровень заболеваемости острыми респираторными инфекциями остается высоким. Эти заболевания занимают первое место в структуре острых заболеваний и составляют более 50%, что определяет большое число дней, пропущенных по болезни детьми, посещающими детские сады, и соответственно большие потери рабочего времени родителями в связи с уходом за больным ребенком.

Одним из критериальных признаков здоровья является физическое развитие ребенка. За последние годы, по данным крайстата, в городе отмечается уменьшение количества детей с нормальным физическим развитием и увеличение числа детей с дефицитом массы тела и низким ростом. Особое беспокойство в состоянии здоровья дошкольников вызывает рост числа функциональных отклонений у одного ребенка с возрастом. Если в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1 - 3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно - сосудистой, желудочно - кишечной, нервной и др.), то к 6-ти годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-6.

От 30 до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно - двигательного аппарата, 20-25% - со стороны носоглотки: невротические проявления отмечены у 30-40% детей младшего возраста и 20-30% - старшего дошкольного возраста. Наличие аллергических реакций отмечено у 10-30% дошкольников, 10-25% имеют отклонения со стороны сердечно - сосудистой системы (повышение артериального давления и др.), в 6-7 летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения. Достаточно высок процент кариеса у детей.

По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет болезни костно - мышечной системы занимают 1-ое место (нарушение осанки, сколиозы и др.), составляя в среднем 6,2 случая на каждые 100 обследуемых, и болезни органов дыхания - 5,9 заболевания на 100 человек. На втором месте находятся болезни кожи - в среднем 3,9 случая и на 3-ем месте - болезни эндокринной системы - 3,4 случая.

Уже в дошкольном возрасте выявляются заболевания мочеполовой системы. Они занимают 4-е место, составляя 2 заболевания, это же место разделяют с ними заболевания периферической нервной системы.

Данные о состоянии здоровья дошкольников подтверждают наличие детей, не готовых к обучению в школе.

Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, не дают основания ожидать позитивных сдвигов в формировании здоровья детей, если не предпринять достаточно возможных мер по охране их здоровья и улучшению содержания детей в дошкольных учреждениях города.

Вместе с тем есть большие основания утверждать, что роль дошкольного учреждения в охране здоровья детей в существующей социальной среде имеет определяющее значение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»