Одна из основных задач управления неплатежеспособными предприятиями состоит в активном применении механизма оздоровления предприятий путем реализации процедур несостоятельности.
На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий в Российской Федерации в целом и Хабаровского края в частности. В то же время рациональное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к нормальной работе производства, стабильному поступлению налогов, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.
При процедурах банкротства предприятий происходит освобождение предприятия от не свойственной ему функции по содержанию объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.
Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед краевым бюджетом, по инициативе собственников, с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации “чистых” эффективных компаний.
Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение в краевую собственность акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ с последующей их продажей.
Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества предприятия-банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия края.
Исходя из изложенного, участие края как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга краю, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач.
В практике разрешения проблем управления собственностью неплатежеспособных предприятий имеются факты, когда местные администрации и комитеты по управлению муниципальным имуществом, имея в своем ведении муниципальные предприятия, находящиеся на грани банкротства, практически не влияют на управление их собственностью. Воздействовать на такие предприятия как Агентство по Хабаровскому краю Дальневосточного межрегионального территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению не имеет возможности в виду отсутствия соответствующих полномочий в рамках договорных обязательств.
Представляется целесообразным и необходимым наделение Агентства по Хабаровскому краю ДМТО ФСДН России полномочиями, позволяющими ему воздействовать не только на объекты государственной, но и муниципальной собственности.