Под совершенствованием системы управления государственным имуществом края посредством передачи его в аренду подразумевается обеспечение эффективного использования имущественного комплекса края, увеличение приносимых им доходов в течение продолжительного времени, что должно способствовать решению экономических и социальных проблем региона.
Процесс формирования и совершенствования арендных отношений предусматривает:
1. Снижение уровня неопределенности прав собственности на имущественные объекты федерального и регионального уровней.
2. Детальную классификацию имущественных объектов государственной федеральной и краевой собственности.
3. Неразрывную связь с процессом реформирования и реструктуризации имущественных комплексов, в т.ч. реализацию права изъятия и продажи неэффективно используемого арендованного государственного имущества.
4. Органическое соединение сферы государственного управления имуществом и малого предпринимательства. В процессе управления государственной собственностью необходимо развивать коммерческую составляющую, т.е. возможную переуступку прав аренды государственного имущества коммерческим организациям.
5. Увязывание инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию промышленного комплекса с новыми формами арендных отношений, в т.ч. с финансовым лизингом, внедрением арендных отношений в сферу вторичного рынка технологического оборудования, которое в избытке имеется на государственных предприятиях.
6. Меры государственного правового регулирования сферы рыночной оценки финансовых показателей эффективности использования арендованного государственного имущества.
7. Совершенствование финансовых показателей аренды государственного имущества, что напрямую связано с его перепрофилированием, реструктуризацией и усилением деятельности органа по управлению государственным имуществом.
8. Участие в механизмах реализации арендных отношений органов по управлению государственным имуществом.
9. Особый порядок, соблюдение условий охраны и содержания памятников истории и культуры, сданных в аренду, предусматривающие экстренные превентивные меры по сохранению исторического наследия, приходящего в упадок из-за отсутствия средств у балансодержателей на их содержание.
10. Создание организационно - правовой и информационной базы аренды и арендных отношений.
11. Страховую деятельность по отношению к арендуемому имуществу.
Аренда позволяет Хабаровскому краю решить следующие задачи:
- включить в сферу аренды все виды объектов собственности края, в том числе объекты со сложной структурой - садово-парковые и имущественные комплексы, нежилые помещения и иные движимые и недвижимые объекты, и за счет этого увеличить поступления в бюджет;
- определить границы, в которых могут действовать арендодатель и арендатор при заключении договора аренды;
- усовершенствовать принципы установления арендной платы, увязав их с издержками и доходами собственника и арендатора; включить в расчет арендной платы за нежилые помещения арендную плату за пользование соответствующей долей земельного участка;
- заключать договоры аренды в едином пакете с договорами о предоставлении коммунальных услуг;
- обеспечить защиту прав и интересов инвесторов и арендаторов - гарантии в их взаимоотношениях с краем;
- расширить сферу использования видов и объектов аренды: для размещения рекламы, сезонного использования земли общего пользования, почасовой аренды, расположенных на воде, и участков земли, обеспечивающих возможность коммерческого использования объектов на воде.
Вводятся договоры аренды не завершенных строительством объектов с детализацией механизмов взаимодействия арендатора и края и определения способа использования построенного объекта по завершении договора аренды.
Конкретные особенности прав арендатора по владению, пользованию и распоряжению арендованным объектом определяются видом договора аренды, особенностями вида арендованных объектов и фиксируются индивидуально в каждом договоре аренды.