Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
- максимально возможное повышение доходности объектов краевой недвижимости;
- наиболее эффективное выполнение краем своих социальных функций в процессе использования краевой недвижимости;
- стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
- исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
- вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.
Для достижения указанных целей необходимо:
1. Завершить формирование полного реестра государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающего объекты незавершенного строительства.
2. Создать единый перечень объектов недвижимости, расположенных на территории края, вне зависимости от их принадлежности, включающий основные характеристики объектов и данные об их собственниках и владельцах.
3. Четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью.
4. Установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки. При этом:
4.1. Коммерческим организациям земельные участки должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков.
4.2. Организациям, финансируемым из бюджета, земельные участки должны предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования.
4.3. Гражданам для использования в некоммерческих целях земельные участки должны предоставляться в собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования или в аренду.
5. Сформировать объекты управления путем проведения сплошной технической инвентаризации объектов недвижимости одновременно с инвентаризацией занимаемых ими земельных участков, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой.
6. Обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, приблизить поэтапно, в течение 2-3 лет, ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, к ставкам, сложившимися на рынке.
7. Создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения краевым имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал).
8. Создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства.
9. Урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов.
10. Установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью).
11. Выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Изъять указанное имущество.
12. Использовать для эффективного управления недвижимостью механизм возмещения расходов на управление недвижимостью (в том числе на инвентаризацию и оценку), аналогичный гражданско-правовому, поскольку государство при использовании своей недвижимости участвует в гражданском обороте наравне с другими его участниками. Определить норматив отчисления средств органам по управлению недвижимостью с последующим зачетом их в счет финансирования из бюджета.
13. Обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление краевой недвижимостью.
14. Совершенствовать механизмы передачи природных ресурсов в пользование на коммерческой основе.
15. Совершенствовать механизмы совместного ведения по вопросу распоряжения природными ресурсами.
16. Разграничить полномочия между органами государственной власти Хабаровского края и местного самоуправления в управления земельными ресурсами.
17. Повысить эффективность использования земельных участков, переданных в пользование государственным предприятиям и учреждениям.