Государство, в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.
____________________________________________________________________________________________
*В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
1. Построение системы управления:
1.1. Важнейшим принципом является использование системы управления, как неразрывного единства следующих элементов:
- учет имущества, финансов, прав требования и обязательств края, включающий инвентаризацию, накопление и хранение информации в базах данных, контроль движения и изменения объектов в отношении каждого конкретного предприятия, учреждения, организации и имущественного комплекса, находящегося в казне Хабаровского края;
- анализ состояния объектов учета, сравнительной экономической эффективности использования активов имущественного баланса края в разрезе направлений и методов использования;
- обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели (как правило, на основе бизнес-планов);
- регламентация порядка принятия управленческих решений органами управления администрации края, их взаимодействия;
- оценка, на основе анализа, принимаемых управленческих решений и деятельности руководителей хозяйствующих организаций;
- определение порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
1.2. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов исполнительной власти края должны быть детально регламентированы законодательством Хабаровского края.
2. Обеспечение эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
3. Обеспечение профессионализма управления. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
4. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в краевой собственности, доли Хабаровского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, краевая недвижимость, в следующей логической последовательности:
4.1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы).
4.2. Постановка целей и задач управления.
4.3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления).
4.4. Контроль эффективности управления.