Администрация Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 23.06.2000 №231
О внедрении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае
(с изменениями на 20 октября 2006 года)
_______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 октября 2006 года № 175
_______________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 28 “О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации”
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае (далее - Концепция).
2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по подготовке и внедрению системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае.
3. Обеспечить исполнение утвержденного плана мероприятий всеми комитетами и департаментами администрации края.
4. Пресс-центру департамента средств массовой информации, молодежной политики и спорта администрации края обеспечить освещение одобренной Концепции в средствах массовой информации.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления на территории края разработать на основе Концепции муниципальные программы ипотечного кредитования.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края по экономике Апанасенко Г.В.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации В.И. Ишаев
ОДОБРЕНО
Постановление главы администрации края
от 23.06.2000 № 231
КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕДРЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование системы ипотечного жилищного кредитования на современном этапе становится одним из приоритетных направлений социальной экономической политики в крае.
Создание такой системы должно быть направлено прежде всего на решение жилищной проблемы населения края.
Основным способом решения жилищной проблемы населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование, возможность и необходимость организации которого раскрывается в настоящей Концепции.
В данном документе определены степень и роль участия краевых органов государственной власти и местного самоуправления в процессе формирования и внедрения ипотечного жилищного кредитования на территории края. Намечены конкретные направления деятельности этих органов, позволяющие использовать взаимно дополняющие друг друга рыночные механизмы и механизмы адресной социальной поддержки населения края.
Концепция строится на следующих основных принципах: добровольность и доступность участия в системе ипотечного жилищного кредитования; четкое функциональное распределение обязанностей всех ее участников, их максимальная защита от рисков; безусловное исполнение участниками программы своих обязательств друг перед другом; эффективность функционирования рынка недвижимости, инвестиционного рынка, включая рынок ценных бумаг.
Система ипотечного жилищного кредитования в законченном виде должна стать, прежде всего, саморазвивающейся и самодостаточной системой, не требующей значительного государственного финансирования.
В целях обеспечения преемственности с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 28, за основу в разработанной Концепции приняты модель организации первичного и вторичного рынков ипотеки, стандартизации процедур ипотечного кредитования, снижение рисков, координация деятельности участников системы ипотечного кредитования на краевом и муниципальном уровнях.
Данная Концепция подразумевает не только развитие ипотечного кредитования как такового, но и предлагает в определенной мере решение необходимых для этого других вопросов совершенствования жилищного рынка: повышение качества жилья, снижение его стоимости, необходимость улучшения эксплуатации жилого фонда, снижения стоимости коммунальных затрат для владельцев жилья, поскольку эти показатели будут влиять на решение о покупке жилья.
Развитие данной Концепции позволит создать условия для приобретения жилья в собственность с учетом реальных доходов населения в сочетании с другими инструментами решения жилищной проблемы.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Традиционная система финансирования жилищного сектора соответствовала основной характеристике всей жилищной политики в целом - централизованное распределение бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатное распределение гражданам, официально признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В 1987 году в целом по России доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80 процентов, а доля средств населения - всего 14,6 процентов, включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов. Таким образом, государственный бюджет являлся основным источником финансирования жилищного строительства.
За период реформ 1991-1999 годов произошли серьезные изменения в жилищной сфере края. В результате реформ значительно увеличилась доля частного сектора в общем объеме строительства и ввода жилых площадей, в то время как государство перестало быть основным участником в финансировании жилищного строительства.
Таблица 1
Динамика ввода в действие жилых площадей по формам собственности
(тыс. кв. метров общей площади)
Наименование | 1990 | 1992 | 1995 | 1998 | 1999 |
Всего | 803,3 | 412,3 | 307,8 | 138,7 | 129,9 |
в том числе: | |||||
государственная | 375,3 | 149 | 60,5 | ||
из нее | |||||
федеральная | 146 | ||||
краевая | 3 | ||||
муниципальная собственность | 25,6 | 14,6 | |||
частная собственность | 11,4 | 43 | 48,1 | ||
смешанная | 23,7 | 90,2 | 15,5 |
Начиная с 1990 года в крае происходит падение общего объема жилищного строительства. По состоянию на 1 января 2000 года объемы ввода в действие жилья снизились по сравнению с 1990 годом в 6,2 раза. При этом доля жилья, построенного за счет средств населения, в общем объеме ввода жилых площадей увеличилась за этот период в 4,8 раза.
В 1990 году на 1000 жителей края приходилось 496 кв. метров вновь построенного жилья, сегодня - всего 91 кв. метр,
За период с 1990 года в крае построено 18953 квартиры общей площадью 2200,7 тыс. кв. метров, из них за счет средств населения 1025 квартир (или 5,4 %) общей площадью 119,1 тыс. кв. метров. Средний размер построенных квартир составил 116,2 кв. метров.
По сравнению с 1990 годом жилищный фонд в крае увеличился лишь на 8,6 %.
Оценка состояния жилищного фонда и жилищных условий населения
1. Жилищный фонд
Начатая и проводимая политика бесплатной приватизации жилья изменила структуру жилищного фонда по формам собственности.
С 1990 года в крае происходит уравнивание долей государственного и частного жилищного фонда, что в значительной степени объясняется начавшейся в 1989-1990 гг. приватизацией жилья населением. Так, если в 1990 году соотношение государственного и частного секторов составляло 88,2 и 11,8 процента, то в 1998 оно уже было 56 и 44 процента.
Таблица 2
Жилищный фонд Хабаровского края
(общая площадь)
Наименование | 1990 г. | 1995 г. | 1998г. | |||
| кв. м | процентов | кв. м | процентов | кв. м | процентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Жилищный фонд, всего | 24011,7 | 100,0 | 25957,5 | 100,0 | 26082,5 | 100,0 |
в том числе: | ||||||
- государственный, включая коллективный, общественный, муниципальный жилищный фонд | 21170,9 | 88,2 | 17154,7 | 66,1 | 14600,5 | 56,0 |
- частный | 2840,8 | 11,8 | 8802,8 | 33,9 | 11481,8 | 44,0 |
из него в собственности граждан | 2027,9 | 8,4 | 7521,8 | 29,0 | 10263,4 | 39,3 |
2. Городской жилищный фонд, | ||||||
всего | 20041,3 | 100,0 | 22072,6 | 100,0 | 22210,5 | 100,0 |
в том числе: | ||||||
- государственный, включая коллективный, общественный, муниципальный жилищный фонд | 17819,4 | 89,0 | 14767,5 | 66,9 | 12677,2 | 57,1 |
- частный | 2221,9 | 11,0 | 7305,1 | 33,1 | 9533,3 | 42,9 |
из него в собственности граждан | 1576,7 | 7,9 | 6461,2 | 29,3 | 8809,5 | 39,7 |
3. Сельский жилищный фонд, | ||||||
всего | 3970,4 | 100,0 | 3884,9 | 100,0 | 3872,0 | 100,0 |
в том числе: | ||||||
- государственный, включая коллективный, общественный, муниципальный жилищный фонд | 3351,5 | 84,4 | 2387,2 | 61,4 | 1923,5 | 49,7 |
- частный | 618,9 | 15,6 | 1497,7 | 38,6 | 1948,5 | 50,3 |
из него в собственности граждан | 451,2 | 11,4 | 1060,6 | 27,3 | 1453,9 | 37,5 |
Всего с начала приватизации в крае приватизировано 181523 жилых помещения, что составляет 63,5 % от всех квартир, подлежащих приватизации. Удельный вес приватизированных квартир в общем объеме жилищного фонда составляет 39,8 %.
Жилищный фонд края в основном приходится на здания, возводимые на основе технических и архитектурно-планировочных решений, сложившихся в 60-80-е годы.
Полностью благоустроенными являются 87 % жилищного фонда края, находящегося в городской местности, и лишь 30 % жилья, расположенного в сельской местности, полностью оборудованы водопроводом, канализацией, центральным отоплением и горячим водоснабжением, ваннами, газом или электроплитами.
В настоящее время 809 тыс. кв. метров или 3,1 % всего жилищного фонда размещено в ветхих и аварийных строениях.
За 1998 год по ветхости и аварийности в крае выбыло 39,1 тыс. кв. метров жилищного фонда, что составляет 20 % от вновь вводимых площадей жилья.
2. Жилищные условия населения
Сокращение бюджетных ассигнований на строительство жилья привело к значительному снижению объема бесплатно предоставляемого жилья очередникам.
Наименование | 1990 г. | 1995 г. | 1998г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Число семей (включая одиночек), улучивших жилищные условия | 23232 | 8555 | 4308 |
из них состоявшие на учете | 22385 | 7861 | 4019 |
в процентах от числа семей, состоявших на учете на получение жилья | 16,1 | 7 | 4,4 |
Число лиц, улучивших жилищные условия (тыс. чел.) | 78,6 | 25,8 | 11,6 |
Число семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья на конец года - всего | 141850 | 115565 | 93316 |
Выделение бесплатного жилья в крае с 1990 года сократилось в 3,6 раза. С 1990 года число семей, состоявших на учете на улучшение жилищных условий, сократилось на 33 %. При этом более чем в 5 раз сократилось и количество семей из числа очередников, улучшивших свои жилищные условия. Если в 1990 году количество таких семей составляло 22385, или 16,1 %, то к началу 1999 года этот показатель составил 4019, или 4,4 %.