ЗАКОН
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
№234 от 25.07.2000
О защите населения Хабаровского края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
(с изменениями на 29.12.03)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Хабаровского края от 29.12.03 № 159
___________________________________________
________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Хабаровского края от 29.12.04 № 235
________________________________________________
Настоящий закон устанавливает в соответствии с Федеральным законом “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организационные, экономические и правовые основы защиты населения Хабаровского края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), и предупреждения его распространения в Хабаровском крае.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего закона
Настоящий закон распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Хабаровского края (далее - край), органы государственной власти края и органы местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Статья 2. Цель и задачи настоящего закона
1. Целью настоящего закона является обеспечение защиты населения края от заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекции).
2. Задачами настоящего закона являются правовое и финансовое регулирование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией в крае, обеспечению гарантии оказания всех видов медико-социальной помощи населению, пострадавшему от распространения ВИЧ-инфекции.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
ВИЧ-ннфекция - заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, в результате которого развивается прогрессирующее поражение иммунной и нервной систем организма, проявляющееся инфекциями, опухолями, в том числе головного мозга, и другими патологоанатомическими изменениями, приводящими больного к гибели;
ВИЧ-ипфнцированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека;
защита населения от ВИЧ-иифекцни - система медико-социальных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на устранение или уменьшение риска заражения ВИЧ-инфекцией, а также реабилитацию ВИЧ-инфицированных;
санитарно-противоэпидемические мероприятия - организационные, административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию.
Статья 4. Основные принципы помощи ВИЧ-инфицированным
Основными принципами помощи ВИЧ-инфицированным являются:
1) приемлемость, доступность, своевременность, эффективность, конфиденциальность;
2) ответственность граждан за сохранение своего здоровья, здоровья половых партнеров, членов семьи и окружающих лиц;
3) бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, лекарственное обеспечение ВИЧ-инфицированных, а также бесплатное лекарственное обеспечение при лечении ВИЧ-инфицированных в амбулаторных и (или) стационарных условиях;
4) ответственность органов государственной власти края, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление государственной политики в области защиты населения от ВИЧ-инфекции и предупреждения ее распространения;
5) добровольное участие общественных объединений и граждан в реализации государственных задач по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции в крае.
Статья 5. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и помощи ВИЧ-инфицированным
1. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции рассматривается в приоритетном порядке, как обязательное условие гарантии государства по обеспечению личной безопасности граждан, а также безопасности общества.
2. Финансирование помощи ВИЧ-инфицированным в объеме обязательной медицинской помощи, предоставляемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Обследование и лечение ВИЧ-инфицированных проводится бесплатно. Средства, направленные на оказание помощи ВИЧ-инфицированным, имеют целевое назначение и не могут расходоваться на иные цели.
3. Финансирование краевых целевых программ по профилактике ВИЧ-инфекции производится за счет средств:
- краевого бюджета;
- целевых фондов;
- добровольного медицинского страхования граждан и иных источников финансирования, не запрещенных федеральными и краевыми законами.
4. Финансирование совместной работы учреждений здравоохранения, осуществляющих помощь ВИЧ-инфицированным, со службами здравоохранения министерств и ведомств, не входящих в систему территориального здравоохранения, строится на договорной основе.
ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМ
Статья 6. Полномочия Правительства края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфнцированным
К полномочиям Правительства края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным относятся:
1) обеспечение исполнения федеральных и краевых законов и других нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в крае;
2) определение основных направлений и координация деятельности органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, юридических лиц в сфере профилактики ВИЧ-инфекции;
3) информирование через средства массовой информации населения об эпидемиологической ситуации и мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
4) оказание помощи в проведении научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции и подготовке специалистов в этой области;
5) организация и координация деятельности краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД;
6) реализация мер, направленных на социальную и правовую защиту ВИЧ-инфицированных, работников медицинской и иных заинтересованных служб, в соответствии с федеральным законодательством;
7) обеспечение деятельности учреждений здравоохранения по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным и выполнение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в крае;
8) разработка и утверждение краевых медико-экономических и иных стандартов и нормативов по ВИЧ-инфекции и контроль за их соблюдением;
9) разработка и реализация краевых целевых программ по организации помощи ВИЧ-инфицированным и предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с законодательством Российской Федерации и края;
10) организация повышения квалификации медицинских работников, оказывающих помощь ВИЧ-инфицированным;
11) контроль за организацией помощи ВИЧ-инфицированным и предупреждением распространения ВИЧ-инфекции в учреждениях здравоохранения края, а также организациях иных служб и ведомств независимо от их подчиненности;
12) иные полномочия в соответствия с действующим законодательством.
Статья 6 изменена - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию.
Статья 7. Полномочия государственной санитарно-эпидемиологической службы края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным
Полномочия государственной санитарно-эпидемиологической службы края в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным возлагаются на санитарно-эпидемиологические учреждения края.
К ним относятся:
1) участие в разработке краевой и территориальных программ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
2) осуществление методического руководства работой государственных и негосударственных учреждений по гигиеническому воспитанию и образованию граждан в области профилактики ВИЧ-инфекции;
3) предоставление органам государственной власти края, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям и гражданам информации о состоянии ВИЧ-инфицированности населения и мерах ее профилактики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) координация деятельности специальных служб, осуществляющих ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением эпидемиологического благополучия по ВИЧ-инфекции в войсках и на других объектах;
5) осуществление контроля за выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил и норм при проведении мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в организациях края;
6) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 8. Полномочия краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным
1. К полномочиям краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции и организации помощи ВИЧ-инфицированным относятся:
1) организационно-методическое руководство системой оказания медико-социальной помощи при ВИЧ-инфекции;
2) участие в разработке целевых и территориальных программ по профилактике ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;
3) информирование органов государственной власти края и органов местного самоуправления об эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции на их территории;
4) оценка и прогнозирование эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции, осуществление контроля за динамикой заболеваемости и обеспечением конечных результатов, запланированных целевыми программами;
5) контроль за работой по оказанию медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным, проводимой учреждениями всех форм собственности, и осуществление экспертной оценки их деятельности по этому разделу работы;
6) организация обеспечения лечебно-профилактических учреждений органа исполнительной власти края в сфере здравоохранения иммунобиологическими препаратами, предназначенными для диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных;
7) оказание помощи в решении социально-правовых и реабилитационных вопросов в отношении ВИЧ-инфицированных;
8) осуществление клинико-лабораторной экспертизы и арбитражных исследований с целью верификации диагноза ВИЧ-инфекции, а также методическое руководство и контроль за качеством работы лабораторий в части диагностики ВИЧ-инфекции;
9) проведение анализа отчетов краевых лабораторий диагностики ВИЧ-инфекции и представление сводного отчета в Российский научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИД;
10) осуществление разработки и распространения методической литературы по вопросам ВИЧ-инфекции;
11) проведение научных и других видов исследований в области медико-социальной профилактики, диагностики, лечении и реабилитации ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний;
12) проведение эпидемиологического расследования случаев ВИЧ-иифекции;
13) организация пропаганды среди населения мер профилактики ВИЧ-инфекции;
14) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2. Краевой Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями входит в состав краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД на правах полномочного представителя с функциями технического консультативного комитета.
Главный врач краевого Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями входит в состав краевой Межведомственной Комиссии по профилактике и борьбе со СПИД на правах полномочного представителя с функциями консультанта.
Пункт 6 части 1 статьи 8 изменен - Закон Хабаровского края от 29.12.03 № 159 - См. предыдущую редакцию.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции относятся:
1) оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным на территории муниципального образования;
2) организация работы муниципальных межведомственных комиссий по борьбе с ВИЧ-инфекцией;
3) разработка программ по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на соответствующей территории;
4) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10. Медицинское освидетельствование
1. Медицинское освидетельствование добровольное, а по желанию освидетельствуемого лица анонимное, проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения края в соответствии с федеральным законодательством и включает в себя дотестовое и послетестовое консультирование, соответствующее лабораторное обследование, которые проводятся на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным на то органом.
2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения края.
Статья 11. Право на получение информации о результатах медицинского освидетельствования
1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования, необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за преднамеренное заражение другого лица.
2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у лиц в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.
3. Информация о результатах медицинского освидетельствования является конфиденциальной и составляет врачебную тайну.
Статья 12. Основные направления профилактики ВИЧ-инфекции
1. Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции и меры медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным организуются и координируются краевой Межведомственной Комиссией по профилактике и борьбе со СПИД, комиссиями по профилактике и борьбе со СПИД, санитарно-противоэпидемическими комиссиями, создаваемыми органами государственной власти края и органами местного самоуправления, при участии государственных и общественных организаций.
2. Профилактика ВИЧ-инфекции на территории края предусматривает:
1) противоэпидемические и профилактические мероприятия, в том числе в очагах ВИЧ-инфекции;
2) разработку и осуществление тематических планов, программ краевых и зональных совещаний, семинаров для работников образования и медицинских работников учебных заведений по вопросам гигиенического воспитания и профилактики ВИЧ-икфекции у детей и учащейся молодежи;
3) внедрение специальных школьных и студенческих программ по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и пропаганде здорового образа жизни;
4) привлечение общественных организаций и движений к пропаганде здорового образа жизни и навыков безопасного поведения;
5) решение вопроса о бесплатных или льготных поставках социально значимой литературы по профилактике ВИЧ-инфекции, средств индивидуальной профилактики и личной гигиены.