Действующий

Об утверждении Юридико-технических требований к оформлению проектов законов и законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с изменениями на 22 февраля 2011 года)


VII. Языковые и графические средства оформления законопроекта


1. Если в законопроекте многократно упоминается тот или иной объект (круг объектов) либо то или иное понятие, то при первом упоминании такого объекта (круга объектов) или понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенное наименование по форме: "(далее - ____________)", если в дальнейшем употребляется только сокращенное понятие, либо "(далее также - _______________)", если понятие далее употребляется как в полной, так и в сокращенной формах. При этом нужно иметь в виду, что введенное сокращение не носит нормативного характера и употребляется в конкретном тексте. Поэтому в тексте законопроекта не могут употребляться сокращенные наименования органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований.


Наименования упоминаемых в законопроекте органов, организаций и других объектов приводятся в полном соответствии с их официальными наименованиями, предусмотренными уставами, положениями о них, решениями об их создании или переименовании и так далее. Употребление сокращенных наименований допускается лишь в нетекстовых приложениях к законопроектам.


2. Смысловой и стилистический отбор лексических средств предполагает правильный выбор слов, их лексическую сочетаемость. Незнание лексического значения отдельных слов приводит к ошибкам типа: необходимо улучшить зоотехническое и ветеринарное обслуживание животноводства (можно улучшить обслуживание скота, но не животноводства); удешевить себестоимость (удешевить можно товары, продукты, но не себестоимость; возможный вариант: снизить себестоимость).


Не допускается использование неологизмов, даже образованных по традиционным моделям, например: конструкторат, переорганизация. Не следует использовать слова, относящиеся к разговорной лексике, например: секретарша, лаборантка.


Неправильно выбранное слово из ряда однокоренных слов, различающихся значением, может исказить смысл, например: представить и предоставить.


Представить - 1) "предъявить, сообщить": представить список сотрудников, представить доказательства, представить документы в вышестоящие органы, представить информацию в искаженном виде; 2) "познакомить с кем-либо": представить коллективу нового работника; 3) "ходатайствовать (о повышении, о награде)": представить к очередному званию, представить к ордену; 4) "составить, обнаружить": представить (собой) значительную ценность; 5) "мысленно вообразить": представить (себе) картину боя; 6) "изобразить, показать": представить в смешном виде.


Предоставить - 1) "отдать в чье-то распоряжение, пользование": предоставить квартиру, предоставить транспортные средства, предоставить информацию третьим лицам; 2) "дать право, возможность сделать, осуществить что-либо": предоставить отпуск, предоставить слово; 3) "разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра": предоставить самому себе, предоставить дело случаю.


Неумение выразить мысль лаконично приводит к следующим ошибкам: в апреле месяце (не следует добавлять слово месяц), информационное сообщение (любое сообщение содержит информацию) и так далее.


Затрудняют восприятие текста повторы типа: польза от использования, следует учитывать следующие факты, данное явление полностью проявляется в условиях...


Для текстов официальных документов не характерно использование образной фразеологии, оборотов со сниженной стилистической окраской.


Стандартные обороты речи типа: в связи с распоряжением Правительства; в порядке оказания материальной помощи; в связи с тяжелым положением, сложившимся... постоянно воспроизводятся в служебных документах, приобретают устойчивый характер и по своей роли сближаются с фразеологизмами. В языке документов они выполняют ту же функцию, что и устойчивые сочетания типа: принять во внимание, довести до сведения.


Но если нормы нарушаются в результате незнания особенностей употребления того или иного фразеологизма, возникает ошибка. Например, глагол допускать (допустить) в значении "сделать что-либо, совершить" принято сочетать со словами нарушение, ошибка, просчет и некоторыми другими именами существительными, характеризующими какие-либо отрицательные явления, но не называющими конкретного поступка: допустить грубость, чванство. Неправильны сочетания типа допускать дефекты (брак, поломки, хищения), в которых существительные указывают на результат ошибок, просчетов и т.д.


3. Рекомендуемые обозначения чисел и дат


1980-е годы