Стратегическая цель долгосрочного развития автономного округа - обеспечить сохранение его ведущей роли в общероссийской экономике как необходимой основы для повышения качества жизни, благосостояния, формирования установки на постоянное проживание в округе современных и будущих жителей Югры. Образование в этом контексте признается ключевым ресурсом инновационного развития региона.
Практика реализации мероприятий, направленных на модернизацию образовательного процесса и обновление материально-технической базы учреждений образования в соответствии с современными требованиями, показала необходимость объединения приоритетов для обеспечения развития образования Югры в единой программе.
В Югре на 1 января 2010 года действует 892 образовательных учреждения, подведомственных органам управления образованием, включая 55 государственных образовательных учреждений, в которых обучается 277 943 человека. Большая часть зданий образовательных учреждений вводилась массово в период активного освоения месторождений и построения социальной инфраструктуры в семидесятые - восьмидесятые годы и так же массово подошла к критической точке износа или ветшания. В учреждениях образования всех типов эксплуатируется более 1200 зданий учебного, производственного, культурно-бытового, хозяйственного назначения. На сегодняшний день более 50% образовательных учреждений автономного округа размещаются в типовых зданиях со сверхнормативным сроком эксплуатации или приспособленных зданиях, не соответствующих современным требованиям безопасности. В том числе 169 (19%) объектов образования имеют процент износа 70% и более. Из них 31 объект - здания государственных образовательных учреждений, 138 - здания муниципальных образовательных учреждений (в том числе 56 зданий общеобразовательных учреждений). По данным статистики здания более половины образовательных учреждений нуждаются в капитальном ремонте, в том числе каждое третье здание общеобразовательного учреждения. Ряд государственных учреждений профессионального образования требует капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями.
Высокие показатели демографического развития (общий коэффициент рождаемости на 2009 год - 15,7 родившихся на 1000 человек населения), опережающий рост спроса на услуги дошкольного образования, дефицит мест в учреждениях общего образования обостряют проблему доступности образовательных услуг. На конец 2009 года более 57 000 детей стоят на учете для определения в дошкольные учреждения. В пяти муниципальных образованиях автономного округа в связи с недостаточной обеспеченностью общеобразовательными учреждениями с 1 сентября 2010 года возникает угроза обучения учащихся в три смены.
На основании данных прогноза численности детей в возрасте от 0 до 18 лет к 2013 году (на 10% больше, чем в 2009 году), учитывая материально-техническое состояние зданий образовательных учреждений, дефицит мест (в соответствии с нормативами) составит в учреждениях дошкольного образования - 50373 (71% от действующего фонда), общего образования - 18449 (10% от действующего фонда).
Особое внимание необходимо уделить также повышению энергоэффективности, качества оснащенности зданий учреждений образования с учетом требований комплексной безопасности и дизайна современной образовательной среды. По результатам проверок муниципальных образовательных учреждений надзорными органами в 2009 году выявлено 6175 нарушений правил пожарной безопасности и 5601 замечание санитарно-эпидемиологической безопасности. Не устранены более 7000 замечаний капитального характера (в том числе 3786 пунктов предписаний Госпожнадзора и 3323 нарушения, выявленных Роспотребнадзором). Системами тревожной сигнализации не обеспечено 22% образовательных учреждений, требует замены устаревшее технологическое оборудование в 25% учреждений образования, 20% образовательных учреждений не обеспечены всеми видами благоустройства (водопровод, канализация, централизованное отопление). Выявлена потребность в оснащении образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, приборами учета энергоресурсов, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников образовательного процесса.
Анализ состояния здоровья школьников автономного округа, проведенный за период с 2007 по 2010 годы, показывает, что показатели болезненности детей в возрасте от 0 до 17 лет остаются на одном уровне, при этом количество детей, страдающих заболеваниями эндокринной системы снизилось на 18%, болезнями органов пищеварения - на 23%. Показатели прироста по группам здоровья имеют положительную динамику, к I группе здоровья отнесено 11% школьников, ко II группе - 72,6%, к III группе - 15,6%.
В общеобразовательных учреждениях автономного округа 100% обучающимся предоставляется горячий завтрак. Двухразовое горячее питание организовано для льготных категорий обучающихся. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2006 года N 30-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях и негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" из окружного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по организации горячего питания обучающихся дневных общеобразовательных учреждений. С 1 сентября 2011 года для всех категорий обучающихся увеличена стоимость завтрака с 27 до 42 рублей, стоимость обеда для учащихся льготных категорий составляет 64 рубля.
Однако на основании требований СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). В связи с этим планируется провести модернизацию 30 школьных столовых, реконструкцию и строительство 32 школьных зданий.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", проект Федеральной целевой программы развития образования определяют приоритетными направлениями на период 2010 - 2015 годы приведение в соответствие с разрабатываемыми и утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами показателей ресурсной оснащенности образовательного процесса (в том числе учебно-методической, технологической, кадрового обеспечения).
Несмотря на меры по оснащению образовательного процесса, реализованные за период 2007 - 2010 гг.:
более 30% школьников автономного округа обучаются в условиях, не соответствующих современным требованиям;
больше половины образовательных учреждений автономного округа нуждаются в обновлении учебно-наглядных пособий, современных оборудованных кабинетах.
Образовательные учреждения автономного округа обеспечены доступом к сети Интернет, однако в большинстве учреждений отсутствуют локальные внутренние сети, необходимые для использования современных интерактивных учебных пособий и электронных образовательных ресурсов, организации электронного документооборота. Динамика совершенствования информационно-коммуникационных технологий требует постоянного обновления и развития учебного и учебно-производственного оснащения образовательного процесса.
Несмотря на внедренные новые организационно-экономические механизмы, повышение открытости системы образования, расширение возможностей для обновления профессионализма педагогических кадров, образование автономного округа недостаточно соответствует задачам инновационного развития. Для всех уровней образования характерны следующие проблемы:
несоответствие кадрового состава отрасли требованиям квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации 26 августа 2010 года N 761н;
отсутствие преемственности содержания и технологий образования между уровнями образования, эффективных внутренних связей, способствующих построению системы непрерывного образования.
Общее образование недостаточно интегрировано с дополнительным с точки зрения поставленных перед ними целей по выявлению и развитию индивидуальных способностей учащихся. Программами дополнительного образования охвачено не более 50 % детей и молодежи от 5 до 18 лет. Требует систематизации и повышения эффективности работа с одаренными детьми и талантливой молодежью. На базе действующих учреждений профессионального образования недостаточно сформирована комплексная система подготовки кадров (специалистов и рабочих высокой квалификации) в соответствии с потребностями экономики автономного округа.
Реализация Программы позволит компенсировать существующие в системе образования противоречия, в том числе решить вопросы качества материально-технической базы инфраструктуры образования, кадрового обеспечения и развития системы подготовки профессиональных кадров, финансовой поддержки конкретных изменений практики образования в системе инновационных площадок. Будущие изменения продиктованы как внутренними потребностями, так и направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", и связаны с совершенствованием структуры, содержания и технологий, системы управления образованием.