ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА- ЮГРЫ
(Тюменская область)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. № 159-п
Об окружной долгосрочной целевой программе «Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу
до 2020 года»
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 10 июня 2016 года N 209-п
____________________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2010 года № 156-рп «О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры п о с т а н о в л я е т:
1.Направить в срок до 5 июля 2010 года для получения заключения проект программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года», в Министерство Регионального развития Российской Федерации (приложение 1).
2.Утвердить перечень исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственных за реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее проект программы) (приложение 2).
3.Департаменту экономической политики, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании основных показателей социально-экономического развития автономного округа, разработке проекта бюджета автономного округа учесть проектные показатели программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года».
4.Отметить необходимость обеспечения в период рассмотрения проекта программы Министерством регионального развития Российской Федерации:
-согласование окружной с муниципальными проектами программ;
-урегулирования вопросов, связанных с методикой расчета основных показателей проекта программы, достижение которых зависит от деятельности нескольких субъектов Российской Федерации, с целью соответствия их требованиям государственной статистики, отраслевой отчетности.
5.Заместителю Губернатора автономного округа В.Ф. Новицкому:
а) в срок до 1 августа 2010 года внести в Правительство автономного округа предложения по механизму взаимодействия Правительства автономного округа с Правительством Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, организациями реального сектора экономики, финансовыми институтами в части консолидации источников финансирования проекта программы.
б) доработать проект программы с учетом замечаний Министерства регионального развития Российской Федерации и исполнительных органов власти автономного округа и внести ее в Правительство автономного округа в срок до 25 июля 2010 года.
6.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора автономного округа В.Ф. Новицкого.
Губернатор автономного округа
Н.В.Комарова
Приложение 1
к постановлению Правительства
автономного округа
от 2 июля 2010 г. № 159-п
Долгосрочная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы
и на перспективу до 2020 года»
ПАСПОРТ
окружной долгосрочной целевой программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре на период 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее - Программа)
Наименование Программы | Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2010--2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ); Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2011 №579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2009 г. Пр-1802ГС от 15.07.2009; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года №1715-р; приказ Министерства экономического развития РФ от 17.02.2011 №61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 года №491-рп» распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2011 №89-рп «О вопросах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» |
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Государственные заказчики Программы | государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; инвестиций и инноваций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Разработчик Программы | ООО «Центр по эффективному использованию энергии» |
Основная цель Программы | снижение энергоемкости валового регионального продукта (далее ВРП) автономного округа за счет реализации мероприятий Программы в части повышения эффективности потребления энергии на 4% на первом этапе (к 2015 году) и на 8% на втором этапе (к 2020 году), а также обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по сокращению сжигания попутного нефтяного газа в факелах не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 г.) и на 12% на втором этапе (к 2020 г.), что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВРП округа на 40% в 2007-2020 гг., обеспечить повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики округа, рост уровня и качества жизни ее населения за счет реализации потенциала энергосбережения, перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергии |
Основные задачи Программы | снижение энергоемкости ВРП округа как важнейшего условия обеспечения повышения эффективности его экономики при переходе на инновационный путь развития за счет широкомасштабной модернизации ее технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования; существенное снижение доли энергетических издержек, расширение рыночной ниши для нового энергоэффективного оборудования, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики, обеспечение населения высококачественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативно-законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности; запуск механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, реализацию пилотных проектов, долгосрочных целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала повышения энергоэффективности. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | обеспечение достижения цели снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. за счет действия всех факторов; обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по повышению эффективности потребления энергии не менее чем на 4% на первом этапе (к 2015 г.) и на 8% на втором этапе (к 2020 г.); обеспечение снижения энергоемкости ВРП за счет мер Программы по сокращению сжигания попутного нефтяного газа в факелах не менее чем на 11% на первом этапе (к 2015 г.) и на 12% на втором этапе (к 2020 г.); обеспечение годовой экономии первичной энергии за счет мер Программы по повышению эффективности использования энергии в объеме не менее 2,8 млн. тут на первом этапе (в 2015 г.) и 5,4 млн. тут на втором этапе (в 2020 г.); обеспечение сокращения сжигания попутного нефтяного газа в факелах за счет мер Программы на уровне, эквивалентном годовой экономии первичной энергии в объеме не менее 6,6 млн. тут в 2015-2020 гг.; обеспечение суммарной экономии энергии за счет мер Программы в объеме не менее 42 млн. тут на первом этапе (2010-2015 гг.) и не менее 97 млн. тут за весь срок реализации программы (2010-2020 гг.); обеспечение средствами учета потребителей энергии, а также проведение энергетических обследований и реализация программ повышения энергоэффективности на подавляющей части энергопотребляющих объектов; вывод из оборота значительной части энергетических устройств и зданий низкого класса энергоэффективности |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2020 годы: |
Перечень разделов программы | нормативно-законодательное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности; энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы; энергосбережение и повышение энергоэффективности в электроэнергетике; энергосбережение и повышение энергоэффективности в теплоэнергетике и коммунальном хозяйстве; энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном секторе; энергосбережение и повышение энергоэффективности в промышленности; энергосбережение и повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве; энергосбережение и повышение энергоэффективности на транспорте |
Объемы и источники финансирования | всего на 2010-2020 годы - 326413 млн. руб., 1 этап (2011-2015 годы) - 113237 млн. руб., 2 этап (2016-2020 годы) - 213176 млн. руб., в том числе: средства окружного бюджета: 2011 год
средства бюджетов муниципальных образований: 2011 год 1998 2012 год 1323 2013 год 1342 2014 год 1529 2015 год 1811 2016-2020 годы 14243 2011-2020 годы 22245 внебюджетные источники: 2011 год 31030 2012 год 17766 2013 год 21300 2014 год 16032 2015 год 14964 2016-2020 годы 189803 2011-2020 годы 290894 Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании окружного бюджета на соответствующий год. Все суммы показаны в ценах соответствующих лет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Повышение энергетической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО) 2. Обеспечение технической и экономической доступности энергии для устойчивого экономического развития 3. Существенное повышение конкурентоспособности промышленности округа 4. Нейтрализация инфляционных последствий повышения тарифов на энергоносители и на услуги ЖКХ 5. Снижение нагрузки по оплате энергоносителей на семейные, муниципальные и окружной бюджеты 6. Повышение экологической безопасности округа и снижение рисков для здоровья ее населения 7. Существенное ограничение выбросов парниковых газов (годовое снижение выбросов парниковых газов к 2015 г. - 19 млн. т экв. СО2; к 2020 г. - 26 млн. т экв. СО2). Суммарное снижение выбросов парниковых газов: в 2011-2015 гг. - на 84 млн. т экв. СО2; в 2011-2020 гг. - на 197 млн. т экв. СО2 8. Годовая экономия средств на приобретение всеми потребителями округа энергоресурсов: в 2015 г. - 52 млрд. руб.; в 2020 г. - 90 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 192 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 563 млрд. руб. в текущих ценах; 9. Годовая экономия средств населения на оплату энергоресурсов: к 2015 г. - 1,6 млрд. руб.; к 2020 г. - 3,7 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия населения на оплату энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 5,4 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 19 млрд. руб. в текущих ценах 10. Годовая экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: к 2015 г. - 1,9 млрд. руб.; к 2020 г. - 3,9 млрд. руб. в текущих ценах. Суммарная экономия средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: в 2010-2015 гг. - 6,5 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 22,2 млрд. руб. в текущих ценах. 11. Поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства: в 2015 г. - 6,9 млрд. руб.; в 2020 г. - 11,6 млрд. руб. в текущих ценах. 12. Суммарное поступление в бюджет дополнительных средств от налога на прибыль за счет снижения издержек производства: в 2010-2015 гг. - 25,2 млрд. руб.; в 2010-2020 гг. - 71,7 млрд. руб. в текущих ценах. 13. Экономическая оценка стоимости снижения выбросов парниковых газов: в 2010-2020 гг. - 240 млрд. руб. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
1.1. Для оценки энергоемкости ВРП ХМАО необходимо формирование единого топливно-энергетического баланса. Однако органы государственной статистики такого баланса ни для России в целом, ни для ее регионов, включая ХМАО, не формируют. Более того, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, органы государственной статистики не формируют даже баланса электроэнергии для ХМАО. По этой причине для оценки суммарного потребления энергии в ХМАО использовались экспертные оценки, которые базируются на данных форм государственной статистики, которая, однако, является неполной и противоречивой. Согласно этим оценкам, в 2008 г. в ХМАО было потреблено 60071 тыс. тут первичной энергии(1) (Приложение 1), или почти 6% от суммарного потребления первичной энергии в Российской Федерации и 35% от потребления первичной энергии в Уральском федеральном округе.
_________________________
(1) Формы статистической отчетности закрепляют за ХМАО потребление газа и электроэнергии на газопроводах и нефтепроводах, проходящих частично по территории ЯНАО и югу Тюменской области.
Формы статической отчетности относят потребление газа на газопроводной системе, расположенной в границах ЯНАО, к потреблению энергии в ХМАО - по месту расположения оператора газотранспортной системы (ООО «Газпромтрансгаз Югорск»). Вычет объемов расхода газа в газотранспортной системе ЯНАО может снизить оценку потребления первичной энергии в ХМАО в 2008 г. примерно на 10 млн. тут, или на 17%.
1.2. Энергоемкость ВРП ХМАО в 2008 г. была на 28% ниже средней по России и на 12% ниже средней по Уральскому федеральному округу, но в 2 раза выше, чем в развитых странах. По уровню энергоемкости ХМАО занимает среднее положение среди субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа. Относительно низкая энергоемкость в ХМАО - это не только результат высоких цен на основную продукцию округа в 2008 г., но и итог довольно существенного обновления мощностей. Степень износа основных фондов организаций (без субъектов малого предпринимательства) равна 55% в добыче полезных ископаемых, 36% в обрабатывающих производствах, 39% в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, 60% на транспорте, 32% в образовании, 48% в здравоохранении. Это существенно ниже, чем в среднем по России и по Уральскому федеральному округу. Тем не менее, значительная часть энергопотребляющих объектов была возведена еще 15-30 лет назад и не соответствует современным требованиям по уровню энергоэффективности. Так, 79% площади всех жилых зданий было построено до 2001 г., когда были сформулированы окружные требования к уровню их энергоэффективности.
В 2000-2008 гг. энергоемкость ВРП ХМАО снизилась на 25%, то есть в среднем снижалась почти на 3,6% в год, что выше, чем во многих странах мира, но ниже, чем в среднем по России (соответственно 35% и 5% в год). Основное снижение энергоемкости ВРП произошло в ХМАО в 2000-2006 гг. за счет изменения структуры экономики на фоне быстрого роста добычи нефти и газа. Вклад структурного фактора снижения энергоемкости к 2007 г. был практически исчерпан. За счет внедрения новых технологий при новом строительстве и модернизации объектов энергоемкость ВРП снижалась в среднем только на 1% в год, или примерно так же, как и во многих развитых странах. Технологический фактор определял стабильность или даже рост энергоемкости при выпуске ряда продуктов: производстве электроэнергии, добыче нефти, разведочном бурении нефтегазовых скважин, переработке нефти в 2000-2008 гг.
Сочетание факторов изменения структуры экономики, роста выработки электроэнергии, падения загрузки мощностей обрабатывающей промышленности в фазе кризиса 2008-2009 гг., а также более холодная погода, по предварительным оценкам, привели к росту энергоемкости ВРП округа на 3% в 2008 г. и еще на 1% в 2009 г. Таким образом, энергоемкость ВРП в 2009 г., по оценкам, оказалась на 4% выше уровня 2007 г. Для нейтрализации этого роста и для сокращения разрыва в уровне энергоэффективности с развитыми странами вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВРП в период до 2020 г. нужно довести, по меньшей мере, до 2% в год.
1.3. Коэффициент полезного использования топлива на электростанциях снизился с 41,2% в 2000 г. до 40,4% в 2008 г. На электростанциях ХМАО в 2008 г. было выработано 76,1 млрд. кВт-ч электроэнергии, а в 2009 г. - 77,9 млрд. кВт-ч. Три самых крупных электростанции ХМАО («Сургутская ГРЭС-1», ОАО «Сургутская ГРЭС-2» и ОАО «Нижневартовская ГРЭС»), общая мощность которых составляет 9680 МВт, а объём выработки электроэнергии в 2009 г. - 71,1 млрд. кВт-ч, - одни из самых эффективных в России. Удельный расход топлива на производство 1 кВт-ч электроэнергии составил в 2008 г. на Сургутской ГРЭС-2 306,9 гут/кВт-ч, на Сургутской ГРЭС-1 - 325,2 гут/кВт-ч, на Нижневартовской ГРЭС - 303,2 гут/кВт-ч при среднем по России уровне 338 гут/кВт-ч. Основным топливом для этих трех крупных электростанций является природный газ. Средний удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии на тепловых станциях ХМАО вырос с 317 гут/кВт-ч в 2000 г. до 320 гут/кВт-ч в 2008 г. Проблема отставания вводов новых генерирующих мощностей на электростанциях от роста потребности в электрической мощности и энергии в основном решалась за счет роста загрузки оборудования крупных станций. Ввод энергоблока № 2 мощностью 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС в 2003 г. лишь на треть компенсировал снижение паркового ресурса турбин с растущим физическим и моральным износом основного генерирующего оборудования электростанций. Необходима масштабная модернизация оборудования.
КПД выработки электроэнергии в 2000-2008 гг. составлял 40-42%, то есть был близок к среднему для развитых стран КПД электростанций на газе (41%), но существенно уступал уровням, определенным Международным энергетическим агентством (МЭА) в качестве нижней и верхней технологических границ КПД для новых станций на газе, равных соответственно 55% и 60%. В 2008 г. доля расходов на собственные нужды электростанций была невелика: только 3,3% при среднем по России значении для 2008 г. 6,6%.
39 сельских поселений не имеют централизованного электроснабжения. ДЭС работают на дорогом привозном дизельном топливе, которое доставляется преимущественно в летнюю навигацию водным путем, что негативно сказывается как на надежности энергоснабжения, так и на стоимости топлива. Техническое состояние большей части оборудования ДЭС плачевно. Ряд ДЭС выработали ресурс полностью. В Октябрьском районе ХМАО три из восьми дизель-генераторов выработали моторесурс, а через год-два он закончится еще у пяти. Удельный расход топлива на дизельных электростанциях в 1,75 раза больше, чем на крупных электростанциях.
Главные проблемы развития централизованной энергетики округа связаны с острым дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния; несоответствием между генерирующими мощностями и предельной загрузкой энергосетей.
В Ханты-Мансийском автономном округе имеется более 9,8 тыс. км высоковольтных линий электрических сетей напряжением 110-220-500 кВ; 510 центров питания (подстанций - ПС) напряжением 35-110-220-500 кВ с установленной мощностью более 40 ГВ·А; более 18 тыс. км воздушных и кабельных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения (35-0,38 кВ); 6201 трансформаторных подстанций (ТП и КТП) с установленной мощностью 1244 МВ·А.
В 2008 г. объем потерь в системе электроснабжения ХМАО был равен 1913 млрд. кВт-ч (технические потери - 1873,9 млн. кВт-ч, коммерческие - 74,1 млн. кВт-ч). Доля потерь в электрических сетях по меркам России невелика: 3,2% в 2008 г. Это результат того, что основная часть электроэнергии потребляется в промышленности и на трубопроводном транспорте на высоком и среднем напряжении. На долю населения приходится лишь 3,2% всего потребления электроэнергии.
Физический износ магистральных и распределительных электрических сетей, находящихся на балансе и обслуживании ОАО «ФСК ЕЭС - МЭС Западной Сибири» (Центральный и Восточный РМЭС) и ОАО «Тюменьэнерго», составляет, в среднем, 27%. Физический износ подстанций (ПС) ОАО «ФСК ЕЭС - МЭС Западной Сибири» и ОАО «Тюменьэнерго» находится на уровне 43,9%.
Состояние электрических сетей и трансформаторных подстанций предприятий коммунальной энергетики ХМАО также характеризуется высокой степенью физического износа и старения (износ электрических сетей среднего и низкого напряжения равен 51,6%; износ энергетического оборудования трансформаторных подстанций составляет более 56%).
В дальнейшем, по мере старения и физического износа электрических сетей, а также энергетического оборудования ПС, ТП и КТП, технические и коммерческие потери электроэнергии будут возрастать.
1.4. Теплоснабжение ХМАО осуществляют Сургутская ГРЭС-2, Сургутская ГРЭС-1, Нижневартовская ГРЭС, на которых вырабатывается 11,3% всей тепловой энергии, и 496 котельных, в т.ч. 410 муниципальных. На газе работают 367 котельных, на жидком топливе - 61, на твердом топливе - также 54 и еще 12 - на электроэнергии. Средний КПД котельных ХМАО равен 88-90% при 92-95% в странах Западной Европы. Однако в Ханты-Мансийском районе он составляет только 60%, в Октябрьском районе - 69%., а в Кондинском районе - 76%. По данным мониторинга услуг теплоснабжения, из 1885 установленных котлов имеют КПД: свыше 90% - 423 котла; от 80 до 90% - 846 котлов; от 70 до 80% - 417 котлов; от 60 до 70% - 151 котёл; от 50% до 60% - 48 котлов. На многих котельных удельные расходы топлива существенно выше нормативных, а на отдельных котельных достигают уровня 500 кгут/Гкал. Заявленные КПД котлов, работающих на природном газе, варьируют в пределах 70-93%; нефти и нефтепродуктах - 65-90%, угольных - 60-80%, дровяных - 30-65%. Однако даже для котельных, работающих на газе, КПД в ряде случаев не превышает 80% там, где используются самодельные котлы, устаревшие или неэффективные марки котлов. Основные проблемы на источниках тепловой энергии - высокие удельные расходы топлива на производство тепловой энергии; низкая насыщенность приборным учетом потребления топлива и(или) отпуска тепловой энергии на котельных; низкий остаточный ресурс и изношенность оборудования; нарушение сроков и регламентов проведения работ по наладке режимов котлов; нарушение качества топлива, вызывающее отказы горелок; низкий уровень автоматизации, отсутствие автоматики или применение непрофильной автоматики; отсутствие или низкое качество водоподготовки; несоблюдение температурного графика; высокая стоимость топлива; нехватка и недостаточная квалификация персонала котельных. Практически во всех локальных системах теплоснабжения (за очень редким исключением) отмечается значительный избыток располагаемых мощностей, определенный с учетом нормативных требований по их резервированию.
Удельный расход электроэнергии на выработку и транспорт теплоты для большинства котельных существенно превышает нормативные значения, а для 60% котельных даже превышает максимальное нормативное значение для систем теплоснабжения с малой нагрузкой - 35 кВт-ч/Гкал. В среднем, для системы теплоснабжения ХМАО в 2006-2008 гг. он был равен 28-32 кВт-ч/Гкал. Высокие удельные расходы электроэнергии на производство тепла характерны для многих населенных пунктов, где очень дорогая электроэнергия вырабатывается на ДЭС. Помимо котельных, значительные объемы электроэнергии расходуются на 27 тепловых насосных станциях и 366 ЦТП.
Тепловые сети ХМАО имеют протяженность 3623 км, из которых 23% нуждаются в замене. Ежегодно заменяется 86-120 км сетей, или 2-3%. Средние потери в тепловых сетях в 2009 г., по данным статистики, составили 12,2%. Они сравнительно невелики за счет высокой доли промышленности в потреблении тепла. Фактические потери в муниципальных системах теплоснабжения находятся на уровне около 20%. Основные проблемы в тепловых сетях: заниженный по сравнению с реальным уровень потерь в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепло, что существенно занижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей; высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях; высокий уровень затрат на подпитку и на эксплуатацию тепловых сетей; высокая степень износа тепловых сетей и превышение в ряде населенных пунктов критического уровня частоты отказов; неудовлетворительное техническое состояние тепловых сетей, нарушение тепловой изоляции и высокие потери тепловой энергии; нарушение гидравлических режимов тепловых сетей и сопутствующие ему недотопы и перетопы зданий.
Избыточная централизация многих систем теплоснабжения порождает сверхнормативные потери в тепловых сетях (до 20-50%) и завышенные расходы электроэнергии и воды на эксплуатацию систем теплоснабжения. Более 75% систем теплоснабжения населенных пунктов автономного округа и отдельные зоны теплоснабжения имеют избыточный уровень централизации. Еще одна системная проблема - низкое качество эксплуатации тепловых сетей, что приводит к повышенному на 5-35% по сравнению с нормативным уровню потерь в сетях.
1.5. Промышленность является основной отраслью экономики ХМАО и важным потребителем энергоресурсов. Ее доля в ВРП равна 70%, в общем потреблении конечной энергии - 30%, а электроэнергии - 78%. В 2008 г. в промышленности было использовано 29879 тыс. тут. На долю потерь при выработке и передаче электрической и тепловой энергии пришлось 15507 тыс. тут, на долю производства нефти и газа и их переработки - 9102 тыс. тут.
На смену тенденции снижения энергоемкости промышленного производства (снижение на 11% - потребление энергии в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, соотнесенное с индексом промышленного производства), которая сложилась в 2000-2005 гг. за счет динамичного роста добычи нефти, пришла тенденция роста энергоемкости промышленного производства. В 2005-2008 гг. она выросла на 34%, а в 2009 г. снизилась на 5%. Удельный расход энергии на производство нефти после снижения в 2000-2004 гг. с 19,1 до 14,7 кгут/т вырос к 2008 г. до 19,6 кгут/т. Отчасти это объясняется снижением среднего дебита скважин в 2005-2008 гг. на фоне повышения доли более энергоемких методов добычи: водотеплового, паротеплового воздействия на пласт и газлифтного метода добычи. Вырос средний удельный расход энергии при разведочном бурении. Однако удельный расход энергии при эксплуатационном бурении снизился в 2000-2008 гг. с 28,7 до 20,5 кгут/м. Удельный расход на подготовку нефти на промыслах также снизился с 16,1 до 7,7 кгут/т. В сумме все расходы на добычу нефти выросли с 29,4 до 34,0 кгут/т. Значительная часть месторождений находится на поздних стадиях разработки (3-4 стадия), которые характеризуются естественным снижением уровня добываемой нефти за счет истощения запасов и обводнения продукции. Вовлечение в разработку трудноизвлекаемых ресурсов ведет к росту удельных расходов энергии. Доля утилизации попутного газа выросла в 2009 г. до 86,4%. Удельный расход энергии на добычу природного газа вырос с 18 до 27 кгут/1000 м(3). Выросли удельные расходы энергии на переработку нефти и газового конденсата, термообработку металлов, сушку пиломатериалов.
1.6. Данные по потреблению энергии в сельском хозяйстве ХМАО очень ненадежны. Согласно им, удельный расход энергии и топлива на работу тракторов в расчете на 1 га вырос в 2000-2008 гг. в 2,6 раза.
1.7. На долю транспорта приходится около 6% ВРП. Транспорт является самым крупным потребителем энергии в ХМАО: на его долю приходится 64% потребления конечной и 46% потребления первичной энергии. Наибольший объем расхода энергии приходится на трубопроводный транспорт (Приложение 1). На его нужды в 2008 г. было израсходовано 25731 тыс. тут., в т.ч. 24792 тыс. тут пришлось на природный газ, который преимущественно используется на газоперекачивающих агрегатах. В 2008 г. транспортная работа магистральных газопроводов составила 870 трлн. м(3)-км и выросла на 2,3%. Удельный расход энергии снизился в 2000-2008 гг. с 33,1 до 29 кгут/млн. м(3)-км. Главной задачей отрасли является поддержание трубопроводов в рабочем состоянии, модернизация насосно-силового оборудования в целях снижения расходов на эксплуатацию и сбережения энергоресурсов. Транспортная работа магистральных нефтепроводов составила в 2008 г. 142 трлн. т-км, а удельный расход энергии - 1,9 кгут/тыс. т-км. Транспортная работа магистральных нефтепродуктопроводов составила в 2007 г. 2 млн. т-км. Магистральный транспорт нефти является одним из крупнейших потребителей ТЭР. За почти 30-летний период эксплуатации основное насосно-силовое оборудование НПС морально и физически устарело, работает с низким КПД и требует модернизации. Сроки эксплуатации нефтепроводов приближаются к предельным. На линейной части нефтепроводов имеют место отказы, которые приводят к негативным последствиям.
Вторым по значимости потребителем энергии является автомобильный транспорт. Потребление топлива автомобилями составило в 2008 г. 1713 тыс. тут. В последние годы динамично рос парк автомобилей, особенно легковых. Число личных автомобилей в 2004-2008 гг. выросло на 24%. Железнодорожный транспорт в 2008 г. потребил 187 тыс. тут. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2009 г. уменьшился на 3,7%, что связано с ростом стоимости проезда железнодорожным транспортом и увеличением протяженности автомобильных дорог общего пользования. Объемы отправления грузов в 2009 г. сократились на 5,6%. Прочие виды транспорта (в основном, воздушный и водный) в 2008 г. потребили 404 тыс. тут.
1.8. На цели водоснабжения используется 289 млн. кВт-ч, а на цели уличного освещения - еще около 70 млн. кВт-ч. В ХМАО насчитывается 233 водозаборов по всем видам собственности (в т.ч. 196 муниципальных образований); 144 насосные станции водопровода (в т.ч. 123 муниципальных образований); 106 очистных сооружений водопровода с пропускной способностью 565,0 тыс. м(3); 3860,0 км водопроводных сетей, в т.ч. 860 км - ветхих; 341 канализационная насосная станция; 70 очистных сооружений канализации пропускной способностью 502,0 тыс. м(3); 2520 км канализационных сетей, включая 262 км ветхих. Удельные расходы электроэнергии на подъем, очистку и транспорт воды во многих муниципальных образованиях выше среднероссийских значений. Расход электроэнергии на подъем воды составляет от 0,3 до 3,0 кВт-ч/м(3), что выше средних по России значений (0,33 кВт-ч/м(3)). В зависимости от технологической схемы, состава сооружений и их состояния удельные расходы на очистку воды изменяются в широких пределах. В гг. Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Когалым и Радужный удельные расходы электроэнергии на 1 м(3) очищенной воды варьируют от 0,18 до 0,67 кВт-ч, что ниже среднего по России значения 0,71 кВт-ч/м(3). В 2009 г. продолжалась работа по ремонту, замене сетей водоснабжения и канализационных. Тем не менее, они имеют износ около 50%, что сказывается на эффективности работы. Для улучшения ситуации с очисткой сточных вод в 2009 г. были введены в эксплуатацию сооружения водоочистки в Октябрьском и Сургутском районах.