Паспорт долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы
Наименование программы | долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и | распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа |
Разработчик программы | Департамент социального |
Дата утверждения программы (наименова-ние и номер | постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного |
Государственный заказчик - координатор программы | Департамент социального |
Государственные заказчики программы | Департамент |
Цели и задачи программы | цель программы: повышение качества и уровня жизни инвалидов, |
Важнейшие целевые показатели (непосредственные результаты реализации | удельный вес инвалидов, прошедших социальную реабилитацию на |
Сроки реализации программы | 2010 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы | источник финансирования мероприятий программы - средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели | в целом реализация мероприятий программы по зволит к окончанию |
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Основанием для разработки целевой программы послужило присоединение Российской Федерации к международной Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, а также поручение, данное Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым на первом заседании Совета по делам инвалидов, по вопросу создания необходимой инфраструктуры и эффективной нормативной правовой базы для инвалидов (от 07.04.2009, Москва).
Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Целевая программа разработана в целях дальнейшего осуществления мер по совершенствованию системы социального обслуживания и комплексной реабилитации инвалидов в автономном округе.
В настоящее время в сфере реабилитации в автономном округе работают более 3500 учреждений окружного и муниципального значения, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам. Сложившаяся система социального обслуживания и реабилитации в целом обеспечивает потребности инвалидов в социально-реабилитационных услугах. При этом проблема социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в социальную среду остается крайне актуальной.
По состоянию на 01.01.2009 в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, зарегистрированы 47 216 инвалидов, из них 4 541 ребенок-инвалид. Ежегодно впервые признается инвалидами около 5 000 человек, более 2 000 человек - лица трудоспособного возраста. Значительная доля инвалидов (около 70%) имеют 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности.
В лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения автономного округа на диспансерном учете состоят 276 инвалидов с хронической почечной недостаточностью, нуждающихся в программном гемодиализе, для предоставления которого созданы условия в гг. Сургуте, Нягани, Ханты-Мансийске, Нижневартовске.
В настоящее время остро обозначена необходимость решения проблемы проезда (не менее трех раз в неделю) к месту получения и обратно жизненно необходимой процедуры программного гемодиализа 93 инвалидов, проживающих в городах и сельских поселениях автономного округа, особенно в труднодоступных и отдаленных районах, где не может быть оказана гемодиализная помощь.
Оказание материальной помощи 20-22 инвалидам в год в рамках действия Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2007 N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" не снимает остроты проблемы. Одним из вариантов решения данной проблемы является включение в перечень мероприятий Программы компенсационных выплат инвалидам на оплату проезда к месту лечения и обратно.
В автономном округе отмечается тенденция к росту показателя инвалидности лиц, страдающих психическими заболеваниями. Среди лиц в возрасте 18 лет и старше ежегодно от 3% до 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами признаются инвалидами вследствие психических расстройств. В структуре первичной инвалидности по основным классам болезни уровень инвалидности вследствие психических расстройств занимает IV ранговое место среди взрослых инвалидов (ежегодно впервые признаются инвалидами около 150 человек), I ранговое место у детей-инвалидов (ежегодно впервые признаются инвалидами около 125 человек). Среди инвалидов данной категории преобладают лица трудоспособного возраста, значительное число которых обладает высоким реабилитационным потенциалом.
В настоящее время положение инвалидов с умственной отсталостью остается неблагоприятным. Действующая в автономном округе система реабилитации не обеспечивает необходимую социализацию и социальную интеграцию этой категории инвалидов в общество. Ключевым элементом решения проблем этих людей является создание условий для принципиально новой открытой системы их комплексной реабилитации, основанной на межведомственной координации усилий в этой области, предусматривающей преемственность, этапность и последовательность предоставления реабилитационных услуг, внедрение инновационных технологий комплексной реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний.
С целью интеграции лиц с психическими расстройствами в общество для данной категории инвалидов в целевой программе предусмотрены мероприятия по внедрению инновационных технологий реабилитации: создание реабилитационно-производственных комплексов для профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов вследствие психических расстройств, развитие социального и внедрение интегрированного образования данной категории инвалидов.
Ежегодно более 4 500 человек вследствие заболеваний, приводящих к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, становятся инвалидами. В автономном округе не решена проблема обеспечения в полном объеме потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации. Показатель выполнения заявленной потребности инвалидов в технических средствах реабилитации составляет 75%. В программе предусмотрены мероприятия по оснащению средствами передвижения пунктов проката при комплексных центрах социального обслуживания населения автономного округа.
В условиях снижения гарантий трудовой занятости инвалидов (ликвидация института финансовой ответственности работодателя за создание для инвалидов рабочих мест в случае невыполнения квоты, отсутствие возможности направления этих средств на адаптацию среды для инвалидов) сохраняется актуальность проблемы трудоустройства инвалидов.
Ежегодно службой медико-социальной экспертизы по автономному округу в индивидуальных программах реабилитации формируется около 9 000 рекомендаций по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов.
По состоянию на 01.01.2009 установленное на год количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями на предприятиях автономного округа составляет 6 559 единиц, в том числе 33 специализированных. Количество занятых инвалидами рабочих мест на начало отчетного периода составляет 1 052, в том числе 2 специализированных. В программу включены мероприятия по содействию создания специальных рабочих мест, технических приспособлений и адаптации оборудования для трудоустройства инвалидов на предприятиях различных форм собственности.
Ежегодно в автономном округе более 25 000 человек проходят медико-социальную экспертизу, из них более 30% приходится на инвалидов, проживающих в отдаленных труднодоступных районах автономного округа.
Для создания равнодоступных условий получения помощи службы медико-социальной экспертизы независимо от места проживания предусмотрено предоставление медико-социальных, экспертных услуг отдельным категориям инвалидов, формирование и коррекция индивидуальных программ реабилитации, разработка рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставлению протезно-ортопедической помощи инвалидам в рамках регионального перечня технических средств реабилитации, по месту их проживания, в том числе на дому.