Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2009 года N 242-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ" НА 2010-2014 ГОДЫ

[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2011 года N 20-п]

[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.01.2010 года N 5-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями на 18.07.2009), Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями на 28.04.2009), в целях улучшения качества жизни инвалидов, обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований автономного округа в сфере социальной защиты и поддержки инвалидов Правительство автономного округа постановляет:

1.Утвердить долгосрочную целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы (прилагается).

2. Департамент социального развития автономного округа (Краско М.Г.) осуществлять координацию работы исполнительных органов государственной власти автономного округа по реализации мероприятий вышеназванной программы.

[Пункт 2 изменен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

3.Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2010.

4.Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.Л. Западнову.

[Пункт 4 изменен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

Председатель Правительства

автономного округа А.В.Филипенко

Приложение

к постановлению Правительства

автономного округа

от 14 сентября 2009 г. N 242-п


[Приложение с изменениями внесенными

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.01.2010 года N 5-п

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

[По тексту приложения, включая текст приложения 2 к долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010 - 2014 годы" (далее - приложение 2 к долгосрочной целевой программе), слова "Департамент труда и социальной защиты населения" заменены словами "Департамент социального развития" в соответствующих падежах в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

[По всему тексту приложения к постановлению, включая текст приложения 2 к долгосрочной целевой программе слова "Департамент культуры и искусства", "Департамент образования и науки", "Департамент занятости населения", "Комитет по физической культуре и спорту" и "Комитет по туризму" заменить соответственно словами "Департамент культуры", "Департамент образования и молодежной политики", "Департамент труда и занятости населения", "Департамент физической культуры и спорта" и "Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики" в соответствующих падежах в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 327-п]

Долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы (далее - целевая программа, программа)


Паспорт долгосрочной целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы

  Наименование  программы

  долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов в
 Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы

  Дата принятия решения о разработке программы (наименование и
 номер соответствующего нормативного акта)

  распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа
 - Югры  
 от 18.08.2009 N 335-рп "О разработке долгосрочной целевой программы
 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальная поддержка и
 социальное обслуживание инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе -
 Югре" на 2010-2014 годы

  Разработчик программы

  Департамент  социального
 развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

  Дата утверждения программы (наименова-ние и номер
 соответст-вующего нормативного акта)

  постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры  
 от ___________ N ______ "О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского
 автономного округа - Югры "Социальная поддержка и социальное обслуживание
 инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2010-2014 годы"

  Государственный заказчик - координатор программы

  Департамент  социального
 развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

  Государственные заказчики программы

  Департамент
 культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент образования и
 молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; Департамент труда и занятости
 населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;  Департамент
 физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа -
 Югры;  Департамент
 природных ресурсов и несырьевого сектора экономики   Комитет по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного
 округа - Югры

  Цели и задачи программы

  цель программы: повышение качества и уровня жизни инвалидов,
 эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов в автономном округе.  Задачи программы:  1.Совершенствование системы социального обслуживания и
 комплексной многоуровневой реабилитации инвалидов в автономном округе,
 качественное улучшение материально-технической базы учреждений социальной
 сферы автономного округа, предоставляющих услуги инвалидам.  2.Внедрение современных реабилитационных технологий в
 учреждениях социальной защиты населения, культуры и искусства, физкультуры и
 спорта.  3.Обеспечение безусловного предоставления инвалидам в полном
 объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий
 по реабилитации.  4.Совершенствование системы обеспечения инвалидов современными
 техническими средствами реабилитации.  5.Обеспечение своевременной, максимально приближенной к
 населению медико-социальной экспертизы, разработки рекомендаций в рамках
 регионального Перечня технических средств реабилитации и услуг,
 предоставляемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отдельным
 категориям инвалидов.  6.Содействие созданию специальных рабочих мест, технических
 приспособлений и адаптации оборудования для трудоустройства инвалидов на
 предприятиях различных форм собственности.  7.Развитие социального партнерства в сфере социальной
 интеграции инвалидов

  Важнейшие целевые показатели (непосредственные результаты реализации
 программы)

  удельный вес инвалидов, прошедших социальную реабилитацию на
 базе учреждений социальной сферы в рамках реализации индивидуальных программ
 реабилитации (далее ИПР), в общей численности инвалидов, имеющих
 соответствующие рекомендации в ИПР;  выполнение заявочной потребности в получении инвалидами
 профессионального образования, переобучении;  количество инвалидов, трудоустроенных в результате
 стимулирующих мероприятий;  уровень оснащенности учреждений социального обслуживания
 автономного округа современным реабилитационным оборудованием;  адаптационное обучение навыкам само-обслуживания и передвижения
 в комнате оккупациональной терапии;  доля инвалидов, освидетельствованных на выездных заседаниях
 медико-социальной экспертизы, от общего количества освидетельствованных;  сохранение удельного веса сформированных индивидуальных
 программ реабилитации инвалидам, освидетельствованным на выездных заседаниях

  Сроки  реализации программы

  2010 - 2014 годы

  Объемы и источники финансирования программы

  источник финансирования мероприятий программы - средства
 бюджета автономного округа.  Предельные объемы финансирования мероприятий программы - 194
 418,4 тыс. руб.:  2010 год - 33 000 тыс. руб.;  2011 год - 35 640 тыс. руб.;  2012 год - 37 778,4 тыс. руб.;  2013 год - 42 000 тыс. руб.;  2014 год - 46 000 тыс. руб.

  Ожидаемые конечные результаты реализации программы (показатели
 социально-экономической эффективности)

  в целом реализация мероприятий программы по зволит к окончанию
 2014 года:  стабилизировать численность инвалидов в автономном округе на
 уровне 46 500 чел.  
 (2010 год - 46 700 чел.; 2011 год - 46 650 чел.; 2012 год - 46 600 чел.; 2013
 год - 46 550 чел.; 2014 год - 46 500 чел.);  снижение численности инвалидов трудоспособного возраста среди
 впервые признанных инвалидами в автономном округе в сравнении с предыдущим
 годом (2010 год - 2589 чел.; 2011 год - 2560 чел.; 2012 год -  
 2530 чел.; 2013 год - 2500 чел.; 2014 год -  
 2470 чел.);  уменьшить (не менее чем на 1000 инвалидов) выход на
 инвалидность лиц с ограниченными возможностями вследствие их компенсации в
 результате своевременно проведенных реабилитационных мероприятий;  повысить качество и уровень
 жизни инвалидов в автономном округе.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Основанием для разработки целевой программы послужило присоединение Российской Федерации к международной Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, а также поручение, данное Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым на первом заседании Совета по делам инвалидов, по вопросу создания необходимой инфраструктуры и эффективной нормативной правовой базы для инвалидов (от 07.04.2009, Москва).

Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Целевая программа разработана в целях дальнейшего осуществления мер по совершенствованию системы социального обслуживания и комплексной реабилитации инвалидов в автономном округе.

В настоящее время в сфере реабилитации в автономном округе работают более 3500 учреждений окружного и муниципального значения, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам. Сложившаяся система социального обслуживания и реабилитации в целом обеспечивает потребности инвалидов в социально-реабилитационных услугах. При этом проблема социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в социальную среду остается крайне актуальной.

По состоянию на 01.01.2009 в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, зарегистрированы 47 216 инвалидов, из них 4 541 ребенок-инвалид. Ежегодно впервые признается инвалидами около 5 000 человек, более 2 000 человек - лица трудоспособного возраста. Значительная доля инвалидов (около 70%) имеют 1 и 2 группы инвалидности вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности.

В лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения автономного округа на диспансерном учете состоят 276 инвалидов с хронической почечной недостаточностью, нуждающихся в программном гемодиализе, для предоставления которого созданы условия в гг. Сургуте, Нягани, Ханты-Мансийске, Нижневартовске.

В настоящее время остро обозначена необходимость решения проблемы проезда (не менее трех раз в неделю) к месту получения и обратно жизненно необходимой процедуры программного гемодиализа 93 инвалидов, проживающих в городах и сельских поселениях автономного округа, особенно в труднодоступных и отдаленных районах, где не может быть оказана гемодиализная помощь.

Оказание материальной помощи 20-22 инвалидам в год в рамках действия Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2007 N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" не снимает остроты проблемы. Одним из вариантов решения данной проблемы является включение в перечень мероприятий Программы компенсационных выплат инвалидам на оплату проезда к месту лечения и обратно.

В автономном округе отмечается тенденция к росту показателя инвалидности лиц, страдающих психическими заболеваниями. Среди лиц в возрасте 18 лет и старше ежегодно от 3% до 3,5% от общего числа впервые признанных инвалидами признаются инвалидами вследствие психических расстройств. В структуре первичной инвалидности по основным классам болезни уровень инвалидности вследствие психических расстройств занимает IV ранговое место среди взрослых инвалидов (ежегодно впервые признаются инвалидами около 150 человек), I ранговое место у детей-инвалидов (ежегодно впервые признаются инвалидами около 125 человек). Среди инвалидов данной категории преобладают лица трудоспособного возраста, значительное число которых обладает высоким реабилитационным потенциалом.

В настоящее время положение инвалидов с умственной отсталостью остается неблагоприятным. Действующая в автономном округе система реабилитации не обеспечивает необходимую социализацию и социальную интеграцию этой категории инвалидов в общество. Ключевым элементом решения проблем этих людей является создание условий для принципиально новой открытой системы их комплексной реабилитации, основанной на межведомственной координации усилий в этой области, предусматривающей преемственность, этапность и последовательность предоставления реабилитационных услуг, внедрение инновационных технологий комплексной реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний.

С целью интеграции лиц с психическими расстройствами в общество для данной категории инвалидов в целевой программе предусмотрены мероприятия по внедрению инновационных технологий реабилитации: создание реабилитационно-производственных комплексов для профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов вследствие психических расстройств, развитие социального и внедрение интегрированного образования данной категории инвалидов.

Ежегодно более 4 500 человек вследствие заболеваний, приводящих к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, становятся инвалидами. В автономном округе не решена проблема обеспечения в полном объеме потребностей инвалидов в технических средствах реабилитации. Показатель выполнения заявленной потребности инвалидов в технических средствах реабилитации составляет 75%. В программе предусмотрены мероприятия по оснащению средствами передвижения пунктов проката при комплексных центрах социального обслуживания населения автономного округа.

В условиях снижения гарантий трудовой занятости инвалидов (ликвидация института финансовой ответственности работодателя за создание для инвалидов рабочих мест в случае невыполнения квоты, отсутствие возможности направления этих средств на адаптацию среды для инвалидов) сохраняется актуальность проблемы трудоустройства инвалидов.

Ежегодно службой медико-социальной экспертизы по автономному округу в индивидуальных программах реабилитации формируется около 9 000 рекомендаций по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов.

По состоянию на 01.01.2009 установленное на год количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателями на предприятиях автономного округа составляет 6 559 единиц, в том числе 33 специализированных. Количество занятых инвалидами рабочих мест на начало отчетного периода составляет 1 052, в том числе 2 специализированных. В программу включены мероприятия по содействию создания специальных рабочих мест, технических приспособлений и адаптации оборудования для трудоустройства инвалидов на предприятиях различных форм собственности.

Ежегодно в автономном округе более 25 000 человек проходят медико-социальную экспертизу, из них более 30% приходится на инвалидов, проживающих в отдаленных труднодоступных районах автономного округа.

Для создания равнодоступных условий получения помощи службы медико-социальной экспертизы независимо от места проживания предусмотрено предоставление медико-социальных, экспертных услуг отдельным категориям инвалидов, формирование и коррекция индивидуальных программ реабилитации, разработка рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации, предоставлению протезно-ортопедической помощи инвалидам в рамках регионального перечня технических средств реабилитации, по месту их проживания, в том числе на дому.

1.1. Возможные сценарии развития проблемы и описание внешних факторов


Для достижения поставленных целей сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода реализации программы (пессимистический, оптимистический, реалистический).

В качестве критериев оценки сценариев приняты основные качественные и количественные показатели, характеризующие:

охват инвалидов реабилитационными услугами;

доля инвалидов, освидетельствованных на выездных заседаниях медико-социальной экспертизы от общего количества освидетельствованных;

сохранение удельного веса сформированных индивидуальных программ реабилитации инвалидам, освидетельствованным на выездных заседаниях;

снижение количества инвалидов трудоспособного возраста среди впервые признанных инвалидами;

количество инвалидов, трудоустроенных в результате стимулирующих мероприятий.

Пессимистический вариант предусматривает сохранение на существующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитационной помощи инвалидам.

Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов:

сохранения на весь период реализации программы объемов финансирования из бюджета автономного округа реабилитационных мероприятий, услуг, предоставляемых инвалидам на уровне 2010 года;

усложнения порядков предоставления государственных гарантий инвалидам и снижения объема бесплатных реабилитационных услуг для инвалидов;

резкого изменения демографической ситуации в автономном округе (постарение населения, снижение уровня рождаемости населения, снижение миграционного прироста населения).

Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухудшению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей компенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения состояния здоровья.

При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличение численности инвалидов во всех возрастных группах, а также возрастание доли лиц 1 и 2 групп инвалидности, имеющих тяжелые ограничения.

Возможными вариантами для рассмотрения являются сценарии (оптимистический и реалистический), при которых качественные показатели улучшаются.

Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2014 году 100% охвата инвалидов необходимыми в соответствии с индивидуальной программой реабилитации реабилитационными услугами.

Для реализации оптимистического варианта необходимо выделение финансовых ресурсов из бюджета автономного округа на период 2010-2014 годов в объеме около 400 млн. рублей.

Реалистический вариант сформирован при условии полной мобилизации ресурсов бюджетного финансирования по всем видам расходов и увеличения, начиная с 2011 года, уровня бюджетного финансирования программных мероприятий.

Общий объем финансирования на 2010-2014 годы реалистического варианта составляет 194 418,4 тыс. руб.

Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества реабилитационной помощи инвалидам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию.

Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного повышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия.

Для осуществления этого варианта разработан комплекс мероприятий по реализации основных задач программы.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Цель программы: повышение качества и уровня жизни инвалидов, эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов в автономном округе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»