ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2009 года N 168-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2009-2014 ГОДЫ"
[Документ признан утратившим силу
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.03.2011 года N 68-п]
[Документ с изменениями внесенными
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2009 года N 278-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 326-п]
В целях обеспечения реализации инновационного сценария, предусмотренного Стратегией развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1.Утвердить долгосрочную целевую программу "Инновационное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009-2014 годы" (прилагается).
2.Департаменту инвестиций, науки и технологий автономного округа (Ладнов А.С.) осуществлять координацию работы исполнительных органов государственной власти автономного округа по реализации мероприятий вышеназванной программы.
3.Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий программы, осуществлять в установленном порядке за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.М.Кима.
[Пункт 4 изложен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 326-п]
Председатель Правительства
автономного округа А.В.Филипенко
Приложение
к постановлению Правительства
автономного округа
от 10 июля 2009 г. N 168-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2009 года N 278-п
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2010 года N 326-п]
Наименование программы | долгосрочная целевая программа "Инновационное развитие |
Дата принятия решения о разработке программы (наименование и | распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа |
Разработчик программы | ГУ ВПО "Академия народного хозяйства при Правительстве |
Дата утверждения программы |
|
Государственный заказчик - |
|
Государственные заказчики программы | Департамент информационной политики автономного округа, Департамент образования и науки автономного округа |
Цели и задачи программы | основная цель программы - создание организационных, |
Важнейшие целевые показатели | 1. Создание технопарковых |
Сроки реализации программы | 2009-2014 годы |
Перечень подпрограмм | нет |
Объемы и источники | ". 66,7 |
[Строка изложена | |
Ожидаемые конечные | 1. Число инновационно |
Основная цель деятельности органов государственной власти автономного округа - обеспечить устойчивый рост благосостояния населения. Для этого необходимо как сохранение и эффективное использование существующих, так и формирование новых источников роста экономики автономного округа. Инновационная активность субъектов экономической деятельности является важнейшим фактором ускоренного роста экономики, а их способность к использованию научно-технических, организационных, маркетинговых и иных новшеств, становится важнейшей составляющей конкурентоспособности. Скорость инновационных процессов зависит от наличия стимулов и ограничений, связанных как с экономическими и финансовыми факторами, так и с возможным влиянием новых технологий на государственное управление, социальные процессы и экологию, а также отношением населения к новшествам. Смена ключевых факторов экономического развития выводит на первый план необходимость создания новых условий для обеспечения ускорения разработки и внедрения технологий как для модернизации традиционных секторов промышленности и услуг, так и при формировании новых отраслей, реализации инноваций в государственном управлении. Стратегия развития России до 2020 года предусматривает необходимость формирования всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации. Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в образование, здравоохранение, обеспечение безопасности людей и их имущества, высокие стандарты сферы обслуживания, улучшение экологической среды, безаварийную работу транспорта и коммунальной инфраструктуры, предупреждение техногенных катастроф, развитие информационных, медицинских, нано-, био- и других новейших технологий.
Содержание программы основывается на положениях, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, Программе экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 годы. Основным принципом, заложенным в основу программных мероприятий, является обеспечение условий для реализации инновационного сценария Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года. Программа направлена также на реализацию следующих мероприятий Программы экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 гг.:
создание рабочих мест в новых комплексах экономики, прежде всего, в секторе услуг;
повышение роли малых предприятий в экономике, включая малое и инновационное предпринимательство;
модернизация социального комплекса;
реконструкция и развитие основных инфраструктурных сетей и комплексов.
Основные термины и понятия
Инновации - внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи); внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы; новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения (постановление Росстата "Об утверждении порядков заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения").
Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) её производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных институтов, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности, базовыми элементами которого выступают технопарковые структуры (научные, технологические и исследовательские парки, центры трансфера технологий, технополисы и проч.), информационно-технологические системы, специализированные фонды
Инновационный проект - обоснованный интересами развития комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоение инновационного продукта.
Приоритетный инновационный проект Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - инновационный проект, отвечающий следующим критериям:
Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов, лежащих в основе проекта.
Соответствие приоритетным направлениям социального и экономического развития автономного округа.
Существенная значимость проблемы, на решение которой направлен проект, для повышения уровня жизни населения автономного округа.
Масштабность сферы применения результатов инновационного проекта.
Реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного научно-технического задела и иных необходимых ресурсов.
Наличие положительной экономической, социальной и бюджетной эффективности проекта.
Инновационная культура - состояние восприимчивости обществом новых идей, готовности и способности к поддержке и реализации новшеств.
Инновационная система автономного округа - элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основе выбранных приоритетов.
Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и пр., используемые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный процесс - процесс создания и распространения (диффузия) инноваций.
Инновационная политика автономного округа - совокупность принципов, методов и инструментов управления инновационными процессами, представляющая собой составную часть социально-экономической политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и направленная на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста и повышения благосостояния населения.
Трансфер технологий - движение технологических возможностей (информации, прав, услуг и проч.) от поставщика к потенциальным потребителям.
Инновационные инвестиции - одно из направлений инвестирования, результатом которого является внедрение новых идей в производственную и управленческую практику.
1.2. Анализ основных отраслей и секторов экономики автономного округа, оценка влияния ограничений на обеспечение устойчивого развития автономного округа
Выявление и оценка влияния ограничений на развитие основных производственных и инфраструктурных секторов экономики автономного округа основана на анализе факторов производства, условий спроса, условий для развития родственных и поддерживающих отраслей, условий конкуренции и управленческой практики, среды генерации и обмена знаниями, опытом, информацией, возможностями улучшения качества человеческого капитала.
1.2.1. Сектор нефтегазодобычи и нефтегазопереработки
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, доля которого в общероссийской нефтедобыче составляет более 60%, а в структуре общемировой добычи - около 7%, с учетом потенциальных ресурсов углеводородов, степени разведанности запасов, возможностей добычи, развитости производственной инфраструктуры и уровня рентабельности освоения недр, на ближайшие тридцать и более лет останется стратегической ресурсной базой, обеспечивающей энергетическую безопасность России.
Долгосрочное воздействие существующей институциональной структуры неблагоприятно отражается на развитии топливно-энергетического комплекса региона. Отставание воспроизводства минерально-сырьевой базы от темпов добычи и недостаточные темпы ввода запасов в разработку, а также отсутствие федеральных программ освоения современных методов увеличения нефтеотдачи, приводят к снижению темпов добычи углеводородного сырья, а в перспективе и к снижению уровня добычи. Неблагополучная ситуация сохраняется вокруг малодебитных скважин, доля которых в действующем фонде добывающих скважин уже достигла около 50% и продолжает расти.
Анализ факторов, обеспечивающих рост добычи нефти, свидетельствует о том, что около 30% добычи на территории автономного округа обеспечено за счет применения методов увеличения нефтеотдачи. Наибольший вклад в дополнительную добычу нефти вносят проведение гидроразрыва пластов, работа с фондом скважин и физико-химические методы, включая гидродинамические. Именно эта область сервисных услуг, формирует спрос на инновационные технологии, внедрение которых эффективно силами небольших компаний.
Дальнейшее развитие машиностроения и нефтегазосервиса на территории автономного округа обусловлено необходимостью повышения эффективности нефте- и газодобывающего комплексов, включая повышение нефтеотдачи пластов, снижение негативной нагрузки на окружающую среду. В среднесрочной перспективе в общей структуре затрат на добычу полезных ископаемых значительно вырастут расходы на сервисные услуги.
Потенциальный рынок сбыта новых технологий следует рассматривать не только в границах Ханты-Мансийского автономного округа, но и за его пределами. Одним из привлекательных рынков западносибирского региона в целом является рынок оборудования для малодебитных скважин. В настоящее время существуют законодательные ограничения для развития этого рынка, тем не менее, значительным барьером развития рынка является дефицит инновационных решений. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривает достижение уровня усредненной доли нефти, добываемой за счет применения новых методов воздействия на пласт, до 50% к 2020 году. Ограничением, способным затормозить этот процесс, является мировой экономический кризис, который уже вызвал падение спроса на нефть и, соответственно, повысил финансовые риски компаний при внедрении новых разработок.
Объем мирового рынка нефтегазового оборудования в 2007 году составил 200-240 млрд. долларов, российского - 240 млрд. руб., что в среднем составляет около 4% выручки российских нефтяников. При этом в структуре российского рынка нефтесервисных услуг и нефтегазового машиностроения около 50% приходится на сервис и услуги для бурения, капитальный и текущий ремонт скважин; около 30-35% на технологические услуги, около 15% на геологоразведочные работы. На долю западносибирского региона приходится свыше 60% от общего объема рынка нефте- и газосервисных услуг. Ожидаемое небольшое снижение этой доли в результате смещения сырьевой базы в другие регионы страны, создает возможности местным нефтегазодобывающим компаниям занять позицию основных поставщиков технологий на новых месторождениях Восточной Сибири.
Ухудшение макроэкономической ситуации может привести к значительному падению спроса на услуги нефтегазосервисных компаний и производителей оборудования, по меньшей мере, в ближайшие 2-3 года. Компании в поисках новых стимулов роста будут вынуждены искать наиболее благоприятные территории для размещения собственных производств, усилят коммуникацию с российскими и иностранными партнерами, приступят к внедрению новых эффективных технологий производства, что позволит им в период нового экономического подъема обеспечить собственную конкурентоспособную позицию на рынке.
Необходимым условием сохранения высоких объемов добычи нефти в округе на долгосрочную перспективу является разработка и внедрение инновационных и технологических решений, наибольшим потенциалом среди которых обладают специализированная обработка сейсмических данных и данных дистанционного зондирования Земли для поиска ловушек углеводородов нетрадиционного типа; микросейсмический мониторинг для решения задач поиска, разведки и оптимизации разработки залежей углеводородов и повышения коэффициента извлечения нефти; компьютерное моделирование запасов; совершенствование методов бурения; производство специализированного оборудования; эффективная транспортировка углеводородов.
Определенный вклад в развитие инновационного потенциала сектора нефтедобычи на территории автономного округа вносят научно-исследовательские и проектные институты НИПИ-нефть, НАЦ рационального недропользования им. В.И. Шпильмана, а также Югорский НИИ информационных технологий, к основным направлениям работ которого относится создание математически емких технологий интенсификации добычи нефти и повышения нефтеотдачи пластов.
Обостряющиеся проблемы рационального недропользования, такие как низкий коэффициент извлечения нефти, высокая обводненность продукции свидетельствуют о том, что развитие обслуживающей нефтедобычу инновационной инфраструктуры на территории автономного округа отстает от развития самой нефтедобычи.
Повышение устойчивости экономики региона сможет обеспечить стимулирование развития отраслей, смежных с базовым сектором, в первую очередь нефтепереработка, газо- и нефтехимия. Предприятия, этой сферы пользуются региональной льготой по налогу на прибыль. В качестве приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждены пять инвестиционных проектов в сфере нефтегазохимии и четыре проекта в сфере нефтегазопереработки. Общая сумма планируемых расходов бюджета по этим проектам за период 2007-2011 гг. составляет около 1,7 млрд. рублей, из которых 1,3 млрд. приходятся на завод по производству метанола. Однако все эти проекты до сих пор находятся на прединвестиционной стадии.