Концепция управления государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственный долг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - совокупность долговых обязательств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в формах и объемах, определенных законодательством Российской Федерации и настоящей Концепцией (далее - долг автономного округа).
Прямые обязательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - все обязательства, которые требуют выплат процентов и/или основной суммы кредитору в установленный срок или сроки в будущем.
Условные обязательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств, не подконтрольных органам государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Управление долгом автономного округа представляет собой комплекс процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств автономного округа.
Главной задачей управления долгом автономного округа является привлечение заемных средств для финансирования расходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при условии: сохранения объема долга автономного округа на экономически безопасном уровне; обеспечения исполнения обязательств по долгу и условным обязательствам автономного округа в полном объеме; поддержания минимально возможной стоимости обслуживания долга.
Управление государственным долгом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Объем привлечения заимствований, а также прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам автономного округа определяются на основе прогнозов доходов, расходов, объемов действующих и принимаемых обязательств и объемов капитальных расходов.
Цели привлечения заимствований:
1) заимствования на покрытие кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета автономного округа. Под кассовым разрывом понимается краткосрочное, в пределах нескольких месяцев одного финансового года, превышение расходных обязательств бюджета над бюджетными доходами, которое в последующие месяцы года компенсируются соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами;
2) инвестиционные заимствования.
Заимствования относятся к инвестиционным заимствованиям, если цель их привлечения - финансирование капитальных расходов и погашение производится за пределами финансового года.
Допустимые объемы привлечения инвестиционных заимствований определяются на основе объемов капитальных расходов, с учетом приоритетов осуществления отдельных проектов, и долговой емкости бюджета автономного округа.
Выбор объектов развития инфраструктуры должен определяться на основе социальной и экономической значимости для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Объекты капиталовложений могут быть коммерческими (подразумевают получение прямого экономического эффекта от вложенных средств) и некоммерческими (не влекут прямых поступлений доходов от вложенного капитала, однако эффект выражается в виде увеличения налоговых поступлений, экономии бюджетных средств за счет внедрения новых технологий).
При определении сроков, на которые привлекаются инвестиционные заимствования, учитываются сроки реализации инвестиционных проектов, принятых к осуществлению.
Основными инструментами государственных заимствований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются:
выпуск ценных бумаг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Выбор заемных инструментов осуществляется на основании следующих критериев в порядке значимости:
величина рисков;
стоимость обслуживания;
сроки погашения.
Структура долга автономного округа и программа заимствований на очередной финансовый год определяются в рамках подготовки проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Объем привлекаемых заимствований не может превышать долговую емкость бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Оценка качества проведения долговой политики и кредитоспособности, повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагает проведение работы с ведущими рейтинговыми агентствами.