ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об обращении Думы Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры к Правительству Российской Федерации
"О необходимости разработки и принятия на федеральном уровне
нормативного правового акта, регулирующего торговлю
пиротехническими изделиями невоенного назначения"



Рассмотрев проект обращения Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Правительству Российской Федерации "О необходимости разработки и принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего торговлю пиротехническими изделиями невоенного назначения", руководствуясь пунктом 4 статьи 29 Устава (Основного закона)  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Принять обращение  Думы  Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры к Правительству Российской Федерации "О необходимости  разработки и принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего торговлю пиротехническими  изделиями невоенного  назначения".

2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в Правительство Российской Федерации.

3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное Обращение.


Председатель Думы
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры                                В.С. Сондыков




г. Ханты-Мансийск
12 апреля 2006 года
     № 39

Обращение
Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
к Правительству Российской Федерации
"О необходимости разработки и принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего торговлю пиротехническими изделиями невоенного назначения"



Уважаемый Михаил Ефимович!


В Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступают многочисленные обращения о необходимости принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, который бы регулировал торговлю пиротехническими изделиями невоенного назначения. Необходимость продиктована прежде всего потенциальной опасностью данного товара для жизни, здоровья и имущества граждан.

На федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, осуществляющий самостоятельное правовое регулирование вопросов оборота пиротехнических изделий невоенного назначения, что следует считать значительным пробелом в законодательстве. В процессе оборота пиротехнических изделий возникает множество важных вопросов, которые должны быть строго регламентированы в целях их неукоснительного соблюдения, причем регламентированы именно на федеральном уровне.

Ранее предпринималась попытка изменить данную ситуацию.               29 октября 2004 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вносился проект федерального закона № 103551-4 "Об обороте пиротехнических изделий невоенного назначения". Однако 13 сентября 2005 года данный законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом его субъектом права законодательной инициативы.

Отсутствие федерального закона, который бы регулировал указанный вопрос, вызывает необходимость принимать нормативные акты субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, что нельзя признать правильным. Субъекты правотворчества по-разному подходят к решению данного вопроса, отчего возникает ситуация с большим разнообразием отличающихся друг от друга норм, регулирующих продажу пиротехнических изделий на разных территориях. Однако, если следовать общему правилу, исключающему наличие "двойных стандартов" применительно к изделиям, обладающим опасностью для жизни и здоровья граждан, то сложившаяся в Российской   Федерации ситуация, связанная с правовым регулированием продажи пиротехнических изделий, не укладывается в рамки данного правила.

На сегодняшний день получается, что в одном муниципальном образовании не допускается продажа пиротехнических изделий лицам моложе 18 лет, в другом муниципальном образовании этот возраст ограничен 16-тью годами, в третьем ? лишь 14-тью, в четвертом вообще отсутствуют какие-либо ограничения по возрасту.

Аналогична ситуация с ограничениями мест продажи: в одном муниципальном образовании запрещена уличная реализация пиротехни-ческих изделий с лотков, автотранспорта, в палатках, киосках, на рынках, в другом муниципальном образовании такая реализация разрешается.

Установленные условия реализации пиротехнических изделий также весьма различны. В одном муниципальном образовании перечень обязательных условий довольно широк и включает в себя наличие лицензии на занятие данным видом деятельности, справки о соответствии требованиям пожарной безопасности торговой точки, сертификата соответствия продукции, инструкции по применению, гарантийного срока, предупреждений об опасности изделия, реквизитов производителя. В другом муниципальном образовании данный перечень может быть существенно сужен. В третьем муниципальном образовании ограничиваются только согласованием органов государственного пожарного надзора. В четвертом - лишь рекомендуют осуществлять продажу пиротехнических изделий при наличии положительного заключения органа государственного пожарного надзора (в этом случае вообще непонятно, обязательно ли выполнение этой рекомендации или нет).

Некоторые требования, направленные на обеспечение пожарной безопасности при продаже и хранении пиротехнических изделий, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации  (ППБ 01-03) (утверждены приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313),        в которых обсуждаемому вопросу посвящено только четыре пункта:

1) запрещение хранения пиротехнических изделий в торговых пред-приятиях при размещении последних в зданиях иного назначения;

2) разрешение продажи пиротехнических изделий в специализиро-ванных магазинах или специализированных отделах (секциях) (при этом отделы (секции) должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам);

3) требование хранения пиротехнических изделий в металлических шкафах, установленных в помещениях, выгороженных противопожарными перегородками;

4) запрещение торговли пиротехническими изделиями на объектах транспорта.

Вышеуказанные Правила не подразделяют пиротехнические изделия на классы в соответствии с государственным стандартом, как это делает, например, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов   деятельности", и вообще на какие-либо разновидности, в связи с чем  возникает трудность в применении данных Правил. К примеру, если указанные Правила не оговаривают принадлежность пиротехнических изделий к каким-либо конкретным видам и классам, то из этого следует, что речь идет обо всех изделиях, которые подпадают под понятие "пиротехнические изделия", откуда вытекает, что торговля бенгальскими свечами вне специализированных отделов и их хранение вне металлических шкафов запрещены.

Кроме того, действующее законодательство не дает четкого определения понятия "пиротехнические изделия". Данное понятие присутствует в Пояснениях к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (1993 год). Раздел 3604 Пояснений "Фейерверки, ракеты сигнальные и дождевые, сигналы противотуманные и изделия пиротехнические прочие" включает в себя пиротехнические изделия, способные производить световые, акустические сигналы, давать дым и выделять газы, создавать эффекты горения и вспышки, куда относятся пиротехнические изделия для развлечения и технические устройства.

В связи с вышеизложенным депутаты Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обращаются к Правительству Российской Федерации с предложением о необходимости разработки и принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, регулирующего торговлю пиротехническими изделиями невоенного назначения.


г. Ханты-Мансийск,

12 апреля 2006 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»