Действующий

Об одобрении Концепции реформирования предоставления социальных льгот в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2. Состояние действующей системы социальных льгот
в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре


Существующая система льгот создавалась на начальном этапе реформирования постсоветской распределительной системы. Она была призвана частично компенсировать населению низкие заработную плату и пенсии, стать критерием признания особых заслуг той или иной группы населения.

Декларируемые до последнего времени принципы социальной политики, основанные на полном государственном патронате социально уязвимых групп населения, не способствовали стимулированию личной инициативы к самообеспечению, породили социальное иждивенчество и апатию.

В результате:

-объемы и темпы роста социальных обязательств государства стали заметно опережать его финансовые возможности;

-преобразование структуры (децентрализация) управления системой социальной защиты населения не обеспечило эффективного механизма контроля за результатами деятельности, направленной на повышение уровня жизни нуждающегося населения, исключения дублирования и перекрестного финансирования социальных выплат из бюджетов различных уровней;

-произошла отстраненность институтов гражданского общества от социально ответственной деятельности.

В целом к настоящему времени сформировалась сложная и мало-прозрачная система, состоящая из многочисленных гарантий, льгот, социальных выплат и компенсаций различным категориям граждан, дотаций предприятиям и организациям, производящим товары и услуги для населения.

Значительная часть льгот была установлена федеральным законодательством, другая часть - принята решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Существующие сегодня подходы в разграничении расходных обязательств между федеральным уровнем и уровнем субъекта РФ - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры определили бюджетные источники реализации мер социальной поддержки различных категорий граждан.

Вместе с тем, для предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям и в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне законодательством автономного округа установлены дополнительные меры социальной поддержки из бюджета автономного округа для 13 категорий граждан, отнесенных к расходным обязательствам Российской Федерации.

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление региональных льгот, среди которых основными являются законы: "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства" и др.

В соответствии с данными нормативными правовыми актами предоставляются основные региональные льготы: по проезду в пассажирском транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечению лекарственными средствами, зубными протезами, компенсация услуг связи.

Меры социальной поддержки по оплате проезда

В соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, установившими льготы по оплате проезда, общее количество их получателей превышает 156,0 тыс.чел.

Затраты на реализацию данной меры социальной поддержки в 2004 году составили 295365,0 тыс.руб., что в расчете на 1 льготополучателя составляет 1884,0 руб. На 2005 год запланировано 233220,0 тыс.руб.

Основной проблемой предоставления бесплатного проезда льготным категориям граждан является отсутствие нормативов на количество поездок льготников.

Существующая практика планирования средств на возмещение оплаты проезда льготной категории населения автотранспортным предприятиям основывается на расчетах, где основными элементами является количество граждан, отнесенных к льготным категориям населения, тариф на проезд, количество поездок в месяц. При отсутствии сведений о реальном пассажиропотоке расчет субвенций на возмещение расходов по оплате льготного проезда производится исходя из количества льготников, зарегистрированных на территории муниципального образования, и 26 поездок в месяц на каждого льготополучателя; подобный стандарт потребления услуги нормативно не обеспечен. Таким образом, отсутствие методики определения количества поездок по категориям льготников, а также числа граждан, реально пользующихся льготами (проводимые муниципальными образованиями совместно с автотранспортными предприятиями обследования пассажиропотока не дают достоверной информации), не определяют обоснованную сумму субвенции и носят дотационный характер для муниципальных транспортных предприятий.

Другой проблемой является явно регрессивный характер транспортных льгот, так как они основаны не на принципе адресности, а на предоставлении более существенной поддержки тем ветеранам труда и пенсионерам, которые заведомо лучше обеспечены (например, имеют дачные участки), имеют лучший доступ к общественным услугам (жители городских поселений) и более активны (физическое состояние позволяет пользоваться общественным транспортом).

Кроме того, для ряда категорий льготников (например, участники боевых действий) характер предоставляемой поддержки никак не связан с участием в боевых действиях и с потребностями данной группы граждан, для которой более действенными формами помощи являются профессиональная подготовка и реабилитация, содействие получению оплачиваемой работы и т.д.

Меры социальной поддержки

по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

В настоящее время льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (с учетом оплаты твердого топлива в домах, не имеющих центрального отопления) населению автономного округа предоставляются по категориальному принципу и установлены федеральными и окружными нормативными правовыми актами, общее количество которых составляет 7. При этом 29 процентов льготников получают льготы в соответствии с федеральным законодательством, 71 процент - окружные преференции.

Ориентировочная численность льготников, получающих данную меру социальной поддержки, насчитывает около 180,0 тыс.чел. (или 12,5 процента населения автономного округа); в ряде случаев льготы по оплате жилого помещения предоставляются одновременно и членам семьи реципиента.

Льготы установлены независимо от формы собственности на жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления услуг. Их состав и размер различаются для категорий льготников. Размер льгот варьируется от 30 процентов (многодетные семьи) до 100 процентов (ветераны Великой Отечественной войны) стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Соответственно различны и размеры в расчете на одного льготника: за 2004 год от 267 руб. до 890 руб. в месяц.

Основной проблемой системы жилищно-коммунальных льгот является отсутствие зависимости их предоставления от социальной значимости для получателей. Так, необходимо персонифицировать и сократить перечень субъектов, исключив из числа получателей членов семьи льготника, обеспечив тем самым адресный подход в оказании мер социальной поддержки.

К другим особенностям льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг относятся:

-существование перекрестного механизма социальной поддержки населения (адресные жилищные субсидии и жилищно-коммунальные льготы по категорийному принципу), что неоправданно усложняет предоставление мер социальной поддержки и планирование средств на эти цели;

-регрессивность и нарушение принципа социальной справедливости: граждане с более высокими доходами имеют, как правило, лучшее жилое помещение и, соответственно, получают в суммарном выражении больше льгот;