г.Ханты-Мансийск
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Правительство), Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Работодатели), Объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа в 2003-2005 годах и совместные действия по их реализации.
Стороны Соглашения считают, что в предстоящий период главной целью социально-экономической политики в Ханты-Мансийском автономном округе должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа.
Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, организациями, входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа, объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа, а также организациями, не входящими в объединение работодателей Ханты-Мансийского автономного округа, в объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа, но присоединившихся к Соглашению.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, предусмотренные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы, признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности и обязуются оказывать трудовым коллективам содействие в развитии социального партнерства.
Данное соглашение является основой при заключении соглашений и коллективных договоров на уровне отраслей, муниципальных образований, предприятий и организаций автономного округа.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения.
Участники Соглашения в рамках Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) принимают необходимые решения по социально-трудовым вопросам, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа и добиваются их реализации.
Стороны Соглашения своевременно представляют друг другу полную и достоверную информацию по вопросам социально-экономического положения автономного округа, организаций, хода выполнения Соглашения.
В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2003-2005 годах по следующим направлениям:
В области экономической политики Стороны считают приоритетными следующие направления:
- реализация мер по поддержке промышленности, увеличению объемов производства продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, продвижение конкурентоспособной продукции производителей автономного округа на внутреннем и внешних рынках, развитие малого предпринимательства;
- создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями монополистами;
- согласованное проведение бюджетной, налоговой политики в соответствии с законодательством.
- разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития округа;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.
В целях обеспечения реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно
1.1. Способствуют стабилизации и росту объемов производства в промышленном комплексе автономного округа, разрабатывают и внедряют методы повышения производительности труда.
1.2. Участвуют в подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы, обеспечивающей социально-экономическое развитие автономного округа и по распределению налоговых поступлений между различными уровнями бюджета.
1.3. Проводят согласованную политику, направленную на сохранение положительной динамики роста производства, поддержку регионального товаропроизводителя, обеспечение максимальной занятости населения автономного округа и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ. Готовят предложения по финансовому оздоровлению предприятий.
1.4. Создают систему страхования инвестиционных рисков.
1.5.Способствуют развитию частного сектора экономики, малого предпринимательства (сфера услуг, туризм, недропользование и т.д.).
Правительство
1.6. Систематически анализирует и прогнозирует социально-экономическую ситуацию в отраслях экономики и в муниципальных образованиях автономного округа.
1.7. При формировании бюджета автономного округа учитывает необходимые расходы на разработку и реализацию окружных комплексных и целевых программ. Ежегодно информирует Комиссию о ходе их реализации.
1.8. Формирует бюджет автономного округа, обеспечивающий социально-экономическое развитие региона и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проекта бюджета автономного округа рассматривает предложения Комиссии, информирует налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах бюджета автономного округа.
1.9. В инвестиционной политике способствует созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы и отрасли экономики округа средств отечественных и зарубежных инвесторов, производит размещение облигационных займов автономного округа, обеспечивает предоставление государственной поддержки инвесторам, в том числе посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, гарантий возврата инвестиций. Координирует действия по развитию и реализации инвестиционной политики.
1.10. Обеспечивает получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты-Мансийского автономного округа.
1.11. В пределах предоставленных полномочий осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.
1.12. Способствует производству и внедрению в автономном округе энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов и дополнительно стимулирует организации, производящие эти технологии, приборы, системы.
1.13. Осуществляет поддержку сельских товаропроизводителей. Способствует развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.
1.14. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.
1.15. Создает условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.
1.16. Обеспечивает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной сети на основе целевого использования средств территориального дорожного фонда.
Работодатели
1.17.Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики автономного округа, окружных программ социально-экономического развития, стабилизации и развитии экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.
1.18. Соблюдают налоговую дисциплину.
1.19. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, не допущению банкротства предприятий и роста безработицы.
1.20. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении целевых программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.
1.21. Учитывают, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, мнение представителей профсоюзных организаций при принятии решений.
1.22. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры в организациях и предприятиях независимо от форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду.
1.23. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово-хозяйственной деятельности.
Профсоюзы
1.24. Способствуют устойчивой работе предприятий, организаций и учреждений, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.
1.25. Принимают участие в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов бюджетов, целевых программ на уровне автономного округа, муниципальных образованиях автономного округа.
1.26. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми, территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.
1.27. Защищают социально-экономические и трудовые интересы работников.
1.28. Участвуют в организации трудового соревнования.
1.29.Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.
В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:
- максимальное обеспечение занятости населения, его профессиональную подготовку в соответствии с потребностями экономики автономного округа, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров;
- регулирование трудовой миграции и использование иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права населения автономного округа, Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;
- разработка стимулирующих мер, направленных на привлечение молодежи, иных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- создание новых рабочих мест.
В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно
2.1. Обеспечивают реализацию Программы содействия занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа на принципах софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа и средств работодателей. Осуществляют разработку программы содействия занятости населения на последующий период.
2.2. В случаях угрозы массовой безработицы разрабатывают и осуществляют меры, направленные на сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.
2.3. При банкротстве градообразующих предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий-банкротов.
2.4. Включают в отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
2.5. В целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников различных отраслей проводят конкурсы профессионального мастерства.
2.6. Обеспечивают приоритетное использование трудовых ресурсов автономного округа при заключении контрактов с фирмами на выполнение строительных работ, финансируемых за счет любых источников.
2.7. Стремятся к снижению уровня безработицы.
2.8.Организуют профориентационную работу, в том числе по формированию у подрастающего поколения мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда.
2.9. Содействуют занятости молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, женщин.
Правительство
2.10. Предусматривает финансирование на очередной финансовый год окружной программы занятости населения в установленных размерах по соответствующим уровням бюджета и контролирует их реализацию.
2.11. Информирует Комиссию о состоянии занятости населения, ежеквартально публикует в средствах массовой информации данные о состоянии рынка труда, структуре безработицы, перечень профессий, имеющих устойчивый спрос, о перспективах развития рынка труда, возможностях трудоустройства для отдельных категорий населения.
2.12. Ежегодно проводит мониторинг движения рабочих мест по отраслям и территориям с представлением информации в Комиссию.
2.13. Содействует созданию временных рабочих мест для подростков и студентов для работы во время каникул.
2.14. Оказывает содействие в организации общественных работ.
2.15. Принимает решения по привлечению иностранной рабочей силы на предприятиях автономного округа с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов.
2.16. Содействует участию представителей Профсоюзов в работе региональной межведомственной балансовой комиссии при территориальном органе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Ханты-Мансийском автономном округе при рассмотрении финансового состояния и платежеспособности организаций.