Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2001-2003 ГОДЫ

1.3. Ключевые проблемы на рынке труда


К числу ключевых проблем развития сферы занятости в автономном округе, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и территориальной целевой Программы содействия занятости, относятся следующие:

1) повсеместная и весьма неравномерная по территории автономного округа несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая обусловлена монопрофильным развитием экономики. Несмотря на начавшиеся положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан;

2) ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись, ограничивает возможности роста, с одной стороны, эффективности труда, а с другой - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу;

3) система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. Предприятия практически устранились от работы по улучшению качества рабочей силы. В масштабе автономного округа отсутствуют заявки предприятий и организаций по подготовке специалистов на перспективу, не всегда ясны и перспективы развития самого предприятия. В результате выпускники учебных заведений не востребованы и становятся клиентами служб занятости: по состоянию на конец 1999 года доля выпускников среди безработных, состоящих на учете в службах занятости автономного округа, составляла 5,6 процента, а в 2000 году - 6,8 процента. Ожидается, что в 2001 - 2003 годах примерно 10 процентов выпускников учреждений начального профессионального образования не будут востребованы;

4) трудоустройство ряда социально - демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к низкооплачиваемым видам деятельности. Не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;

5) отсутствие вакантных рабочих мест на предприятиях большинства муниципальных образований автономного округа при значительных коэффициентах напряженности на местных рынках труда обусловливает необходимость повышения трудовой мобильности граждан в пределах автономного округа (г. Лангепас - 25 человек на 1 рабочее место; г. Нягань - 26 человек на 1 рабочее место; г. Белоярский - 183 человека на 1 рабочее место; г. Покачи - 81 человек на 1 рабочее место; г. Советский - 17 человек на 1 рабочее место; Березовский район - 49 человек на 1 рабочее место; Ханты - Мансийский район - 117 человек на 1 рабочее место; Кондинский район - 45 человек на 1 рабочее место; Октябрьский район - 47 человек на 1 рабочее место);

6) наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда свидетельствует о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств в рамках региональных, целевых, инвестиционных и отраслевых программ не направлены пока на всесторонний учет ситуации на рынке труда.