Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ БЕЗРАБОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2001-2003 ГОДЫ

1.1. Содержание проблемы


Позитивные изменения в российской экономике в 1999 - 2000 годах оказали благоприятное влияние на экономическое положение Ханты - Мансийского автономного округа. В 1999 году в промышленности автономного округа были достигнуты самые высокие за последние годы темпы роста объемов производства. Фактически был скомпенсирован спад 1998 года. Индекс физического объема промышленной продукции составил 101,9 процента.

Цена нефти на мировом рынке в течение года возросла почти в 2,5 раза. Высокий уровень цен сохранялся и в 2000 году.

Впервые за годы рыночных преобразований отмечается увеличение спроса на рабочую силу, что проявилось в росте численности занятых. За 9 месяцев 2000 года она увеличилась на 41,6 тыс. человек, или на 6,6 процента относительно аналогичного периода прошлого года. При этом рост численности занятых наблюдался практически во всех городах и районах автономного округа. Исключение составляет только г. Лангепас, где численность занятых трудовой деятельностью осталась на уровне прошлого года. Более половины прироста численности занятых (относительно 1999 года) обеспечили две отрасли экономики: строительство (на 18,3 тыс. человек) и промышленность (на 6,3 тыс. человек). А в таких сферах деятельности, как лесное хозяйство, торговля и общественное питание, операции с недвижимым имуществом, общественные объединения, в 2000 году отмечалось сокращение числа занятых. Однако следует отметить, что повышение спроса на рабочую силу обусловлено в основном развитием негосударственного сектора экономики. В 1999 году предприятиями государственного сектора заявлена потребность в рабочей силе в количестве 2130 человек, а предприятиями негосударственного сектора экономики - в количестве 7232 человек, или 77,2 процента; в 2000 году предприятиями государственного сектора - 2620 человек, негосударственного - 11329 человек, или 81,2 процента (по состоянию на конец 2000 года).

Начиная с 1999 года отмечается положительное сальдо приема и выбытия работников крупных и средних предприятий. В 1999 году принято на работу 183,3 тыс. человек, а выбыло с крупных и средних предприятий округа 173,4 тыс. работников. За 9 месяцев 2000 года сохранились положительные тенденции: принято на работу 182,8 тыс. человек, из них 9,3 тыс. человек, или 5,1 процента, - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 158,1 тыс. человек, из них 89,5 тыс. человек, или 56,6 процента, уволились по собственному желанию. Численность принятых увеличилась, так как за 9 месяцев 2000 года на предприятия автономного округа было принято на работу 99,7 процента от числа принятых за весь 1999 год, а численность выбывших в 2000 году составила 91,2 процента от суммарного числа выбывших за 1999 год.

Снизились масштабы высвобождения работников. За 9 месяцев 2000 года численность высвобожденных составила 2,7 тыс. человек, или 0,4 процента к среднесписочной численности, против 13,8 тыс. человек, или 2,3 процента, за 1999 год.

Улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное (в 2,5 раза) сокращение размеров вынужденной неполной занятости. В 1999 году численность работающих неполное рабочее время составила 18,7 тыс. человек, а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации предприятий - 14,6 тыс. человек. За 9 месяцев 2000 года численность работников, работавших в режиме неполной рабочей недели (дня), сократилась до 5,3 тыс. человек, имевших вынужденные административные отпуска - до 8,7 тыс. человек, а их удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций снизился с 3,2 процента до 0,9 процента и с 2,5 до 1,4 процента. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) за 9 месяцев 2000 года оцениваются в 1170720 человекочасов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 784 работников (в 1999 году потери рабочего времени составили за целый год 3889934 человекочасов, т.е. ежедневно не выходили на работу 1941 человек).

Приостановлено дальнейшее снижение роли реального сектора экономики в обеспечении занятости населения. Доля занятых в отраслях материального производства от всех занятых в экономике в 1999 году по Российской Федерации составила 69,3 процента, по Ханты - Мансийскому автономному округу - 70,4 процента против 68,9 процента по Российской Федерации и 70,1 процента по Ханты - Мансийскому автономному округу в 1998 году.

Произошли изменения в распределении занятого населения по отраслям материального производства и непроизводственной сферы. Отмечается рост среднесписочной численности рабочих, имеющих профессии: в области строительства - на 35,8 тыс. человек, транспорта - на 14,9 тыс. человек, связи - на 2,2 тыс. человек, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической службы - на 2,5 тыс. человек. В общей сложности за 1999 - 2000 годы по сравнению с 1998 годом численность работников, занятых в этих отраслях материального производства, увеличилась на 55,4 тыс. человек. Одновременно отмечается интенсивный рост относительно 1998 года численности служащих, занятых в следующих сферах: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 5,1 тыс. человек), народное образование (на 4 тыс. человек), управление (на 3,4 тыс. человек), культура и искусство (на 2,5 тыс. человек), научные организации (на 1,4 тыс. человек). Наиболее бурно происходил в этот период прирост численности занятых в сфере информационно - вычислительного обслуживания, где число работающих увеличилось многократно: с 69 человек в 1998 году до 3084 человек в 2000 году "*".

Перераспределение работающих по формам собственности в автономном округе в основном завершилось, и последние три года (1998, 1999, 2000 годы) доля работников, занятых в государственном секторе экономики, остается неизменной. В 1998 году в государственном секторе экономики было занято 31,3 процента от всей численности работающих, в 1999 году - 31,1 процента. В 2000 году доля занятых в государственном секторе сохраняется на уровне 31,1 процента.

Остаются значительными масштабы занятости в частном секторе экономики. По оценкам специалистов Департамента экономической политики автономного округа, в данном секторе экономики занято в 2000 году до 114,1 тыс. человек, или 16,2 процента от численности занятых в экономике автономного округа. Для сравнения: в 1998 году - 105,6 тыс. человек, или 15,1 процента, в 1999 году - 112,5 тыс. человек, или 16 процентов. Предполагается, что в 2001 году доля занятых в частном секторе экономики будет сохраняться на уровне 16,1 - 16,3 процента.

Но наряду с положительными сдвигами в реализации государственной политики занятости в автономном округе остается нерешенным ряд проблем:

1) сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы, обусловленная отсутствием развитой транспортной сети, развитого рынка жилья и внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров, а также неадекватностью перемен в системе образования изменениям на рынке труда;

2) продолжается разработка федеральных целевых и инвестиционных программ, отраслевых и региональных программ развития без учета в должной мере ситуации на рынке труда. В настоящее время автономный округ принимает участие в восьми федеральных целевых программах Российской Федерации, финансируемых из федерального бюджета и бюджета автономного округа, и двадцати пяти региональных целевых программах, оказывающих влияние на состояние рынка труда. Региональные программы будут реализованы в срок до 2005 - 2010 годов, однако подавляющее большинство из них существенно не изменит ситуацию на рынках труда дотационных территорий автономного округа: Ханты - Мансийского, Октябрьского, Кондинского, Березовского районов. Далеко не все федеральные и региональные целевые программы предусматривают меры по созданию и сохранению рабочих мест. На предприятиях автономного округа в 1998 году было создано только 6,3 тыс., в 1999 году - 7,7 тыс., а за 9 месяцев 2000 года - 9,3 тыс. новых рабочих мест. Предполагается введение до конца года еще 755 дополнительных рабочих мест. Сокращено соответственно по годам 16,3 тыс., 13,8 тыс., 2,7 тыс. рабочих мест и намечено к высвобождению до конца года еще 725 работников.

Стабилизация процессов в экономике обеспечила повышенный спрос на рабочую силу и тем самым определила не только характер изменений в динамике безработицы, но и в качественном составе безработных;

3) в 1999 году произошел перелом в процессах, характеризующих явление безработицы. В большинстве территорий автономного округа за 1999 год произошло снижение абсолютной численности безработных и, соответственно, уровня регистрируемой безработицы.

Первые признаки стабилизации были отмечены в марте 1999 года, когда абсолютная численность безработных (36177 человек) осталась на уровне зарегистрированных на конец февраля (36245 человек). В дальнейшем темпы сокращения числа безработных ежемесячно нарастали вплоть до июля 1999 года (с 0,2 процента в марте до 9,3 процента в июле), когда снижение числа безработных относительно предыдущего месяца произошло на 2,9 тыс. человек. В последующие месяцы тенденция снижения числа зарегистрированных безработных сохранялась, но в менее быстрых темпах. За декабрь 1999 года абсолютная численность безработных сократилась на 163 человека, или на 0,7 процента. По состоянию на 1 января 2000 года службами занятости автономного округа было зарегистрировано 23,7 тыс. безработных. За 1999 год численность безработных, регистрируемых на дату, снизилась относительно начала года на 12,1 тыс. человек (с 35,7 тыс. до 23,7 тыс. человек), или на 33,8 процента, за одиннадцать месяцев 2000 года - на 7,4 тыс. человек (с 23,7 тыс. до 16,2 тыс. человек), или на 31,4 процента.

Определяющую роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло значительное увеличение спроса на рабочую силу с 4,7 тыс. рабочих мест на начало 1999 года до 9,4 тыс. рабочих мест в конце 1999 года и до 11,5 тыс. рабочих мест к декабрю 2000 года. Значительно возрос процент трудоустройства граждан, ищущих работу через службы занятости. Так, если в 1998 году он составлял 53,2 процента, то в 1999 году - 69,8 процента, в 2000 году - 69,2 процента. Произошел рост доли трудоустроенных безработных в общем числе безработных, состоящих на учете, с 23,2 процента в 1998 году до 31,5 процента в 1999 году и 31 процента в 2000 году. Рост доли трудоустройства безработных обусловлен в основном увеличением процента трудоустройства безработных на временные рабочие места. Так, в 1998 году только 6,4 процента от числа безработных, нашедших работу при содействии службы занятости, были трудоустроены на условиях временной занятости, в 1999 году - 5,6 процента, а за девятимесячный период 2000 года - 19,9 процента. Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства. Удельный вес числа трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости в общем приеме кадров на предприятиях и в организациях составил за 9 месяцев 2000 года только 8,3 процента;

4) происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных возросла с 1998 года по сентябрь 2000 года с 55,8 до 67,3 процента, доля лиц предпенсионного возраста среди безработных, зарегистрированных на конец каждого отчетного года, изменилась за период с начала 1998 года по сентябрь 2000 года с 3,1 до 7,4 процента соответственно; граждан, не имеющих опыта работы, - с 14,1 до 17,3 процента соответственно; граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - с 19,5 до 31,3 процента;

5) отмечается рост безработицы в сельской местности. Доля безработных в сельской местности начиная с 1991 года по 1997 год включительно непрерывно возрастала (с 3,5 процента до 19,3 процента). В последующие два года, когда произошли массовые высвобождения работников с предприятий нефтяной отрасли, доля безработных в сельской местности несколько сократилась - до 15,9 процента в 1999 году. После стабилизации экономических процессов в нефтедобывающей промышленности и снижения численности безработных в нефтедобывающих районах доля безработных, проживающих в сельской местности, вновь возросла до 18,5 процента. По состоянию на конец третьего квартала 2000 года она достигла 24,7 процента. Основной причиной безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен как по условиям, так и по оплате, особенно для молодежи, которая составляет почти треть от общей численности безработных, зарегистрированных в сельской местности (30,1 процента). Недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.

Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, уровень образования. Каждый третий из числа официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, не имеет полного среднего образования (в городах - каждый восьмой), доля безработных с высшим образованием, проживающих в сельской местности, на пять процентов ниже доли безработных с тем же образованием в городах. Около 28 процентов всех сельских безработных составляют лица, не приступавшие к трудовой деятельности, 28 процентов - лица, не имеющие профессии, и почти 50 процентов - лица с длительным перерывом в работе (в городах на эти контингенты приходится соответственно 14,2 процента, 13,6 процента, 26,1 процента зарегистрированных безработных). Преобладание в составе безработных лиц, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, в условиях недостатка альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест обусловливает застойный характер сельской безработицы. Об этом свидетельствуют показатели средней продолжительности периодов безработицы, которые ежегодно растут либо сохраняются стабильно высокими: в Октябрьском районе этот показатель в 1998 году составил 8,4 месяца, в 1999 году - 10 месяцев, за 9 месяцев 2000 года - 9,4 месяца; в Кондинском районе, соответственно - 12,3 месяца, 17,8 месяца, 14,5 месяца; в Ханты - Мансийском районе - 10,5 месяца, 15,8 месяца, 16,7 месяца; Березовском районе - 11,03 месяца, 14 месяцев, 14,1 месяца;

6) сохраняется значительная дифференциация территорий автономного округа по уровню безработицы. В конце 1998 года при среднем по автономному округу уровне регистрируемой безработицы (4,8 процента) данный показатель варьировал от 1,1 процента в г. Сургуте до 14,5 процента в Березовском районе. При этом в шести территориях автономного округа он был ниже среднеокружного, в 16 муниципальных образованиях превышал средний показатель (в том числе в 5 территориях - в 2 раза и более). В конце 1999 года при снижении среднего по автономному округу уровня регистрируемой безработицы до 2,6 процента диапазон его изменений по территориям оставался достаточно широким: от 0,6 процента в г. Сургуте до 11 процентов в Октябрьском районе, при этом в восьми из 22-х территорий автономного округа уровень регистрируемой безработицы был ниже среднеокружного, в тринадцати территориях был выше, причем в восьми территориях автономного округа он превышал среднеокружной в 2 и более раза.

1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001 - 2003 годы (приложение 1)

В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. По данным Комитета государственной статистики Ханты - Мансийского автономного округа, численность постоянного населения автономного округа возросла с 1996 по 1999 годы на 29,6 тыс. человек, или почти на 2,2 процента. Сложившаяся демографическая ситуация свидетельствует о том, что почти половина населения автономного округа - это дети и молодежь (возрастная группа от 0 до 29 лет включительно составляет в настоящее время 48,3 процента). В этот период времени произошло пополнение численности отдельных возрастных групп: подростков и молодежи 14 - 15 лет - на 7211 человек, или на 14,2 процента; 16 - 17 лет - на 3466 человек, или на 7,6 процента; 18 - 19 лет - на 1639 человек, или на 4 процента; 20 - 24 лет - на 13946 человек, или на 13,7 процента; 25 - 29 лет - на 3229 человек, или на 3,5 процента. Более быстрыми темпами идет прирост численности групп молодежи 14 - 15 лет и 20 - 24 лет. Общий прирост численности группы подростков и молодежи составил 29491 человек. Вышеприведенный анализ показывает, что в ближайшие три года в автономном округе будет отмечен прирост населения трудоспособного возраста главным образом за счет превышения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи.

Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, правда более медленными темпами, чем в предыдущие годы. Если позитивные сдвиги в экономике автономного округа будут продолжаться и в 2001 - 2003 годах, то можно предположить, что процент высвобождений работников сохранится на уровне 2000 года и составит 0,7 процента в 2001 году, 0,9 процента в 2002 году, 1,2 процента в 2003 году. Численность высвобожденных работников может достичь 5 - 8,5 тыс. человек (по кругу крупных и средних предприятий), что не превысит 1,7 - 2 процента от всех выбывающих. При этом около 40 процентов прогнозируемого высвобождения работников придется на промышленность, 10 процентов - на строительство, транспорт, жилищно - коммунальное хозяйство, 6 - 7 процентов - на торговлю и общественное питание.

Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. До тех пор, пока не будет достигнуто обоснованное соотношение между заработной платой, сложностью труда и квалификацией работника, на предприятиях не будут придавать должного значения условиям труда, текучесть кадров, обусловленная увольнениями по собственному желанию, будет оставаться на достаточно высоком уровне. Примерно 60 процентов от численности работников, предлагающих свои услуги на рынке труда, составят рабочие, уволившиеся по собственному желанию.

Ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы, во-первых, из-за сохраняющейся вынужденной неполной занятости населения и во-вторых, из-за качественного несоответствия предложений безработных запросам работодателей. К тому же прогноз социально - экономического развития автономного округа на 2001 - 2003 годы показывает, что ожидается весьма умеренный рост численности занятых - за три года на 5 тыс. человек. Прогнозируется наиболее существенное увеличение спроса на рабочую силу относительно 2000 года в таких отраслях экономики, как строительство (на 3,4 тыс. человек), транспорт (на 1,4 тыс. человек), и незначительное - в здравоохранении, физической культуре и спорте, социальном обеспечении.

Положительная динамика численности занятых в экономике в 2001 - 2003 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, и при позитивном развитии социально - экономических процессов в автономном округе предполагается сокращение общей численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда, на 16,1 тыс. человек, с 88,2 тыс. человек в 2000 году до 72,1 тыс. человек в 2003 году. Однако при этом число зарегистрированных службами занятости безработных будет оставаться на уровне их численности в 2000 году и даже несколько возрастет. Во-первых, около 55 процентов от числа зарегистрированных безработных будет иметь низкий общий образовательный уровень и не иметь даже профессиональной начальной подготовки, что практически исключает возможность их самостоятельного трудоустройства. Во-вторых, повышенный спрос на рабочую силу формируется на территории только трех муниципальных образований автономного округа: г. Сургут, где спрос на рабочую силу в 2,5 раза превышает ее предложение, г. Нижневартовск, где спрос превышает предложение почти восьмикратно, и Сургутский район, где спрос в 2 раза превышает предложение (по состоянию на 1 декабря 2000 года). В остальных 19 муниципальных образованиях автономного округа наблюдается на протяжении многих лет отрицательное сальдо спроса и предложения рабочей силы. В г. Белоярском, г. Покачи, Ханты - Мансийском районе спрос на рабочую силу практически отсутствует (заявляются единичные вакансии - 5, 3, 6 рабочих мест), предложение рабочей силы в 100 и более раз превышает спрос на нее.